Наша встреча с Сергеем Михайловичем Слонимским состоялась вскоре после премьеры его камерной оперы «Мастер и Маргарита» по роману М. Булгакова, показанной в концертном исполнении в Большом зале консерватории и в Зале имени Чайковского. Начавшись с разговора об этой премьере, беседа, как говорится, вышла на множество проблем, связанных прежде всего с социально-культурной ситуацией я стране. Характерно: композитор попросил исключить из нее соображения о собственной
— Какова, на ваш взгляд, суть происходящих в нашей жизни перемен и как, по вашему мнению — мнению одного из ведущих советских композиторов, — они влияют на музыкальное искусство?
— Ведущих? Лично я прекрасно осознаю свое достаточно скромное место в современной музыке. Нескромен я только как слушатель. Полагаю, что каждый из нас вправе не верить ни высказанным в прессе оценкам советских или зарубежных критиков (сейчас, пожалуй, больше в моде зарубежные критики), ни успеху сочинения, ни призам, ни количеству публики в зале, ни рекламе или антирекламе. Никогда в истории музыки эти критерии не были решающими в определении ценности произведения. Права личности, меньшинства есть и в искусстве.
К счастью, у нас начинают осознавать, что руководить искусством вообще невозможно. Влияет на него сама жизнь — но такая, какая она есть на самом деле, а не такая, какой ее хочется видеть различного рода начальству. С детства помню трагедию Михаила Михайловича Зощенко, который был другом моего отца. Запретили его рассказ «Приключение обезьяны». Сталин обиделся на изображение длинных очередей, непонятных обезьяне. Рассказ-то запретили, но очереди не запретили и не могли запретить. Уже более 40 лет прошло, а очереди не уменьшаются... Жизнь, какая она есть, — вот она влияет на искусство. Но искусство, мне кажется, в чем-то должно и само противостоять негативным жизненным явлениям.
Что сейчас типично, по-моему, для психологии людей? Прежде всего ощущение неустроенности — и материальной, житейской, и духовной. Доминирует неуверенность в завтрашнем дне, неуверенность даже в том, наступит ли он вообще, этот завтрашний день. Не произойдет ли конец света в буквальном смысле — от какой-то случайности, от дилетантизма, от халатности, головотяпства, способных привести к катастрофе. Словом, люди не знают, как будут завтра жить, если они вообще будут жить.
Искусство должно не только отражать эту психологию, — оно не может не отражать. Можно попытаться заставить его замолчать, но оно все равно найдет способ выразить то, что волнует людей. Искусство, однако, и призвано дать какое-то ощущение вечных ценностей, прочности духовного бытия. Это невозможно сделать без связи с философией, а философы наши как раз сейчас переживают колоссальный кризис. Материалистическая философия не подработала основного вопроса — о продлении жизни человеческого духа. Идеалистические направления, которые мы, по-моему, слишком уж жестко критикуем, дают человеку утешение, надежду, что подкрепляет его совестливость. Конечна физическая плоть. А дух? Он продлевает свое существование или тоже разрушается бесследно со смертью? Деятели искусства начинают сами обращаться к этой теме.
В романе «Мастер и Маргарита» М. Булгакова одна из важнейших идей — каждому дано по его вере. Если человек верит в небытие — он и заслуживает этого небытия. Снова Зощенко вспомню. Он в своих произведениях «Голубая книга» и «Перед восходом солнца» ищет ответы на эти же вопросы. Разумеется, Зощенко был материалистом, атеистом, но в духе человеческом искал и находил источник оптимизма и осмысленности бытия.
Кризис веры, кризис идеалов — это и кризис совести. Значит, опять-таки усложняется задача искусства, его противостояние этому кризису. Ужасает невнимание людей к чужому «я». Нас воспитывали с детства, с юности в духе казенного коллективизма (общество — всё, а личность — «винтик») — и что же воспитали? Воспитали зоологический, звериный эгоизм у очень многих, разумеется, не у всех. У многих заметно пренебрежение к чужой личности, к чужому «я». И это всегда странно сочетается с каким-то стадным чувством, с желанием быть таким же, как все.
Нужно понимать ограниченность своего «я». Я, естественно, прекрасно осознаю, что очень многого не могу, не умею. Ценю в других именно то, чего сам не умею, в чем мне могут помочь, в чем меня могут дополнить. Это должно быть естественным для каждого и в жизни, и в искусстве.
— Сергей Михайлович, а кто, по-вашему, самая крупная личность в музыкальном искусстве, сумевшая оптимально выразить чужое «я»?
