Они могли творить только,только доведя себя
до припадков «вдохновения» - неизвестная
форма эпилепсии. И вот вам забавнейшая
иллюстрация того, что у них получалось,
- музыка
только нелепую, суетливую трескотню струн.
С каким наслаждением я слушал затем
нашу теперешнюю музыку... Хрустальные
хроматические ступени сходящихся и рас-
ходящихся бесконечных рядов - и суммиру-
ющие аккорды формул Тейлора, Маклоре-
на... переменяющиеся франгоферовыми
линиями пауз яркие такты - спектраль-
ный анализ планет... Какая незыблемая
закономерность! И как жалка своевольная,
ничем - кроме диких фантазий - не огра-
ниченная музыка древних.
Е. ЗАМЯТИН. «Мы». 1922
Еще во времена цветения романтизма шумановский Эвсебий говорил, что музыкальное искусство развивается позже всех других. О русском музыкальном авангарде 10-20-х годов сказать так - значило бы пойти против истины. Другой вопрос - распознание тех явлений, которые долгое время принято было обходить стороной, будто это побочный сын, плохо вписывающийся в портрет респектабельного семейства. Однако, слушая сегодня музыку
Новое время в искусстве начала XX века было отмечено интенсивнейшим поиском и утверждением альтернатив прошлому. Это касалось как самих смыслов, так и выразительных средств, адекватных не столько вере в созидание ценностей новых. Правда, современники чаще были склонны расценивать этот дух новизны как эстетские странности и нигилистический эпатаж, не желая (или не умея?) понять, что парадоксальные и терпкие для вчерашних вкусов творческие идеи символизировали еще не изведанный, притягательный мир, который уже далек от того, что отражался в повествовательном реализме Тургенева или Репина, в исповеди Чайковского или в колорированных пейзажах Глазунова и
Когда испанский философ Ортега-и-Гасет говорил, что «смех и слезы эстетически суть надувательство и обман», а вся музыка от Бетховена до Вагнера - это мелодрама, антипсихологическая ориентация искусства уже достаточно прочно утвердила себя в творческой практике. В 20-е годы Ортега констатирует: «Личное, будучи самым человечным, отвергается новым искусством решительнее всего». Он напоминает, какова была тема романтического века: «Поэт с возможной изысканностью посвящал нас в свои приватные чувства доброго буржуа, в свои беды, открывая нам свою тоску». Но еще задолго до появления знаменитой ортеговской работы «Дегуманизация искусства» (1925) Ницше призывал к «переоценке ценностей», а Антон Рубинштейн замечал, что в музыкальной культуре наступают «сумерки богов». Факты предчувствия перемен можно было бы без труда продолжить: угасающее мерцание нимбов романтизма уже заметно в недрах самого романтизма. Однако новое мироощущение бескомпромиссно декларирует себя именно в начале XX столетия.
Маринетти в 1909 году: «Старая литература воспевала леность мысли, восторги и бездействия. А вот мы воспеваем наглый напор, горячечный бред, строевой шаг, опасный прыжок, оплеуху и удар кулака»; «человеческая психология вычерпана до дна, и на смену ей придет лирика состояний неживой материи».
От былой задушевной сердечности и пылкости страстей - к состояниям неживой материи. Вот, пожалуй, наиболее общее устремление, объединяющее самые разные творческие тенденции, количественная энергия которых была чревата взрывом. В данном эстетическом контексте представлялись уже изжившими себя и полетные утонченности
«Начинается обновление жизни через художественную форму», - утверждает Малевич. «Земной» психологизм уже не является ее художественным оправданием, ведь «земля брошена, как дом, изъеденный шашлями». Форма как таковая - в игре ее цветовых, динамических, стратегических, вербальных, звуковых элементов - приобретает автономную ценность. Принцип такого абстрактного формотворчества возвышается над всеми прочими проблемами «расчеловеченной» идеологии нового искусства. По словам того же Малевича, «самое значительное явление, которое произошло в искусстве, это что оно превратилось в беспредметное и освободилось от всего того содержания, в котором его держали тысячелетиями».
