Программа выступления Валерия Кастельского в Концертном зале имени
Прозвучавшие на вечере произведения Скрябина представляли различные этапы творчества композитора - от Прелюдии и Ноктюрна для левой руки соч. 9 до Пяти прелюдий соч. 74. В интерпретации целого ряда сочинений, весьма разнообразных по жанру, форме, образному строю, Кастельскому удалось избежать мозаичности и фрагментарности, часто проявляющихся в трактовках подобных программ. Вниманию слушателей был предложен стройный цикл с единой художественной идеей. Немалую роль сыграл здесь сам выбор сочинений, их удачная последовательность. И, конечно, сказалось стремление пианиста объять все «единым взором», взглянуть на разные пьесы как на часть одного целого.
В то же время музыкант тонко подметил глубинные особенности каждого из сочинений. В этом смысле необходимо прежде всего выделить трактовку Сонаты-фантазии соч. 19, где сдержанное, сосредоточенное Andante и ярко динамичное Presto явились контрастными фазами напряженного драматического повествования. В пьесах соч. 45, 52, 57 пианист сумел достичь почти зримого, реального воплощения программности, выраженной в заголовках каждого из сочинений...
Л. МАМИКОЯН,
профессор Ереванской
консерватории