— Наверное, самым крупным художником, который воплощал чужое «я», был Мусоргский, за что я его особенно и люблю. Это не просто театральное, актерское перевоплощение в чужую индивидуальность. Это бытие разных людей, и не скажешь никогда, в ком из них сам Мусоргский. Такое художественное открытие имеет для материалистической философии колоссальное значение. Именно на этом пути можно найти ответ. В этом, что чужое «я» мне близко, необходимо, мне сродни. Это ощущение у нас очень сникло. Значит, и музыкой нужно его укреплять, поднимать. Оно связано и с ощущением-пониманием другой нации, чужой веры. Великий русский народ должен сейчас мирить армян с азербайджанцами, узбеков с турками-месхетинцами, восстанавливать справедливость по отношению к малочисленным народам — вепсам и калмыкам, крымским татарам и немцам Поволжья, проявлять максимальную лояльность по отношению к народам Эстонии, Латвии, Литвы. И мне непонятно, как может хотя бы малая часть великого русского народа поднимать новую склоку с евреями. Но ведь, к сожалению, это тоже есть. В Ленинграде, на собраниях общества «Память», по сообщению «Ленинградской правды», распространялись списки членов ленинградского Союза композиторов с подчеркиванием фамилий евреев явных и скрытых, русских и «породненных» — «предателей русского народа» и так далее. Что это, как не пропаганда национальной розни, не проповедь расовых идей? Это же стыдно!
— Проникли ли подобные идеи в среду Союза советских композиторов?
— Нет. Как раз в Союзе композиторов давно создалась хорошая обстановка, чуждая шовинизма. В этом бесспорная заслуга
— Поговорим о наиважнейшей проблеме в искусстве (и в жизни) — социальной заданности, тематической определенности, а подчас и ограниченности творчества. В связи с этим: каково ваше мнение, например, о так называемой деревенской литературе? И существует ли подобная музыка? Я знаю, что когда вы искали литературную основу для одной из своих опер (речь о «Виринее», написанной по роману Л. Сейфуллиной), вы всерьез подумывали о рассказе А. Солженицына «Матренин двор».
— Александр Солженицын был, по-моему, основоположником этого направления, он его разработал первым, оказал влияние на других писателей. И вот тогда, в начале 60-х годов деревенская проза была мне особенно близка, мне интересно было обратиться к «Матрениному двору».
Я не жалею, что взялся за «Виринею», это тоже правдивая литература, по-моему, предвосхитившая деревенскую прозу. Но тематическая ограничитель-ность в творчестве нежелательна. Я уж не говорю о национальной ограничительности, которую, к сожалению, стали исповедовать некоторые наши «деревенщики».
Ни автор «Мужиков» Л. Толстой, ни автор «Поликушки» А. Чехов, ни автор «Степного короля Лира» И. Тургенев — не были «деревенщиками». Они одновременно были авторами «Войны и мира» и «Анны Карениной», «Трех сестер» и «Дворянского гнезда». Поэтому, мне кажется, специализация художника на какой-то одной облюбованной им теме, даже если это такая великая тема, как русская деревня, не должна слишком педалироваться. Кстати, вот очень хорошо написал Солженицын в своем рассказе «Матренин двор» (Матрена слушает пение Шаляпина):
«...Матрена стояла-стояла, слушала и приговорила решительно:
— Чудно поют, не по-нашему.
— Да что вы, Матрена Васильевна, да прислушайтесь!
Еще послушала. Сжала губы:
— Не. Не так. Ладу не нашего. И голосом балует.
Зато и вознаградила меня Матрена. Передавали как-то концерт из романсов Глинки. И вдруг после пятка камерных романсов Матрена, держась за фартук, вышла из-за перегородки, растепленная, с пеленой слезы в неярких своих глазах.
— А вот это по-нашему... — прошептала она».
Когда я бывал в деревне, я всегда вот это замечал: какую-то внутреннюю интеллигентность крестьян и их непоказной, уважительный интерес к серьезной культуре, нелюбовь к имитации, к подражательству, — дело тут очень тонкое.
Поэтому, возвращаясь к той мысли, с которой начал, хочу повторить, что узкая тематическая специализация в искусстве мне непонятна, как и враждебное отношение к городской культуре. Это все вырастает из одного корня — из желания ограничить жизнь и с позиций своей, ограниченной точки зрения относиться к чужой вере, к чужой индивидуальности, к чужой культуре. Всему этому должно противостоять искусство, потому что все это опасно влияет на людей, на их мировоззрение, на их поведение...
— Как вы относитесь к понятию лидерства в искусстве?