Это было сказано родоначальником супрематизма в конце 20-х годов, когда футуризм Прокофьева-композитора и Прокофьева-пианиста уже не казался столь экстремистским, а «супрематические» пьесы для фортепиано Лурье и
В своих увлечениях синкретическими действами Ребиков был не оригинален, скорее даже - в контексте своего времени, когда Россия рубежа веков пламенела идеей «содружества искусств», - типичен до банальности. Идея синтеза искусств - это и «мистерии»
Ребиков - в письме к Брюсову: «Я не признаю необходимость формы для музыки». Позже (в 1909 году) он разъясняет свою идею «музыки без берегов»: «должно ли чувство быть заключено в заранее установленную тональность?» Ответ для Ребикова в том, что от «заковавших музыку условностей» следует отказаться. Отказаться от лада, тональности, заранее установленного ритма, понятий консонанса и диссонанса... Подразумевая именно эту врожденную усталость от «условностей», Каратыгин не без иронии замечал: «Какой трюк надо проделать, чтобы слогом, конструкцией слов и фразосочетаний хоть отдаленно напомнить
Как, однако, похожи эти ребиковские «алогизмы» на призывы русских футуристов - разрушить синтаксис, отменить прилагательные и наречия, отказаться от знаков препинания. Будетляне мечтали о «словах на свободе», которые позволят «уничтохить устаревшее движение мысли по закону причинности, беззубый здравый смысл». Ребиков в конце прошлого - начале нынешнего века вряд ли помышлял, что его салонно-абсурдистский кич отзовется также - уже совсем в иной стилистике - и в искусстве Малевича, когда он на тыльной стороне своей картины «Корова и скрипка» (1911) напишет: «Алогическое сопоставление двух форм - «скрипка и корова» - как момент борьбы с логизмом, естественностью, мещанским смыслом и предрассудком»; или - в программных манифестах 1913 года А. Крученых и В. Хлебникова, говоривших: «Живописцы будетляне любят пользоваться частями тел, разрезами, а будетсялне речетворцы разрубленными словами, полусловами и их причудливыми хитрыми сочетаниями... Этим достигается наибольшая выразительность и этим именно отличается язык стремительной современности, уничтоживший прежний застывший язык».
Создание, по определению Хлебникова, «заумного» языка, свободного от идиоматических штампов и трюизмов, какой бы сферы творчества это ни касалось, стояло на повестке дня. Отказ от устаревших логических связей и разрушение «реалистических» языковых норм лишь на первый взгляд кажется противоречащим идее совершенного формотворчества. Слова (как в других искусствах - тембр, цвет и линия, фактура скульптурной пластики), высвобожденные из причинно-следственного - «естественного», как говорит Малевич, контекста, становятся самоценным материалом формотворчества, а «алогичные» их сцепления рождают новые измерения смыслового пространства. Пример из повести Хлебникова «Зангези»:
НОУМ.
НУУМ.
ВЫУМ.
- БОМ!
- БОМ! БОМ, БОМ!
Это большой набат в колокол ума.
И еще:
... Созвездье - Го ночного мира,
Та тени вечеровой - дева,
И из-за радостей - глаза.
Вэ пламени незримого - толпа.
И пенья Пэ,
И пенья Ро сквозь тишину,
И криков Пи.
Таков звездный язык.
«Рассказ есть зодчество слов» (это уже из вступления, где поэт разъясняет принципы своего творческого метода). Лаконичное слово у «будетлян речетворчев», так же, как и средства выразительности у их музыкальных, живописных единомышленников, уподобляется сконцентрированной смысловой энергии плакатного знака. Вспомним лапидарный пианизм молодого
В этих параллелях, свидетельствующих об общем поиске нового лексикона, проясняется суть интереснейших экспериментов в области музыкального языка
То, что в атмосфере ребиковской музыки предстает как алогизм, подсказанный самопародией символистско-расплывчатых образов, у Лурье приобретает лаконичный характер (это касается не только конструктивных особенностей его стиля, но и исполнительского - а в конечном итоге и слушательского - восприятия). Здесь - явное утверждение иных ценностей, исключающих даже намек на чувственные вдохновения и становящихся фактом аналитической
Вместо неуловимых переживаний теперь - «исчерпывающее знание всех возможностей материала и умение сгущаться в нем» (манифест конструктивистов «Знаем» от 1924 года). Движение в сторону рационализации художественного сознания, работа ума как стилевой признак эпохи - это определение точно соответствует аналитическому тонусу искусства тех лет. Обобщенно данное свойство нового искусства сформулировал Филонов: «Творчество как сделанность, как мышление и труд, есть организационный фактор, переделывающий интеллект художника в высшую по силе и верности анализа форму». Понятно, что при таких условиях старинное, туманное понятие «творчество» (по логике Филонова) заменяется словом «сделанность», а художник становится «исследователем и изобретателем». В музыкальном искусстве ярчайшим тому подтверждением стало творчество Николая
«Я должен решительно покончить со всем тем багажом, который я получил от школы», - говорит
О своей системе организации звуков Рославец говорил: «Это крепкая и устойчивая система нового звукосозерцания и звуковосприятия мира, рожденная новой эпохой». Она-то, по убеждению
Вспомним Мейерхольда тех же лет: «Смелым противовесом декаденству, признаками которого является расплывчатость и пересол в выявлении подробностей, мы ставим сжатость, глубину и яркость». Для Рославца аналогичная идея выражалась в жестко дисциплинированной «сделанности» всей музыкальной ткани. Не случайно современники отмечали его устремление к «чеканке ясного... «литого» стиля, вытекающего органично из... «железных» принципов».
