Разработка нового кода архива несколько затягивается... Все оказалось значительно сложней, чем я думал. Точнее говоря, не столько сложнее, сколько объемнее - просто невероятно, сколько у меня уже собрано материалов. И все это нужно будет переделать, но прежде еще нужно решить две большие и сто маленьких проблем - есть весьма нетрадиционная идея, но нет готовых решений. Одну большую и что-то около половины маленьких я уже решил. Осталось еще столько же, а потом переписать сотни страниц и составить полторы тысячи массивов...
Это я все к тому, чтобы было понятно, почему в этот период обновления будут выходить реже, чем обычно - приблизительно два раза в месяц. И еще одно ограничение - до окончания работ по «капитальному ремонту» не будет обновляться каталог пьес (это не касается каталога статей, обновления которого будут продолжаться). Что касается всего остального, то, надеюсь, оно окажется не менее интересным, чем было ранее. Мало того, у меня есть в планах появление нескольких очень интересных и редких композиций, но об этом позже...
Этот выпуск получился у меня более объемным, чем предполагалось. А предполагалось посвятить его сборнику этюдов. Сначала, правда, я думал поместить только часть их, но потом решил, что у меня уже и так накопилось довольно много MIDI-файлов, и нет особой необходимости удерживать общественность в неведении...
Так вот, я публикую пять этюдов, один из которых в двух авторских вариантах. В довесок к ним - две небольшие пьески нового автора -
Чтобы закончить разговор о новой статье «Слово о Прокофьеве», добавлю, что это не столько статья, сколько записанная речь, прочитанная Шнитке на торжественном открытии фестиваля «Сергей Прокофьев и современная музыка» в Дуйсбурге...
О цикле Гречанинова подробно говорить также не буду - это довольно известная красивая музыка, пианистически не очень удобная, и поэтому, на мой взгляд, ее популярность в педагогической практике обусловлена прежде всего ее музыкальными достоинствами, нежели методической пользой (хотя, в каком-то смысле, музыкальные достоинства также можно отнести к методической пользе). Три пьесы этого цикла были опубликованы мною ранее, а поэтому я предлагаю вашему вниманию список только тех семи пьес, которые добавляю в архив сейчас:
1. Прелюдия
2. Все за работой
4. Сломанная игрушка
6. В гостях у бабушки
7. Бабушкин вальс
8. Веселый путь домой
10. Дитя засыпает
В. Дешевов. Этюд ми-бемоль минор, соч. 1 № 1. Похоже, что это одно из самых ранних сочинений композитора. Стилистически выдержанно в довольно традиционных рамках, лишь местами появляются изысканные гармонии, ассоциирующиеся обычно с творчеством
Ю. Крейн. Этюд ля минор. Весьма масштабная композиция. Я думал, он никогда не закончится, хотя слушается довольно компактно. Я нахожу эту музыку довольно интересной как в гармоническом, так и в интонационном отношении. Чем-то мне он напомнил Этюды Стравинского соч. 7. Исполнение мне не очень удалось, особенно это касается средней части, прошу сильно не ругать...
С. Рахманинов. Этюд до-диез минор, соч. 33 № 6. На заре юности мне пришлось его поиграть. В то время мне очень нравилось все такое мрачно-трагедийное. Заметил, что добиться приемлемого варианта звучания намного легче, если раньше приходилось иметь дело с музыкой и четко представляешь, как оно должно звучать. Не могу сказать, что удалось полностью воплотить идею в жизнь, но, тем не менее, результат могу признать удачным...
Н. Раков. Концертный этюд ре минор. У меня есть весь, насколько я понимаю, сборник концертных этюдов. Это пятый - последний из них. Тональность я обозначил весьма условно - у автора нет ключевых знаков, как, впрочем, и ярко выраженной тоники... Приходится только сожалеть по тому поводу, что пианисты обходят стороной такой интересный концертный репертуар. Этюды и в техническом и в выразительном плане очень выигрышны и должны звучать на сцене ярко и эффектно...
Д. Толстой. Этюд ми-бемоль минор, соч. 22 № 9. Выглядит весьма угрожающе, и там в самом деле есть довольно много технических трудностей, хотя размер очень компактный. Музыка очень эмоционально выразительная, выдержанная в традиционной стилистике. Есть что-то общее с си-бемоль минорным Этюдом Т. Родионовой...
Р. Шафаг. Осень. О композиторе пока ничего не знаю. Пьеска весьма незатейливая - всего одна страничка довольно простого текста, но при этом не лишенная изысков в гармонии...
Р. Шафаг. Скерцо. Более развернутая композиция, написанная в довольно традиционной «совковой» манере - что-то среднее между Шостаковичем и Хачатуряном. Тем не менее, благодаря ритмической энергетике подобные пьесы почти всегда проходят «на ура» в концертном исполнении...
Следующий выпуск, выход которого планируется на середину августа будет посвящен, в основном фортепианной музыке
Не забывайте, заходите...
В. Рыжков.