— В искусстве не может быть лидеров. На меня большое впечатление производят Третья симфония В. Лютославского или Пятая симфония
Наша страна называется Союз Советских Социалистических Республик, но мы почему-то все еще боимся истинно республиканской формы правления, боимся равноправного, товарищеского общения. Это, собственно, касается и того, что я говорил о национальных отношениях. Наша республика тоже называется Российская Федерация, в ней много северных малочисленных народов, много народов Кавказа, народов Поволжья и других. Это не республика, принадлежащая только русским, это Федерация. Русский народ в ней самый многочисленный и сильный, а потому и должен быть самым доброжелательным, внимательным, самым мягким по отношению к другим, самым достойным в смысле своих собственных амбиций.
И так же, мне кажется, должно быть в наших союзах композиторов, где как раз национальные проблемы, повторю, решаются в целом очень хорошо.
— По подобной модели, вы считаете, может быть организовано и руководство Союзом композиторов?
— Да, мне кажется, что у нас тоже может быть республиканская коллегиальная форма правления. Потому что сейчас жалко самих руководителей, которых обременяют своими делами, нуждами десятки и сотни членов творческой организации. Причем обычно, чем меньше человек сделал, тем больше просит для себя.
— Близится съезд СК СССР. Какие еще, на ваш взгляд, реформы, преобразования следует провести?
— Мне кажется, что в нашей общественной жизни следовало бы отменить странные собрания избирателей, голосующих в Москве за кандидатов в народные депутаты от Союза композиторов. Ведь нельзя, чтобы нас, избирателей, чуть не насильно заставляли приезжать в столицу только для того, чтобы проголосовать за наших депутатов. Сами кандидаты должны бы ездить к своим избирателям, а не наоборот. Я лично вообще против выборов от общественных организаций — тут я согласен с некоторыми писателями. Думается, все должны на общих основаниях проходить по территориальным округам и обязательно альтернативно — пусть народ избирает. Тогда, возможно, не будет такой ситуации, которая сложилась на I Съезде народных депутатов СССР: из десяти депутатов от Союза композиторов ни один не решился выступить с речью. А ведь необходимо было выйти кому-то из авторитетных людей и сказать хотя бы о музыкальной культуре, о межнациональных отношениях в России, в творческих союзах — сказать это не в письме в ЦК и не в разговорах на своих собраниях, а перед всеми, в присутствии Верховного Совета и правительства. Реплика
— Что вас огорчает и озадачивает в нашей общественной атмосфере?
— С одной стороны, заметен очень большой интерес к политике. Но, увы, еще больший интерес, я бы сказал, к бытовщине, к различного рода склокам. Почему-то огромное впечатление на людей производят сегодня скандалы и разного рода взаимная ругань — подчас большее, чем высокие художественные произведения, чем даже симфонии Бетховена. Это, безусловно, печально. Но и этому надо противостоять.
Смешно, что самое знаменитое в стране женское имя — бесталанная Нина Андреева. За нею следуют звезды эстрады, дикторы телевидения, спортсменки и королевы красоты. Кстати, на мой непросвещенный вкус, последние, судя по телепередачам, фотоснимкам, довольно невзрачны; по-моему, многие наши музыкантши красивее и обаятельнее.
Утерян вкус к труду. Профессионализм, любовь к своему делу, ум, подлинный талант не входят в понятие престижа. Самовыражение осуществляется через личные и групповые отношения, рядом или попутно с ними шествуют карьера, деньги, дефицит, материальные блага.
Примитивизируется массовая психология, ей соответствуют и вкусы, навыки, представления. Поэтому реальное определение количества и качества труда, способностей, дарования, мастерства осложнено отнюдь не только в искусстве. В то же время все усиливается социальная демагогия. Установилась завистливая взаимная слежка и агрессивная тяга перераспределить в свою пользу то немногое, что у нас еще есть. Одни жаждут уравниловки, другие льгот. Льгот по любому признаку (этническому, территориальному, классовому, ведомственному, анкетному), кроме реального количества и качества индивидуальной работы. Многие функционеры, начальники, чиновники любых ведомств выступают от имени трудящихся. Иногда к новой диктатуре рабочего класса или крестьянства призывают люди, отлынивающие от профессиональной работы, но восседающие на телевизионных и прочих форумах. Подлинные же мастера своего дела, честные работяги, как правило, излишне скромны.
