НОВОСТИ АРХИВА СОВРЕМЕННОЙ РУССКОЙ
ФОРТЕПИАННОЙ МУЗЫКИ
(Выпуск № 16)
Архив выпусков новостей: [1] ... [14] [15] 16 [17] [18] ... [последний]

Новости [Комментарии] [Планы]

       Начну с малоприятной новости, точнее с отсутствия одной из них - сделать новый раздел каталога я не успел. Неделя выдвлась тяжелая, хорошо, что хоть все остальное успел подготовить. Отчаиваться, впрочем, не стоит. Процесс пошел, а значит, очень скоро я его все-таки доделаю...
       Этот выпуск получился посвященным большей частью одному автору - композитору Михаилу Марутаеву. Он «дебютирует» сразу 15 разными пьесами, собранными мною уже и не помню откуда. Не уверен даже и в том, что я выкладываю все сделанные мною пьесы этого автора. Возможно, что в закоулках винчестера спряталось еще несколько его пьес. Ну, что ж, как только они будут извлечены из тайников, так сразу и предстанут пред ваши светлые очи...
       Кроме Марутаева, вас ждет знакомство с еще несколькими новыми авторами. Вообще же, этот выпуск состоит сплошь из одних только «дебютантов». Среди них, конечно же, стоит отдельно отметить Мечислава Вайнберга с 3-й сонатой, которая пусть и с опозданием, но все-таки появилась в архиве. Это тем более примечательно, что крупные сочинения уже довольно давно не появлялись в архиве. С этой сонатой связана добольно любопытная история, но об этом чуть позже...


[Новости] Комментарии [Планы]

