А. ШНИТКЕ
     ПОСВЯЩЕНИЕ СТРАВИНСКОМУ, ПРОКОФЬЕВУ И ШОСТАКОВИЧУ

Вернуться

       Посвящение Стравинскому, Прокофьеву и Шостаковичу для фортепиано в 6 рук (1978) несмотря на свое название не является мемориалом, а скорее развивает дивертисмениную линию, идущую от пьесы «Moz-Art». В основе сочинения лежат три темы: Китайский марш из оперы И. Стравинского «Соловей», «Юмористическое скерцо» для четырех фаготов С. Прокофьева и Полька из балета «Золотой век» Д. Шостаковича. Композитор относится к этим темам не как к цитатам, а обращается с ними как с собственным материалом. Главная его задача - создать своеобразное пастиччо на юмористические игровые темы, приведя их к одному знаменателю.
       Композиция целого очень стройная и законченная: она представляет собой своеобразную рондо-концетрическую форму (в качестве рефрена выступает перпетуум мобиле остроритмизованной остинатной темы Стравинского, в центре - гротескная полька Шостаковича, последнее же проведение рефрена соединяется с забавно-неуклюжей плясовой темой Прокофьева). Целостности композиции соответствует обрамление ее вступлением и заключением, а также комический штрих: микрорефрен в виде кластерных аккордов, на которые «наталкивается» остинатное, почти механистическое движение, после чего перпетуум мобиле раскручивается вновь. Не являясь глубоким произведением, Посвящение Стравинскому, Прокофьеву и Шостаковичу, тем не менее, представляет собой обрвзец яркой виртуозной концертной пьесы, остросовременной и остроумной.

В. Холопова
Е. Чигарева


Опубликовано: В. Холопова, Е. Чигарева. Альфред Шнитке, Москва «Советский композитор» 1990.

Вернуться

Используются технологии uCoz