Начну с малоприятной новости, точнее с отсутствия одной из них - сделать новый раздел каталога я не успел. Неделя выдвлась тяжелая, хорошо, что хоть все остальное успел подготовить. Отчаиваться, впрочем, не стоит. Процесс пошел, а значит, очень скоро я его все-таки доделаю...
Этот выпуск получился посвященным большей частью одному автору - композитору Михаилу Марутаеву. Он «дебютирует» сразу 15 разными пьесами, собранными мною уже и не помню откуда. Не уверен даже и в том, что я выкладываю все сделанные мною пьесы этого автора. Возможно, что в закоулках винчестера спряталось еще несколько его пьес. Ну, что ж, как только они будут извлечены из тайников, так сразу и предстанут пред ваши светлые очи...
Кроме
М. Вайнберг. Соната № 3, соч. 31, I часть. История, собственно говоря, сводится к тому, что на днях мне один «доброжелатель» прислал адрес какого-то, кажется японского, сайта, по довольно схожей тематике. Там тоже представлена русская фортепианная музыка, но несколько пошире, начиная с XIX века. Поначалу я даже немного расстроился, обнаружив конкурента, но спустя некоторое время понял, что несмотря на то, что там довольно много интересной музыки, мы все-таки работаем на разном уровне. Никакой информации о том, что это, кто это, как это и так далее, там нет. Одна только таблица с названиями пьес. Ко всему прочему, там еще какая-то лажа со шрифтами. Впрочем, для особо любопытных даю адрес:
http://plaza4.mbn.or.jp/~dreampiano/composer.html
Так вот, ради интереса я скачал I часть этой самой сонаты. Для сравнения... Самое начало меня просто обескуражило - я даже не сразу понял, та ли это соната? Но дальше все вроде бы стало более менее на свои места. Как выяснилось позже, уже при детальном анализе, первые несколько тактов левой руки были сыграны почему-то в скрипичном ключе. Возможно в нотах была опечатка, но уши-то на что даны? Если бы я все делал как в нотах написано! Впрочем, помимо этой ошибки, там еще много к чему придраться можно: отсутствие педали(!), почти полное отсутствие агогических оттенков, динамика намечена только отдельными штрихами - о фразировке и балансе говорить и вовсе не приходится. Да и трели в коде сделаны как-то очень странно. В сущности, этот файл - не что иное, как набранный в каком-то нотном редакторе текст, лишь слегка подработанный. Впрочем, не буду голословным -
А вообще мне эта часть довольно трудно далась. Одни трели в коде чего стоили. Что касается самой музыки, то она не лишена благородства и выразительности, с явным уклоном в стилистику
М. Вайнберг. Соната № 3 соч. 31, II часть. Стилистика этой части еще больше уходит в сторону
М. Вайнберг. Соната № 3 соч. 31, III часть. Это немного повеселее. Что-то типа трехголосной фуги на развернутую тему. Здесь используется довольно яркий прием, чем-то напоминающий мне II часть сонаты для двух фортепиано Л. Карева - начиная с первого стретного проведения темы происходит внезапный срыв в очень напористую и агрессивную динамику, развитие продолжается на почти предельном динамическом уровне до самой кульминации. А вот то, что идет дальше, мне не очень нравится - опять используется довольно «замусоленный» в своем стиле прием - своеобразное расстворение в тихих звучностях, то, что можно очень часто услышать в симфониях
Единственная статья в этом выпуске - статья Ф. Когана - посвящается творчеству
М. Марутаев. В путь. Ну, а теперь пора приступить к главному «дебютанту» этого выпуска. Может быть кто-то скажет, что Вайнберг позначительней будет, но мне, честно говоря, музыка Марутаева нравится больше. Но дело даже не в этом, а в том, что, во-первых, он не так известен, как
М. Марутаев. Восточная песня. Из той же серии. Очень приятная напевная тема, без типичных приемов «русского востока». «Восточный» колорит обрисовывается тоническим органным пунктом, натуральным минором и пентатоническим характером мелодии...
Кстати, есть М. Марутаев. Пейзаж. Это более изысканный стиль. Много гармонических сопоставлений разных тональностей, более замысловатая мелодика. Впрочем, и здесь видна рука музыканта, заботливо относящаяся к детским ушам...