Снова в ходу упреки ученым и деятелям культуры за то, что они едят хлеб. а не выращивают его, живут в домах, а не строят их, ездят в автобусах, а не водят их. Тут уж наша совесть чиста! Даже если подойти совсем по-пещерному, прагматично, — государству нужна валюта. И те немалые (мягко выражаясь!) суммы, что заработаны нами в результате зарубежных исполнений нашей музыки и гастролей многих артистов, — все они почти целиком перепадают государству. Здесь его представители и внимательны, и незабывчивы. Нам же остается малая толика, и та в маломощных чеках, а ныне в аналогичных «инвалютных рублях» (причем количество их почему-то в несколько раз уменьшилось, реальная же ценность не
Возвращаясь к общим, всех волнующим проблемам, замечу: любопытно, что только смелые политические и экономические предложения немедля вызывают отповеди типа: «Довольно говорильни, надо дело делать». А пресная водичка в докладах и подголосочная полифония функционеров выслушиваются с привычной покорностью и почтительностью. Все это мы уже проходили! И много раз, даже на моей памяти.
Итак, к большому моему беспокойству, сегодня в нашем обществе намечается тенденция к той самой атомизации, разъединенности, которую с огромной силой художественного обобщения изобразил Мусоргский. Мне уже довелось писать об
Теперь — одно конкретное наблюдение. Даже в устах ответственных лиц появились расхожие выражения, отмеченные простецкой грубоватостью: «нормально», «однозначно», «неоднозначно», «определиться» и другие образчики современной речевой казенщины. Подобные выражения не только расплывчаты по смыслу, но и эмоционально, интонационно безлики, аморфны. Они — абсолютно непевучи, петь их невозможно. Засоряя и бытовую речь, и торжественный церемониал, слова эти пагубно влияют на интонационную атмосферу человеческого общения, приучая людей к холодной неконтактности и страшноватой нейтральности языка и тона. А это серьезно, хотя и внешне незаметно, трансформируется и музыкально-бытовой стихией. Она явно утрачивает теплое, искреннее просторечие, активно впитывая и выделяя его суррогаты: наигранную сентиментальность, надрывную патетику, слащавую чувственность — и все это при внутренне жесткой ритмической и тембровой сетке (все той же, как говорят, «однозначности»)...
Стукачество приобрело иные формы, не изменившись по сути. Раньше устрашали письмами в инстанции, ныне «гласно» фискалят и хвастаются в печати и по телевидению с помощью журналистов, не знающих нот. Фигурации типа «он мне сказал, что вы сказали», неприличные в бытовом общении, загуляли и на страницах общей прессы как неопровержимые аксиомы. Некогда одиозное «я этой музыки не слышал, но осудить ее могу» тоже перестало удивлять. Два жупела сталинского времени — «модернизм» и ««академизм» — воскресли в «перестроечной» полемике.
Если кого-то из нас похвалили в газете — наши соседи гордо промолчат; если обругали или оболгали — прожужжат уши, радостно цитируя.
Неужели до сих пор не ясно, что хроническая, нудная, сольная и массовая брань, злоба и клевета тоже приближают год Апокалипсиса? Высший разум Вселенной разгневается и... Вот и окажется, что в Библии все хронологически точно предсказано.
— И все-таки изменились ли, на ваш взгляд, условия творческой деятельности для композиторов в наши дни по сравнению, например, с 60—70-ми годами?
— Да, конечно, и я хочу обратиться при ответе на этот вопрос к судьбе трех наших талантливых композиторов, которых так часто, едва ли не всегда, упоминают вместе. Это
— И наконец, хотелось бы вас спросить: в чем, на ваш взгляд, заключены сегодня наиболее серьезные опасности для нашего музыкального искусства?
— Я очень боюсь появления в ближайшем будущем некоего «музыкального Шилова», то есть аляповатого примитивиста. Дело в том, что нынешняя мода на музыку сложную, элитарную очень радовала бы, если бы я не замечал, что немалая часть публики приходит на такие концерты не потому, что она понимает и любит эту музыку, а из соображений престижа, в результате целенаправленной рекламы модных имен. Беспокоит то, что на концертах знаменитых гастролеров, куда очень трудно попасть, — масса людей из сферы обслуживания, парикмахеров, разного рода торговых работников. Они посещают такие концерты, опять-таки отдавая дань моде, и при этом явно скучают. И вот если придет «музыкальный Шилов» и предложит аляповатый примитив, то все эти люди с удовольствием скажут: «Наконец-то! Мы до сих пор притворялись, а вот эта музыка — нам по душе!»
Слой советских мещан велик. Музыка для них будет чувствительной забавой, а не языком чувств, и это будет музыка простовато-аляповатая, а не простая, декоративно украшенная, а не сложная. Вот это мне и кажется самой большой опасностью не только для искусства, но и для человеческой души. Значит, и этой потенциальной опасности необходимо противостоять — противостоять творчески, художественными силами и средствами.
Беседу вела И. Дробышевская