Написав это название, я решил, что оно просто, а потому выбрано правильно: я ведь и собираюсь писать о цикле симфоний Альфреда Гарриевича Шнитке, исполненных в Москве в сезоне 1989-1990 годов, и притом собираюсь писать не рецензию, которая всегда (если уж «рецензия») смахивает на ученый жанр, а хочу только рассказать о своих впечатлениях от концертов симфонического оркестра Министерства культуры СССР под управлением Геннадия Николаевича Рождественского.
Но теперь я вижу, что очень простое и правильное название моего текста не в состоянии передать всей необычности и знаменательности происшедшего в Москве - это ведь не что-нибудь играли между делом, а основательно и в хронологическом порядке были исполнены пять произведений одного из самых выдающихся композиторов нашей страны, да и вообще наших дней. Симфония как жанр занимает в творчестве Альфреда Шнитке весьма традиционное место; это самые сложные, и итоговые, и капитальные, и насыщенные смыслом создания композитора, и возникают они после долгой подготовки и после длительнейшего процеживания разных музыкальных материалов в самых разнообразных музыкальных материалов в самых разнообразных музыкальных жанрах. Иными словами, всякий раз это сложнейшим и малозаметным со стороны способом полученная квинтэссенция музыкального мышления композитора, которое ведь всегда загадка: для слушателей да и для самого создателя музыки. Всегда можно и всегда нужно спросить себя: почему это так? И откуда это убедительнейшее и увереннейшее звучание чего-то ранее неслыханного? Откуда этот новый художественный мир звуков, о котором прежде не предполагали и о котором так никто бы и не догадался, не будь творца-музыканта и этой выпавшей на него доли творить по воле Божией и согласно дару небес? Итак, пять симфоний Шнитке, пока что созданных, - это, конечно, чудо, одно из чудес искусства, свидетелями чего всем нам время от времени случается быть. Но есть еще и другое, то ли маленькое, то ли настоящее большое чудо, - оно в том, что наконец-то удалось исполнить в одном сезоне все симфонии подряд, собрать вместе и выставить - на слух, не на показ все это высшее мастерство композитора в создании нового мира художественного смысла.
Как, и это-то тоже чудо? То есть то, что исполнили пять симфоний подряд? Да, и это. Так, по крайней мере, в нашей действительности, столь неласковой к серьезным творениям искусства, столь подозрительной к ним по мере своего непонимания, столь неблагожелательной к ним по мере своей злоумышоенной некультурности, раком проевшей все административно-организационные и культурно-руководящие органы. Зато есть и другая, благодатная сторона: очень долго можно было готовиться к такому циклу концертов, затрачивая на него уйму внешней энергии и колоссальную массу внутренних сил собирания, - все это стало уделом в первую очередь
И вот он осуществился, этот цикл концертов. И хотя наши газеты и журналы ужас не любят точности дат, потому что вечно опаздывают со своими откликами на музыкальные события и стыдятся этого, на этот раз мне хочется, чтобы непременно были выставлены - в торжественный ряд - даты состоявшихся концертов. Чтобы они были выставлены почтительно, крупными литерами: 21 ДЕКАБРЯ 1989 г. 30 ЯНВАРЯ. 27 ФЕВРАЛЯ, 26 и 29 АПРЕЛЯ 1990 г. Вот и все: так коротко и выразительно. Таковы даты этих больших музыкальных дней прошедшего сезона.
Теперь же, когда можно уже только вспоминать об этих пяти концертах, передо мной выбор, по-своему тоже непростой: о чем говорить сначала - о симфониях ли Шнитке и их духовном смысле, о том ли, как они были исполнены, или о концертах в целом. Потому что ведь кроме пяти симфоний Шнитке тут было исполнено и много другой, разной музыки. И выбор ее был не случайным, а, как это почти всегда бывает у
Это уже само по собой проговорилось о музыке Шнитке, потому что я хотел сказать пока только о том, как органично были составлены программы концертов. Во втором концерте вместо хоров Антона Брукнера, которые полагаются ко Второй симфонии точно так же, как Первой подобает «Прощальная симфония»,
Но зато в последнем и итоговом концерте совсем «не зазвучали» поздние шедевры Стравинского - «Монумент Джезуальдо» и «Вавилон». Они словно не захотели прозвучать в полную меру (а тоже ведь первые советские исполнения!) и во весь голос произнести свое слово. Не стану празднословить, гадая о том, что и почему в этих сочинениях (в их исполнении) не получилось и не удалось, а призываю
Но могу представить себе, что дело глубже. И что оно затрагивает проблему активности слуха и с нею тесно соединенных любопытства или нелюбопытства, желания что-либо слушать или малого желания, терпения и нетерпения, слушательской «усидчивости» и т. п. Ведь, конечно же, в музыке бывают творческие индивидуальности двух разных типов, которые в соответствии с тем строят, эти богатые медом ульи. Одни больше открыты наружу, а другие больше таятся в себе и ждут, что те, кому важно отведать этого меда, наберутся терпения, чтобы медленно и постепенно осваивать новый для них художественный мир, упорствуя в своем вникании вовнутрь его и получая за это, в конце концов, богатые дары. Итак, одни не спешат высказать себя, а другие, наоборот, наседают и напирают на слушателя и обступают его со всех сторон, берут в осаду, топят в себе, в своей яркости, громогласности, многозвучии. И вот мне начинает казаться, что Альфред Шнитке, который пишет сложные философские произведения, тем не менее ублажает своих слушателей наперед и готовит, и воспитывает из них нетерпеливых поспешателей, которым сразу же вынь да положь то, что есть в музыке, если есть тебе что сказать. То есть, быть может, большая часть все еще остается внутри музыки, но того яркого, и красивого, и занимательного, что уже есть на переднем плане, вполне достаточно, чтобы удовольствовать скоростного прослушивателя. Что в музыке есть такой насыщенный, и сочный, и яркий передний план, это и не плохо, и не хорошо. Это только несколько опасно - для других. Потому что ведь не всякая же музыка выпячивает эту свою чем-то привлекательную внешнюю поверхность, - впрочем, она же и поверхность внутреннего, она же и просвечивает насквозь до самых своих глубин. И что же все-таки делать «медленной» музыке - то есть медленно раскрывающейся перед слухом? И вот это-то и есть колоссальная проблема...
