НОВОСТИ АРХИВА СОВРЕМЕННОЙ РУССКОЙ
ФОРТЕПИАННОЙ МУЗЫКИ
(Выпуск № 14)
Архив выпусков новостей: [1] ... [12] [13] 14 [15] [16] ... [последний]

Новости [Комментарии] [Планы]

       Как вам уже известно, начиная с этого месяца обновления станут не такими большими, как раньше, но зато и выходить будут чаще - раз в неделю. Это первое из таких «укороченных» обновлений, состоящее всего из 15 новых файлов. Даже статей новых нет. Впрочем, если вы думаете, что я целый месяц бездельничал, то ошибаетесь - есть и новые файлы, и интересные статьи, но всему свое время. Много времени ушло на создание каталога сочинений, и в данный момент уже работает два его раздела: каталог по названиям пьес и каталог по названиям циклов.
       Работа над каталогом оказалась несколько более сложной, чем ожидалось. Проблема в том, что он создавался на основе сводной таблицы, которая включает в себя не только те файлы, что уже опубликованы в архиве, но и те 200 с лишним, что только ждут своей очереди. И как я ни старался быть внимательным, как ни проверял буквально каждый файл, ошибок избежать не удалось. Это выяснилось сразу, как только я сложил число файлов на все ссылки - файлов оказало 1010, вместо ожидаемых 1000. 10 лишних файлов - это не шутка. Впрочем, я их обнаружил довольно быстро - «лишним» оказался цикл 12 эскизов Станчинского. Проблема сменила знак - теперь налицо нехватка 2-х файлов, которые, как это ни странно, мне тоже удалось обнаружить довольно быстро. Обнаружены они были в процессе работы над второй частью каталога. К сожалению, на этом проблемы не закончились - обнаружилось еще несколько лишних файлов. А раз так - то значит есть и недостающие. Думаю, что это продолжаться будет еще довольно долго.
       12 эскизов Станчинского я не стал убирать из списков - меньше придется ломать голову над тем, что добавлять в следующем выпуске. Все остальные найденные ошибки исправлены при добавлении второго раздела каталога.
       А теперь несколько слов о самом каталоге... Полезность каталога по названиям пьес, думаю, доказывать не нужно - он может быть весьма полезным, если нужно найти пьесу, название которой известно, а автор слегка повыветрелся из памяти. Кроме того, можно не раская по всем разделам просмотреть список всех прелюдий или этюдов. Да и так, из чистого любопытства, можно быстро узнать, кто еще из композиторов помимо Прокофьева сочинял мимолетности и сарказмы.
       А вот наличие каталога по названиям циклов может вызвать ряд вопросов. Тем не менее, я счел необходимым его добавить... На всякий случай... Его можно считать дополнением к каталогу по названиям пьес и к пока еще несуществующему тематическому каталогу. Дело в том, что принципы составления таблицы файлов формировались постепенно, и некоторые из них, например части Сонаты Щедрина, обозначены не совсем так, как остальные. К тому же, части некоторых циклов в зависимости от обстоятельств могут оказаться в совершенно разных частях списка. Так или иначе, этот каталог уже существует, и спорить о его нужности уже не имеет смысла. Мало ли кому чего может понадобиться. Глядишь, и пригодится...


[Новости] Комментарии [Планы]

