Заработался так, что чуть не забыл сделать очередное обновление...
Предыдущая неделя ознаменовалась работой над новым кодом архива. Похоже, что казавшаяся сначала сумашедшей, идея приобретает очертания. Вряд ли это сильно отразится на дизайне архива, но мне работать станет значительно удобней...
Из «культурной программы» отмечу только посещение дипломного симфонического экзамена композиторов в консерватории. Впрочем, ничего особо выдающегося услышано мною там не было, так что для меня пока самым значительным событием, имеющим отношение ко мне, остается это обновление. Тем более, что оно выделяется «повышенным содержанием» текстовой информации: 8 статей против 6-и MIDI-файлов...
На самом деле, MIDI-файлов даже не 6, а пять, так как один из них является вариантом другого. Работая над новым кодом, я пришел к выводу, что разные авторские варианты нужно тоже учитывать при подсчете общего числа произведений архива, поэтому очень скоро его объем будет уточнен. Но о вариантах чуть позже, а пока отмечу появление еще двух новых авторов, каждый из которых представлен хоть и небольшими, но уже двумя пьесами. С них и начнем...
В. Кац. Колыбельная. Об авторе мне известно только его имя - Валерий. Есть еще и другой композитор Кац - Сигизмунд, а так же дирижер - Арнольд. Связаны ли они родственными узами, мне не известно. Цикл в издании обозначен как «2 пьесы», но я не дал бы руку на отсечение, утверждая, что это авторское название. Тем не менее, за неимением другого, так его и обозначим. Музыка не по детски изысканная. Фактура детально проработанная, но это не делает музыку более привлекательной в методическом отношении. Лично мне довольно трудно представить преподавателя, задающего своим ученикам эту пьесу...
В. Кац. Танец девушек. Фактура проще, прозрачней, ритмически определенная. Можно было бы предположить более завидную репертуарную судьбу этой пьесы, но... снова вынужден отметить интонационную изысканность музыки... В ущерб тематической яркости, как мне кажется...
С. Мухатов. Парад игрушек. Об авторе сведений у меня нет никаких. Что касается цикла, то здесь ситуация такая же, как и в предыдущем случае - в издании обозначается как «2 пьесы», но верить этим обозначениям у меня основания приблизительно столько же, сколько и для того, чтобы использовать заборные надписи в качестве серьезных аргументов... Вернемся музыке... Она мне не нравится. Не то, чтоб все было так плохо, нет - слушать можно, но вот играть... Как-то все неудобно, коряво, неестественно...
С. Мухатов. Беленький ослик. Честно говоря, так толком и не понял, в каком темпе нужно исполнять эту пьесу. Обозначено несколько неожиданное Animato, но вот до какой степени Animato? Не знаю, может быть я и не прав, но что-то меня музыка Мухатова пока не радует. Будем ждать более значительных произведений...
А. Глазунов. Прелюдия и Фуга до мажор, соч. 101 № 4. Что из себя представляет цикл, мне пока неизвестно, возможно это целая тетрадь подобных полифонических циклов. В этом выпуске, несомненно, этот файл является центральным. Согласитесь, 54 Kb для Прелюдии и Фуги - совсем не мало. Да и продолжительность - почти 8(!) минут - заставляет себя уважать. Прелюдия в музыкальном отношении мне кажется мало интересной, но пятиголосная Фуга - это шедевр полифонического мастерства. Вот уж где Глазунов развернулся. Все полифонические приемы даже не буду перечислять - кажется, что там можно найти все, что угодно. Однако, как человек, довольно серьезно занимавшийся полифонией в консерватории, могу сказать, что полифоническая сложность не столь сверхъестественна, как может показаться. Вся хитрость в теме, состоящей из одних интервальных скачков. По своему опыту знаю, что подобные темы позволяют творить контрапунктические чудеса. Отмечаю для себя другое - тема практически лишена эмоциональной выразительности. Точнее говоря, ее выразительность весьма абстрактна и условна. С одной стороны это можно расценивать как шаг назад, в добаховскую эпоху. А может быть, это своеобразное воплощение современного структурализма? Своеобразная альтернатива сериализму и другим стилям, основанным больше на «математическом» расчете, нежели на эмоциональном импульсе? С этой позиции становится понятным и несколько сдержанный, строгий характер Прелюдии...
Второй вариант Прелюдии и Фуги - отличается совсем незначительно. Причем, отличия касаются, как это ни странно, Фуги: в одной из заключительных стретт изложение арпеджированными аккордами заменяется аккордами в пределах октавы и в арпеджировании, соответственно, не нуждающихся. Мне лично больше нравится первый
В довесок в MIDI-файлу публикуются две стать, посвященные
Е. Глазунова-Гюнтер. Мой отец - Александр Глазунов. Название статьи довольно красноречиво, поэтому особо комментировать тут нечего. Речь идет о заграничном периоде жизни композитора...
Е. Глазунова-Гюнтер. «Мы будем рады вам...». По сути, это вовсе никакая не статья, а приложение к предыдущей статье, представляющее собой фрагменты переписки между Глазуновым и семьей Метнеров...
М. Бялик. «Я считаю свою жизнь счастливой». По содержанию - минимум отношения к содержанию архива. Посвящена
М. Скребкова-Филатова. На юбилейном вечере
М. Лобанова. О наследии и научной добросовестности. А тут уже все очень серьезно. Вообще, должен сказать, что мне было неприятно читать эту статью. В ней исследователь творчества
Г. Пантиелев. Пять симфоний Альфреда Шнитке. В прошлых статьях этого автора у меня вкралась ошибка в написании его фамилии. Приношу свои извинения. Это уже третья статья, посвященная знаменитому циклу концертов. Но ничего особо нового я там для себя не обнаружил. Впрочем, я читал ее давно и не очень внимательно...
И. Дробышевская. Сергей Слонимский. Жизнь, как она есть. Интервью, взятое у композитора во время перестройки. Ей, родимой, по сути и посвящено. Естественно, в музыкальной связи...
А. Санин. Галина Уствольская: слово сказано. Статья об эстетике творчества
Что дальше... Следующий выпуск начинает цикл публикаций фортепианных произведений
О дате выхода точно сообщить сейчас не могу. Предположительно это произойдет в начале июля. Заходите почаще и не пропустите...
В. Рыжков.