М. Марутаев. Раздумье. Пьеса, весьма напоминающая Восточную песню - очень красивая пьеска, сочетающая выразительный лиризм и тонкую звукопись. И никаких излишеств ни в фактуре, ни в гармонии...
М. Марутаев. Сказочка. Стилистика, как и в пьесе
М. Марутаев. Прелюдия и фуга ля минор. Самое развернутое и самое сложное сочинение
М. Марутаев. Этюды. № 1 Движение. В сборнике был опубликован как цикл из двух этюдов. Сколько же их в самом деле, и первый ли этот, я не знаю. По фактуре немного напоминает известную хоральную прелюдию Баха соль мажор... Только в миноре. Стилистически довольно простой, но очень эффектный. Будь я учеником музыкальной школы с удовольствием поиграл бы...
М. Марутаев. Этюды. № 2. Контрасты. Контрастен, прежде всего, по отношению к первому этюду. Основан на нерегулярных чередованиях интервалов в разных руках. Размер 5/8 еще более усложняет дело. Впрочем, продвинутые ученики и не такое играют...
М. Марутаев. Пьесы-картинки. № 1 Шарманка. Это цикл из 7-и довольно коротеньких, но очень симпатичных пьесок. Шарманка довольно традиционна, для этого достаточно сравнить ее с Шарманкой
М. Марутаев. Пьесы-картинки. № 2 Мелодия. Возвращает нас в круг образов Восточной песни и
М. Марутаев. Пьесы-картинки. № 3 Танец. Одна из лучших пьес цикла. Аккомпанимент вполне мог бы принадлежать очередной «шарманке», но танцевальная мелодия развивается довольно извилисто и замысловато, немного напоминая мелодику
М. Марутаев. Пьесы-картинки. № 4 Клоуны. На Клоунов Кабалевского мало похоже. Куда больше ассоциаций вызывает эта пьеса с ре-бемоль мажорной Мимолетностью
М. Марутаев. Пьесы-картинки. № 5 Шествие. Шествие с очень явным восточным колоритом. Заканчивается довольно неожиданно, не успев особенно развернуться...
М. Марутаев. Пьесы-картинки. № 6 Танец-мимолетность. Еще один маленький шедеврик, вполне соответствующий своему названию. Впрочем, без больших неожиданностей...
М. Марутаев. Пьесы-картинки. № 7 Юмореска. Еще одной Юмореской в архиве больше. Пьеска хоть и не большая, по полная ритмической изобретательности и оригинальности...
В. Слепцов. Играет флейтист. Ничего об этом авторе мне неизвестно. Кажется из питерских... Пьеса какая-то странная, не «фортепианная». В переложении для струнных и флейты звучала бы куда лучше. А может быть, это и есть переложение для фортепиано. Мелодия довольно красивая, но совершенно лишена самобытности и оригинальности...
А. Смелков. Тревожные тени. И об этом авторе тоже ничего не знаю. Музыка этой пьесы более определенная, характерная, с хорошим развитием и кульминацией. Пьеса по своей сложности выходит, на мой взгляд, за рамки школьного педагогического репертуара...
В. Зиринг. 3 нетрудные пьесы, соч. 15 № 1. Прялка (этюд). Пьес этого композитора у меня довольно много, но информации никакой о нем я пока не нашел. Судя по стилистике, его творчество принадлежит первой половине XX века - этакий романтиз раковского толка. Именно с Раковым и можно, на мой взгляд, сравнивать
Новый раздел каталога за мной. Думаю, к следующему выпуску я его закончу...
В данный момент я работаю над довольно толстым сборником сонат советских композиторов, первая из них - 3-я соната Вайнберга - уже представлена вашему вниманию. Кстати, этот сборник начинается 8-й сонатой
Следующий выпуск будет опять посвящен в основном новым авторам, среди которых особо стоит отметить 5 пьес украинского композитора начала XX века - Вериковского. Кроме него - еще 6 новых авторов появится в нашем архиве: Комитаса, Сендерея, Скорника, Страннолюбского, Троцюка и Вайсбурда.
Из уже представленных в архиве авторов пополнят списки своих сочинений В. Белунцов (двумя обещенными пьесами), Н. Раков (Лирической сонатиной) и С. Ляпунов (очень трудным и красивым этюдом «Эоловы арфы») - это стоит послушать...
Почаще заходите в архив...
В. Рыжков.