       М. Вайнберг. Соната № 3, соч. 31, I часть. История, собственно говоря, сводится к тому, что на днях мне один «доброжелатель» прислал адрес какого-то, кажется японского, сайта, по довольно схожей тематике. Там тоже представлена русская фортепианная музыка, но несколько пошире, начиная с XIX века. Поначалу я даже немного расстроился, обнаружив конкурента, но спустя некоторое время понял, что несмотря на то, что там довольно много интересной музыки, мы все-таки работаем на разном уровне. Никакой информации о том, что это, кто это, как это и так далее, там нет. Одна только таблица с названиями пьес. Ко всему прочему, там еще какая-то лажа со шрифтами. Впрочем, для особо любопытных даю адрес:
http://plaza4.mbn.or.jp/~dreampiano/composer.html
       Так вот, ради интереса я скачал I часть этой самой сонаты. Для сравнения... Самое начало меня просто обескуражило - я даже не сразу понял, та ли это соната? Но дальше все вроде бы стало более менее на свои места. Как выяснилось позже, уже при детальном анализе, первые несколько тактов левой руки были сыграны почему-то в скрипичном ключе. Возможно в нотах была опечатка, но уши-то на что даны? Если бы я все делал как в нотах написано! Впрочем, помимо этой ошибки, там еще много к чему придраться можно: отсутствие педали(!), почти полное отсутствие агогических оттенков, динамика намечена только отдельными штрихами - о фразировке и балансе говорить и вовсе не приходится. Да и трели в коде сделаны как-то очень странно. В сущности, этот файл - не что иное, как набранный в каком-то нотном редакторе текст, лишь слегка подработанный. Впрочем, не буду голословным - слушайте сами.
       А вообще мне эта часть довольно трудно далась. Одни трели в коде чего стоили. Что касается самой музыки, то она не лишена благородства и выразительности, с явным уклоном в стилистику Шостаковича. В концерте же такие произведения воспринимаются довольно сложно, на них нужно специально настраиваться...
       М. Вайнберг. Соната № 3 соч. 31, II часть. Стилистика этой части еще больше уходит в сторону Шостаковича. Покойный Николай Николаевич Сидельников Вайнберга и «ему подобных» называл «лжедмитриями лжедмитриевичами». Довольно жестоко сказано, но, тем не менее, он по-своему прав. Идти по проторенной дорожке всегда легче, нежели самому искать свой путь. С другой стороны, не всем же все время пути прокладывать, надо, чтобы они еще и вели куда-то - кто-то должен еще и МУЗЫКУ писать. Тем более, что и в рамках выбранного стиля есть довольно широкое поле для поиска и проявления индивидуальных качеств. Другое дело, что таким образом и отсутствие яркого таланта спрятать... Судите сами...
       М. Вайнберг. Соната № 3 соч. 31, III часть. Это немного повеселее. Что-то типа трехголосной фуги на развернутую тему. Здесь используется довольно яркий прием, чем-то напоминающий мне II часть сонаты для двух фортепиано Л. Карева - начиная с первого стретного проведения темы происходит внезапный срыв в очень напористую и агрессивную динамику, развитие продолжается на почти предельном динамическом уровне до самой кульминации. А вот то, что идет дальше, мне не очень нравится - опять используется довольно «замусоленный» в своем стиле прием - своеобразное расстворение в тихих звучностях, то, что можно очень часто услышать в симфониях Шостаковича. В результате, яркий концертный номер, которым мог бы стать этот финал, заканчивается вроде бы как многозначительной, но по сути, скучной и нудной кодой. Понятное дело, что если бы автор захотел закончить сонату обычным моторным финалом, он это сделал бы. Но, испугавшись трафаретности, он впал в однообразную монотонность...
       Единственная статья в этом выпуске - статья Ф. Когана - посвящается творчеству М. Вайнберга. Никаких откровений вы там не найдете, но немного узнаете о его жизни и творчестве...
       М. Марутаев. В путь. Ну, а теперь пора приступить к главному «дебютанту» этого выпуска. Может быть кто-то скажет, что Вайнберг позначительней будет, но мне, честно говоря, музыка Марутаева нравится больше. Но дело даже не в этом, а в том, что, во-первых, он не так известен, как Вайнберг, а во-вторых, представлен сегодня он будет большим числом пьес. И начну с пьес, изданных отдельно в разных сборниках. В путь - первая из них. Очень приятная пьеска, с ярким, запоминающимся тематизмом, интересной образностью, удобным пианизмом - что еще нужно для детской музыки?..
       М. Марутаев. Восточная песня. Из той же серии. Очень приятная напевная тема, без типичных приемов «русского востока». «Восточный» колорит обрисовывается тоническим органным пунктом, натуральным минором и пентатоническим характером мелодии...
       Кстати, есть М. Марутаев. Пейзаж. Это более изысканный стиль. Много гармонических сопоставлений разных тональностей, более замысловатая мелодика. Впрочем, и здесь видна рука музыканта, заботливо относящаяся к детским ушам...
       М. Марутаев. Раздумье. Пьеса, весьма напоминающая Восточную песню - очень красивая пьеска, сочетающая выразительный лиризм и тонкую звукопись. И никаких излишеств ни в фактуре, ни в гармонии...
       М. Марутаев. Сказочка. Стилистика, как и в пьесе Пейзаж, довольно изыскана, но все направлено в угоду выразительности. И при всех ладогармонических изысках она не теряет ни в обаятельности, ни в привлекательности...
       М. Марутаев. Прелюдия и фуга ля минор. Самое развернутое и самое сложное сочинение Марутаева, представленное в этом выпуске. Это уже если и для детей, то только для «взрослых детей». Ля минор здесь прослушивается только в проведениях темы фуги и каденциях. А вообще, такие гармонические просветления очень свежо воспринимаются. Возможно, фугу стоило сделать в чуть более подвижном темпе, но это мне только сейчас так кажется, когда я ее делал, меня этот темп вполне устраивал...
       М. Марутаев. Этюды. № 1 Движение. В сборнике был опубликован как цикл из двух этюдов. Сколько же их в самом деле, и первый ли этот, я не знаю. По фактуре немного напоминает известную хоральную прелюдию Баха соль мажор... Только в миноре. Стилистически довольно простой, но очень эффектный. Будь я учеником музыкальной школы с удовольствием поиграл бы...
       М. Марутаев. Этюды. № 2. Контрасты. Контрастен, прежде всего, по отношению к первому этюду. Основан на нерегулярных чередованиях интервалов в разных руках. Размер 5/8 еще более усложняет дело. Впрочем, продвинутые ученики и не такое играют...
       М. Марутаев. Пьесы-картинки. № 1 Шарманка. Это цикл из 7-и довольно коротеньких, но очень симпатичных пьесок. Шарманка довольно традиционна, для этого достаточно сравнить ее с Шарманкой Шостаковича... Только размер трехдольный...
       М. Марутаев. Пьесы-картинки. № 2 Мелодия. Возвращает нас в круг образов Восточной песни и Раздумья... В укороченном и упрощенном изложении...
       М. Марутаев. Пьесы-картинки. № 3 Танец. Одна из лучших пьес цикла. Аккомпанимент вполне мог бы принадлежать очередной «шарманке», но танцевальная мелодия развивается довольно извилисто и замысловато, немного напоминая мелодику Прокофьева...
       М. Марутаев. Пьесы-картинки. № 4 Клоуны. На Клоунов Кабалевского мало похоже. Куда больше ассоциаций вызывает эта пьеса с ре-бемоль мажорной Мимолетностью Прокофьева...
       М. Марутаев. Пьесы-картинки. № 5 Шествие. Шествие с очень явным восточным колоритом. Заканчивается довольно неожиданно, не успев особенно развернуться...
       М. Марутаев. Пьесы-картинки. № 6 Танец-мимолетность. Еще один маленький шедеврик, вполне соответствующий своему названию. Впрочем, без больших неожиданностей...
       М. Марутаев. Пьесы-картинки. № 7 Юмореска. Еще одной Юмореской в архиве больше. Пьеска хоть и не большая, по полная ритмической изобретательности и оригинальности...
       В. Слепцов. Играет флейтист. Ничего об этом авторе мне неизвестно. Кажется из питерских... Пьеса какая-то странная, не «фортепианная». В переложении для струнных и флейты звучала бы куда лучше. А может быть, это и есть переложение для фортепиано. Мелодия довольно красивая, но совершенно лишена самобытности и оригинальности...
       А. Смелков. Тревожные тени. И об этом авторе тоже ничего не знаю. Музыка этой пьесы более определенная, характерная, с хорошим развитием и кульминацией. Пьеса по своей сложности выходит, на мой взгляд, за рамки школьного педагогического репертуара...
       В. Зиринг. 3 нетрудные пьесы, соч. 15 № 1. Прялка (этюд). Пьес этого композитора у меня довольно много, но информации никакой о нем я пока не нашел. Судя по стилистике, его творчество принадлежит первой половине XX века - этакий романтиз раковского толка. Именно с Раковым и можно, на мой взгляд, сравнивать Зиринга...