Однако мы в его музыке слышим прежде всего созерцательную красоту, рожденную из правил математического точного расчета. Что есть эти, как называл их
Новооткрытия Лурье и Рославца в сравнении с более традиционной линией творчества
В своих радикальных устремлениях Лурье и Рославец были не одиноки - авангардную линию ярко представляли также
Подобных предсказаний будущего было немало. «Формы в воздухе» Лурье ведут нас к опытам музыкальной алеаторики 50-х годов. Так, нотный текст «Форм» предвосхитил одею Пьесы для фортепиано № 11 К. Штокхаузена, основанную на свободном выборе исполнителем любых их девятнадцати независимых друг от друга кратких фрагментов; говоря шире - в композиционном принципе Лурье предчувствуются так называемые «открытые» структуру, под знаком которых развивалось западноевропейское музыкальное искусство 50-х - начала 70-х годов - целой эпохи, именуемой эпохой алеаторики. А Меломимики Ребикова вполне могут стать прототипами будущего «инструментального театра» Дж. Кейджа и даже... искусства хеппенинга, воплотившего долгожданную идею «последнего синтеза» всего и вся, где уже сама жизнь во всех своих сиюминутных алогизмах воспринимается как непредсказуемое и непрестанно создаваемое произведение искусства.
В среде русского музыкального авангарда осваиваются и нетрадиционные принципы нотаций. Цель тут - дать новые измерения исполнительским возможностям. Опыты
Благодаря расширившимся горизонтам толкования «нотного» текста (в 20-е годы, правда, еще не столь экстремально преображенного) по-иному выглядит и исполнительская инициатива: интерпретатор становится как бы соавтором произведения. Новые принципы вокальной нотации
Конечно, предчувствия будущих событий музыкального авангарда можно найти и в западноевропейском и американском искусстве начала XX века. Достаточно вспомнить новаторское, по тем временам «непонятное» и эпатажное искусство Ч. Айвза и Г. Коуэлла,
Подобно отказу от житейской фигуративности Кандинского, Малевича, Филонова, отказ от «мелодрам» с их сюжетно-психологической подоплекой в музыке манифестирует не что иное, как «беспредметную» ее сущность. Но суть этой беспредметности совсем не в самоцельной «дегуманизации» искусства и не в абсолютизации чистых форм. Мир звуковых абстракций возвышен над проблематикой «рока и судьбы», кажущейся авангардному творческому сознанию «надувательством и обманом». Этот мир становится метафорой отвлеченного универсума. От откровений романтической души до невротических отчаяний и глубин экспрессионизма - всей палитре искусства индивидуалистической эпохи противопоставлена новая формула: искусство - космос.
«Новая моя жизнь не принадлежит земле исключительно, ...в человеке, в его сознании лежит устремление к пространству, тяготение «отрыва от шара Земли», - говорит Малевич. Ориентир, на который он указывает своим современникам, - «белая свободная бездна, бесконечность перед вами». Когда Хлебников заклинает художников будущего «вести точные дневники своего духа», он уже не мыслит это как замкнутое оранжерейное пространство индивидуалистического «я»; дневники духа для него - это «смотреть на себя как на небо и вести точные записи восхода звезд своего духа».
В связи с «космизмами» Скрябина замечательно говорил
Истоки такого космизма, где нет эгоцентристских мотивов, где художник-исследователь повернут от себя к универсуму, берут свое начало не только в диалектической антитезе ближнего художественного прошлого, хотя оно и было той почвой, от которой отталкивался авангард начала века. Эти истоки много древнее - они коренятся в той философской концепции мира, что отразилась в русской иконописи: та же вселенная духа, высвобожденного из обманчивой предметности видимостей и бремени мирских страстей. И авангард начала века видится исторически локальным эпизодом в этом извечном движении, смысл которого определил Кандинский: «Жизнь духовная, которой часть и один из могучих двигателей есть искусство, есть движение сложное, но определенное и способное принять выражение в простой формуле: вперед и вверх. Это движение есть суть познания».
...Но ограничить наш экскурс в историю русского музыкального авангарда лишь этим своеобразным возрождением космизма - значило бы исказить картину тех интереснейших событий, которыми была богата творческая действительность 10-20-х годов. В следующей статье речь пойдет о тех явлениях, которые - теперь уже внутри самого авангарда - представляли его «земную» альтернативу.