Е. Долинская
1 Последнее произведение сам автор относил к жанру сонаты. :
(назад)
2 Мясковский начал обучаться игре на фортепиано под руководством своей тетки Еликопиды Константиновны Мясковской (бывшей хористки Мариинского театра), которая, по словам композитора, «не вкладывала в это дело достаточной последовательности», полагаясь на его «большую музыкальную восприимчивость». «Школа Гюнтена и какие-то этюды Бертини были моей пищей, усвоенной почти исключительно на слух», — вспоминал Мясковский (
Мясковский Н. Автобиографические заметки. — В кн.:
Н. Я. Мясковский. Собрание материалов в двух томах, т. 2. М., 1964, с. 6. Далее ссылки на это издание будут даваться сокращенно: Мясковский. СМ).
Двухлетние занятия (1893—1895) с «довольно хорошей учительницей музыки мадам Лятур» и последовавшие затем уроки фортепианной игры, преподанные «не сильным пианистом» Ступеевым (1896—1898) и
Ф. К. Петерсеном (1899), не обладавшим «широким музыкальным горизонтом», — вот круг музыкальных воспитателей будущего композитора до его поступления в Петербургскую консерваторию (1906). Как видим, среди них не было ярких творческих индивидуальностей: это были любители, дилетанты, как правило не имевшие разностороннего педагогического опыта. К тому же занятия музыкой велись нерегулярно: Мясковскому — студенту Инженерного училища — приходилось выкраивать время для игры на рояле из строгого графика обязательных дисциплин. :
(назад)
3 В консерватории Мясковский вместе с
Асафьевым и
Прокофьевым занимался в классе обязательного фортепиано у профессора Александра Адольфовича Винклера, который на уроках с композиторами уделял преимущественное внимание знакомству с музыкальной литературой. «Мы почти никогда не учили сочинение наизусть, — рассказывал Николай Яковлевич, — но каждую неделю приносили в класс, например, по сонате Бетховена целиком. Мы переиграли у него в классе массу музыки»
(Пейко Н. Воспоминания об учителе. — Указ. соч., т. I, с. 350). :
(назад)
4 Кабалевский Д. О
Н. Я. Мясковском. - Мясковский. СМ, т. 1, с. 319. :
(назад)
5 Яковлев Вас. В юные годы. - Там же, с. 196 :
(назад)
6 Прокофьев С. С. Материалы. Документы. Воспоминания. М., 1961, с. 16. :
(назад)
7 Вместе с тем черты поэмности ощутимо проявятся в ряде последующих сочинений, таких, например, как Вторая и Третья фортепианные сонаты, Десятая и Двадцать первая симфонии, Виолончельный концерт (последний композитор даже предполагал назвать концертом-поэмой). :
(назад)
8 Асафьев Б. Н. Я. Мясковский. — Мясковский. СМ, т. 1, с. 13. :
(назад)
9 Там же. :
(назад)
10 В «Автобиографических заметках» композитор пытался дать психологическое объяснение этому принципу; «Потребность в какой-то разрядке накопленных субъективных переживаний, неизменно мне свойственных и едва ли уже истребимых в моем возрасте, вызвала к жизни 13-ю симфонию, сочинение очень пессимистическое [...]. Она осталась страницей моего дневника [...]. Зато благодаря
происшедшему внутреннему освобождению следующую симфонию (14-ю) мне удалось сделать достаточно светлой [...]» (Мясковский. СМ, т. 2, с. 19. Разрядка моя. —
Е. Д.). :
(назад)
11 Мясковский Н. Н. Метнер. Впечатления от его творческого облика, — Мясковский, СМ, т. 2, с. 118. :
(назад)
12 Асафьев Б. Николай Яковлевич Мясковский. — Мясковский. СМ, т. 1, с. 14 — 15. :
(назад)
13 Две прижизненные монографии о композиторе были написаны
В. М. Беляевым (Николай Яковлевич Мясковский. М., 1927) и
А. А. Иконниковым (Н. Мясковский. М. — Л., 1944). :
(назад)
14 Глебов Игорь
(Б. Асафьев). Сонаты Мясковского. — «Современная музыка», 1926, № 12. :
(назад)
15 Крейтпер Г. Фортепианное творчество Мясковского. — «Советская музыка», 1938, № 9. :
(назад)
16 Алексеев А. Д. Русская фортепианная музыка (конец XIX — начало XX века). М., 1969; его же: Советская фортепианная музыка 1917 — 1945 годов. М., 1974. :
(назад)