[Новости] [Комментарии] Планы

       Новый раздел каталога за мной. Думаю, к следующему выпуску я его закончу...
       В данный момент я работаю над довольно толстым сборником сонат советских композиторов, первая из них - 3-я соната Вайнберга - уже представлена вашему вниманию. Кстати, этот сборник начинается 8-й сонатой Эйгеса, но первый десяток страниц сборника утерян, поэтому я и начал сразу с сонаты Вайнберга. Теперь на очереди Соната Р. Бунина, над которой я уже работаю. А дальше - страшная и ужасная Соната С. Губайдулиной. Об этом стараюсь пока даже не думать... Соната Р. Бунина довольно большая, поэтому я не уверен, что успею сделать все три части к следующему выпуску.
       Следующий выпуск будет опять посвящен в основном новым авторам, среди которых особо стоит отметить 5 пьес украинского композитора начала XX века - Вериковского. Кроме него - еще 6 новых авторов появится в нашем архиве: Комитаса, Сендерея, Скорника, Страннолюбского, Троцюка и Вайсбурда.
       Из уже представленных в архиве авторов пополнят списки своих сочинений В. Белунцов (двумя обещенными пьесами), Н. Раков (Лирической сонатиной) и С. Ляпунов (очень трудным и красивым этюдом «Эоловы арфы») - это стоит послушать...
       Почаще заходите в архив...

В. Рыжков.


[Об архиве]  [Как добавить MIDI-файл]
Используются технологии uCoz