НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ СИДЕЛЬНИКОВ

Вернуться

       Николай Николаевич Сидельников (1930-1992) - один из ярких представителей московской композиторской школы. Он родился в Твери, учился в Москве у В. Шебалина, Ан. Александрова, Е. Месснера. Много лет Сидельников преподавал на кафедре сочинения в Московской консерватории. Среди его учеников - Э. Артемьев и В. Тарнопольский, Д. Смирнов и В. Мартынов, И. Соколов и С. Павленко.
       Н. Сидельников - едва ли не самый «русский» из композиторов своего поколения. Он всегда был близок к событиям отечественной истории (оратория «Поднявший меч» на тексты древнерусских летописей, балет «Степан Разин», «Симфония о погибели земли русской»). Лермонтов, Лесков, Аксаков, Хлебников, Булгаков - тот круг писателей и поэтов, которые были ему особенно созвучны. В его музыке оригинальным образом сблизились черты русского музыкального фолклора и самые современные средства композиции. Сидельников творчески наследует традиции Глинки, Мусоргского, Чайковского, Стравинского. Его замечательный хоровой цикл «Романсеро о любви и смерти» написан на стихи Ф. Гарсиа Лорки и при этом оригинально продолжает глинкинскую традицию «русской музыки о Востоке». Почти все его сочинения программны, фантазия композитора здесь безгранична (например, названия частей в исполняемом сегодня концерте «Русские сказки» - «Топи да туманы...», «Леший с русалками хороводы водит»).
       Сидельников оставил солидный творческий багаж - несколько симфоний, ораторий, вокальных циклов, произведений для хора, две оперы («Чертогон» по Лескову и «Бег» по Булгакову). Он написал детские фортепианные пьесы («Саввушкина флейта») и посвятил их своим детям, а в последние годы жизни его привлекла традиция русской духовной музыки - Литургия Св. Иоанна Златоуста, Духовный концерт для хора, «Вечернее моление о мире». Многие его сочинения до сих пор не звучали. «Русские сказки» написаны в 1968 году, это сочинение принадлежит к ряду опусов, наиболее близких к фольклору. Выразительные темы-попевки вкраплены в колоритный тембровый контекст, в каждой части - свой остроумный программный замысел, свои изобретательные инструментальные эффекты. Композитор смело сочетает мелодические обороты русского фольклора с джазовыми особенностиями - ритмикой, тембрами. Оратория «Смерть поэта» была написана в 1976 году. Она является продолжением вокально-инструментальной симфонии «Мятежный мир поэта» на стихи М. Лермонтова (1971) и по замыслу автора должна исполняться с ней в один вечер. Написанная на стихи М. Лермонтова, посвященные гибели Пушкина, оратория представляет собой сложное, стилистически многоплановое произведение. Заостренная экспрессия отличает хоровой пласт, разнообразны, почти разнородны жанровые характеристики тематизма - здесь и знаменный распев, и цитаты (известный траурный марш Шопена), и разнообразные звукоизобразительные приемы. Оратория строится как сквозная композиция, чередующая ярко контрастные эпизоды. Пассаккалья для органа (1989) - одно из последних произведений Сидельникова. Венская симфониетта в тоне Es для медных духовых была написана в 1981 году.

Григорьева Г. В.


Опубликовано: Аннотация к концерту в Большом зале консерватории от 18 сентября 2000 года (к 70-летию со дня рождения).

Вернуться

Используются технологии uCoz