       А теперь конкретно о новых файлах. Сразу должен сказать, что ничего особо выдающегося в этот раз нет. Из крупных сочинений в работе 3-я соната Вайнберга, есть около десятка сонатин и несколько довольно интересных циклов. И очень много мелких пьес композиторов, которые еще пока не представлены в нашем архиве. Многие из них известны мне по одной пьесе и вряд ли будут частыми гостями в архиве. Именно «раскрутке» новых авторов и будут посвящены ближайшие выпуски. Страна должна знать имена своих героев. Впрочем, и «старожилы» забыты не будут. Итак, вашему вниманию предлагаются сразу четыре новых автора:
       Н. Агафонников. Прелюдия. Это другой Агафонников, питреский (Прелюдия опубликована в сборнике «Пьесы ленинградских композиторов для фортепиано»). Несложная пьеса, стилистически явно тяготеющая к Шостаковичу.
       В. Витлин. Юмореска. Из того же сборника... Заглянув в каталог, можно узнать, что это уже 4-я Юмореска в нашем архиве. И, уверяю вас, не последняя. Не могу сказать, что самая-самая, но на слух весьма живенька и приятна... Стилистически можно обозначить как типичную совковую «мультяшную» музыку. Возможно, что темп стоило сделать чуть более подвижным. Но утверждать этого не буду...
       В. Брумберг. 3 прелюдии. Единственный, и весьма небольшой цикл, в этом выпуске. Скажу прямо, меня не впечатлила эта музыка. Возможно, что это лишь часть цикла. Иначе объяснить такой его состав я не могу - все три прелюдии в очень сдержанном движении и минорных тональностях. Воспринимается все это довольно однообразно. Впрочем, все три прелюдии не лишены своеобразной «надломленной» выразительности, чем-то напоминая прелюдии Евлахова:
       Прелюдия № 1, ре минор.
       Прелюдия № 2, ля минор.
       Прелюдия № 3, до-диез минор.
       К. Ейгес. В сумерки (колыбельная), соч. 43. Подозреваю, что это лишь одна из пьес цикла, обозначенного как соч. 43. О всех предыдущих композиторах у меня нет пока никаких сведений, даже полных инициалов я не знаю. Этот автор куда более именит. К сожалению, вынужден «дебютировать» такой скромной, незатейливой пьеской, не дающей никакого представления о масштабе дарования композитора. Впрочем, у меня довольно много произведений этого композитора, и, уверяю вас, там есть что послушать. Со временем обязательно еще вернусь к творчеству этого весьма интересного композитора...
       Следующие авторы уже представлены в архиве, но очень небольшим числом пьес. Исправляем по мере возможности эту «вопиющую несправедливость».
       В. Цытович. Марш кота в сапогах. Цытович в архиве этого момента был представлен только одной Мимолетностью, пьесой хоть и очень маленькой, но весьма «левацкой». Марш совсем не похож на эту пьесу. Это забавная, остроумная пьеска... Сапоги Коту либо великоваты, либо сильно жмут. Так или иначе, он все время прихрамывает на 5-ю долю...
       Б. Дварионас. Маленькая рапсодия. Рапсодия и в самом деле не большая, всего 2 с лишним минуты. Это и не удивительно, так как написана она не для концертирующих пианистов, а для начинающих, хотя уже и достаточно продвинутых (старшие классы). Музыка очень простая, традиционная, как и многие рапсодии состоит из двух разделов - медленного и быстрого. Какие темы использовал композитор, мне неизвестно...
       Е. Голубев. 5 пьес на стихи М. Лермонтова. № 5 Гроза. В отличие от Колыбельной из этого же цикла, номер этой пьесы мне известен. Думается, что номер Колыбельной я скорее определю методом исключения. Что касается Грозы, то она написана в характере этюда, в котором левая и правая руки играют в октаву. Что-то типа финала Второй сонаты Шопена. В самом конце, правда, моторность несколько нарушается внезапной остановкой движения...
       Т. Хренников. Инвенция. Возможно, что из какого-то цикла. Не стоит забывать и то, что Хренников часто фортепианные пьесы сочинял используя материал своих других сочинений. Впрочем, эта Инвенция звучит как чисто фортепианная пьеса. Стилистически без особых изысков, но очень эффектная. Весьма рекомендую как полифоническую пьесу в педагогический репертуар...
       А. Кнайфель. Марширующее двухголосие. Тоже с претензией на полифонию. Пожалую, не менее эффектно, чем у Хренникова, но репертуарные перспективы выглядят очень туманно. Слишком уж сложноват интонационный язык для среднестатистического ученика. Хотя автор явно старается быть доступным, но не может перебороть в себе постоянное стремление к диссонантности...
       Т. Мансурян. Прелюдия № 1. Из какого это цикла и из цикла ли вообще, мне неизвестно. Я эту пьесу не стал вносить в каталог по названиям циклов, так как вполне может быть, что это самостоятельная пьеса. На примере другой, представленной в архиве композиции Мансуряна, складывается впечатление, что он нумеровал все пьесы, независимо от их принадлежности к тому или иному циклу. Впрочем, на Пьесу № 3 эта Прелюдия совсем не похожа. Если первая явно крайне авангардного толка, то вторая - весьма традиционна, тональная. Это вовсе не лишает ее стилистической изысканности, своеобразно преломляющей национальные армянские интонации. Из небольшой статьи, опубликованной в архиве можно сделать вывод, что она, как это ни странно, написана позже Пьесы № 3...
       С. Прокофьев. 10 пьес, соч. 12. № 7, Прелюдия («Арфа»). Одна из самых популярных пьес Прокофьева. Ловлю себя на мысли, что подобных у Прокофьева что-то очень многовато... Тем не менее, сказать что-то новое об этой пьесе мне сложно... Да и не нужно... К сожалению, хотелось бы, чтобы такие популярные пьесы были исполнены более качественно. У меня же это получилось весьма посредственно. Очень уж неестественно звучат арпеджированные аккорды. Эта проблема часто возникает, когда записываешь быструю музыку в медленном темпе. Реанимировать потом пьесу мастертреком бывает очень сложно...
       Б. Чайковский. 2 пьесы. Чуть не забыл про этот, еще один маленький цикл. Как цикл эти пьесы изданы в сборнике, но мне что-то подсказывает, что между этими пьесами мало чего общего, хотя стилистически они выдержаны приблизительно в одном духе:
       № 1. Сказка ми минор.
       № 2. Прелюдия ля мажор.


[Новости] [Комментарии] Планы

       Часть своих планов я уже раскрыл. В следующем выпуске вы сможете познакомится с циклом 12 эскизов Станчинского. Очень интересный цикл, олицетворяющий новый этап в творчестве Станчинского, в сравнении с уже представленными в архиве пьесами. В качестве бесплатного приложения - небольшая статья С. Прокофьева, написанная по поводу исполнения первых четырех эскизов в одном из концертов. Весьма примечательная статейка...
       Помимо этого цикла появятся еще несколько новых авторов, имена которых преждевременно раскрывать не буду...
       Как я уже говорил, сейчас в работе у меня большая соната Вайнберга. Если удастся ее закончить, то, возможно, и она увидит свет в следующем выпуске...
       Намерен и дальше продолжать работу над каталогом. Надеюсь, что к очередному выпуску будет готов каталог по номерам сочинений. Он позволит просмотреть, скажем, все ранние или поздние сочинения авторов, представленных в нашем архиве. Возможно, что он тоже кому-то покажется полезным...
       Почаще заходите в архив...

В. Рыжков.


[Об архиве]  [Как добавить MIDI-файл]
Используются технологии uCoz