Жизнь и творчество
Послереволюционные годы - пик общественной деятельности композитора. Рославец - один из лидеров АСМ, организатор профессионального союза композиторов, редактор журнала «Музыкальная культура». Он преподавал в Ельце, Харькове и Москве. Разрабатывал идеи «монументальной пропаганды», открыл новые принципы музыкального ритма, формы, контрапункта, создал собственный метод преподавания. «Академическое новаторство» тех лет сказалось в Первом скрипичном концерте (1925), работе над Первой и Второй симфониями, Камерной симфонией (1926-1934), в камерной инструментальной и вокальной музыке. Рославец подвергся преследованиям со стороны РАПМ, ОРКИМД, Проколла, попыткам дискредитации (на долгие годы объявлен репрессированным), был вынужден отказаться от собственного стиля. Спад творческой и общественной деятельности отразился на художественном уровне произведений 1930-х годов. Исключение составляют Пятый струнный квартет (1924), 24 прелюдии для скрипки и фортепиано (1941-1942), написанные тяжело больным композитором. Многие произведения Рославца утрачены, часть сохранилась во фрагментах. Могила композитора на Ваганьковском кладбище не восстановлена, усилия Союза композиторов Москвы в этом отношении пока остаются безрезультатными.
Симфоническая поэма «В час новолуния», судя по технике композиции и гармоническому стилю, создана в 1910-е годы. Предлагаемая нами датировка - 1912 - начало 1913 г. Реконструкция и редакция осуществлена автором этих строк по сохранившимся партиям и партитуре.
Симфоническая поэма «Комсомолия» (1928) считалась утраченной. Черновой набросок, хранящийся в личном архиве композитора в ЦГАЛИ, не дает представления о партитуре. Партитура была возвращена в музыкальный обиход, когда автор этих строк обнаружила ее в фонде Музгиза, наряду с автографом партитуры Первого скрипичного концерта и его клавира, также считавшихся утерянными. 30 сентября 1928 года произведение исполнялось симфоническим оркестром и Госкапеллой и транслировалось радиостанцией имени Коминтерна из клуба Кухмистерова. Партитура готовилась к изданию, которое не было осуществлено из-за расправы над композитором.