Ну, например, к какому типу принадлежал Сезар Франк? На этот вопрос, быть может, и нелегко сразу ответить. Однако из книги Венсана д'Энди известно, что этот композитор, который, сочиняя по нормам XIX века, отнюдь не писал музыку заведомо вразрез со слуховым опытом своих современников, тем не менее до самого последнего года своей жизни так и не испытал настоящего публичного успеха и только менее чем за год до своей смерти услышал на одном камерном концерте бурные овации (исполнялся струнный квартет). Теперь - это удел даже такого человеколюбивого и милосердного автора, как Сезар Франк, притом в век процветания множества благосклонных ушей. Правда, теперь мы узнаем, что Франк - совсем «плохой» композитор (из бесед
«Шнитке - художник-философ», - пишет С. Савенко, и это верно, и это первое, что надо сказать об этом композиторе. Меня, должен признаться, долгое время смущали все эти поэты и композиторы, получающие в награду от критиков титул «философа». Мало того, что поэт, - еще (сверх того) и философ (пожалуй, что незваный). Потом я стал понимать, что это другая философия и другие философы - не та, что в книгах, и не те, что читают с кафедр. Когда музыка философствует, она пребывает как раз в том месте и в том жизненном слое, который для философии в терминах, понятиях, категориях и в книгах почти недоступен, - это место и эта сфера выявления всего того, что человек думает, и знает, и осмысляет еще до всякой книжной философии, это сфера его непосредственной мысли, его непосредственного понимания жизни и всего, что вокруг него. «Сама» же философия долгое время не заглядывала в эту сферу, игнорируя ее, не зная ей цены, а потому пренебрегая ею: я в ней, в этой области жизненного - жизненных представлений и мыслей, собственно, настоящий исток всякой словесной философии, тут и решается, какой она будет. И вот эта предфилософия, весь этот хаотический (как то по обыкновению бывает в жизни) котел, в котором кипят и зачинаются, и вызревают всякие мысли людей, - он-то и есть область, где может развернуться композитор-философ. Потому что такая «предфилософия», раз выраженная (да еще и как ярко!), и есть настоящая философия, со своими средствами выражения (да какими убедительными!). Шнитке - философ, и если философу похвально быть глубоким, то я скажу, что все его симфонии как на подбор: одна глубже другой. Я не говорю, которая глубже, и не могу сделать здесь выбора: они совсем разные, потому я и говорю - одна глубже другой. Может быть, несколько особняком стоит Первая симфония с ее митингово-театральными элементами, но ведь и она не «внешнее», не поверхностнее других (при столь разработанном переднем плане, способном заворожить зрителя этого произведения). Если и есть какие-то элементы эволюции в этом ряду пяти симфоний, то их можно видеть в нарастании духовно-религиозной проникновенности и сосредоточенности, которая достигает наибольшего в Четвертой симфонии. И есть еще знаменательное в том, как современный музыкант, искусству которого вовсе заказано развитие средств в том смысле, как понимали это в XIX веке, начинает постепенно и закономерно заворачивать назад (коль скоро нет уже условий для продвижения вперед!) и, заворачивая, засматриваться на тот самый XIX век музыки, столь многим привлекающий еще и теперь. И вот в Пятой симфонии композитора мы вдруг расслышим (по крайней мере, я был этим удивлен) голос совершенно открытого, как бы обнаженного чувства, которое не стесняется себя и порой дает себя совсем напрямую. Даже не преломляясь по-малеровски: о Малере тут нельзя не вспомнить, коль скоро автор симфонии прямо имеет в виду юношеский фортепианный квартет Густава Малера и цитирует, и перелагает, и преобразует его материал (хотя малеровского в Пятой симфонии не больше, а меньше, чем в некоторых других других произведениях Шнитке). Вот эта Пятая симфония, начавшись как «Четвертый кончерто гроссо / Пятая симфония», - очень быстро оставляет позади себя барочные намеки начала и через Малера устремляется в открытую глубь XIX столетия. Это присутствие открытого чувства в симфонии Шнитке, присутствие того, что в музыке давным-давно заплетено тысячью неизбежных опосредований, отражений и оттенений, было для меня во всех отношениях неожиданно и удивительно.
Что-то скажет нам Альфред Шнитке в своих симфониях Шестой, Седьмой, Восьмой?..
Остается поблагодарить Геннадия Николаевича Рождественского за этот беспримерный показ симфонических вершин новой музыки Альфреда Гарриевича Шнитке - за творение и со-творение таких художественных миров.
И еще пользуюсь возможностью (хотел сказать - случаем), чтобы лично поблагодарить Случай, который, постоянно отрывает меня от Москвы, все же не захотел и не счел нужным помешать мне прослушать все концерты седьмого абонемента, благодаря этому сделавшись соавтором этого текста.
А. В. Михайлов