Обстоятельства складываются таким образом, что совершенно нет возможности заниматься составлением обширных комментариев. Едва успеваю подготавливать очередные выпуски - на то, чтобы все это дело очень обстоятельно описывать времени катастрофически не хватает. Впрочем, так ли оно и нужно вам - все то, что я здесь сочиняю? Думаю, тот факт, что я напишу на пару абзацев меньше, не сильно обеднит мировую музыкальную культуру. Остается самое главное - новая музыка, с которой я и предлагаю вам всем познакомиться...
Этот выпуск целиком посвящен композитору
Адлер Е. Одиннадцать пьес. № 1, Сицилиана. Чистейшей воды диатоника - ни одного случайного знака - только белые клавиши, дорийский лад, остинатная октава «ре» - а звучит не скучно. Очень эффектно и свежо звучат кластеры в верхнем регистре - своеобразная дань сонористике...
Адлер Е. Одиннадцать пьес. № 2, Presto. Пьеса без названия. Самая короткая пьеска в цикле - что-то типа октавного этюда на 5/8. В качестве «ладовой основы» используется тривиальная хроматическая гамма. Парадоксальным образом ему удается и ее заставить звучать интересно и разнообразно...
Адлер Е. Одиннадцать пьес. № 3, Largetto. И здесь мы снова сталкивается со строгой ладовой организацией - только целотоновый звукоряд. Тонкими фактурными приемами композитор достигает вполне впечатляющего развития в условиях такого самоограничения...
Адлер Е. Одиннадцать пьес. № 4, Allegro. Только уменьшенные трезвучия, септаккорды и их фигурации. Заключительная инверсия ракохода «стука судьбы» воспринимается двояко - то ли часть этого же уменьшенного созвучия, то ли минорная тоника...
Адлер Е. Одиннадцать пьес. № 5, Andante. Здесь уже такой формальной идеи нет. Единственный «конструктивным» элементом можно назвать пронизывающую всю пьесу большетерцовую не то фигурацию, не то попевку...
Адлер Е. Одиннадцать пьес. № 6, Токката. Царство числа «5». Размер - 5/4, конструктивная единица - квинта. В конце квинты превращаются в квинтаккорды, что делает исполнение заключительных тактов технически довольно сложным... Но эффектным...
Адлер Е. Одиннадцать пьес. № 7, Менуэт. Обнаружить конструктивную идею этой пьесы на первый взгляд довольно сложно - обычная жанровая пьеса. И тем не менее, при внимательном прослушивании услышать ее можно - это малая секста, трактуемая сначала как интонация, мелодический интервал, а позже - как созвучие...
Адлер Е. Одиннадцать пьес. № 8, Allegretto. Постепенно добрались до «излюбленных» современными композиторами диссонансов - маяло септимы. Точнее говоря, здесь она чаще предстает в виде малого мажорного септаккорда. Впрочем, в этой пьесе «конструктивность» не выдерживается так строго, как в других - весьма оживляет гармонический язык контрастная серединка...
Адлер Е. Одиннадцать пьес. № 9, Andantino. Переходим к большой септиме, также представленной и как интонация, и как элемент гармонии (большого мажорного септаккорда или просто последовательности интервалов). Несмотря на столь «экспрессивный» интервал, звучит все очень лирично и «по-скрябински» кристально-прозрачно...
Адлер Е. Одиннадцать пьес. № 10, Наигрыш. Снова диатоника, хотя не такая «чистая», как в Сицилиане - пару раз бемоли вклиниваются в гармоническую ткань. Крайние части основаны на чередовании двух трехзвучных гармоний. В средней части это последовательность несколько гармонически варьируется...
Адлер Е. Одиннадцать пьес. № 11, Solenne. Слабо с трех раз догадаться, что приберег на «закусочку» автор? Конечно же октаву... и пару «диезиков» в диатонику. Впрочем, диезик мог бы стоять и при ключе - очень уж отдает все это дело соль-мажором...
Следующий выпуск запланирован на 20-е декабря. Впрочем, я допускаю и такой вариант, что он выйдет на неделю раньше. Все зависит от того, насколько быстро мне удастся доделать Третью сонату
В. Рыжков.