НОВОСТИ АРХИВА СОВРЕМЕННОЙ РУССКОЙ
ФОРТЕПИАННОЙ МУЗЫКИ
(Выпуск № 72)
Архив выпусков новостей: [1] ... [70] [71] 72 [73] [74] ... [последний]

Новости [Комментарии] [Планы]

       Всех студентов и учащихся с началом нового учебного года. Я очень надеюсь, что среди посетителей архива довольно много представителей этого «сословия». В таком случае, надеюсь, что этот архив может хоть как-то помочь вашему образованию...
       Этот выпуск получается, однако, несколько «однобоким» - только MIDI-файлы, общим числом 17. В центре выпуска - Партита Ю. Дунаева. Кроме того, вас ждет знакомство с циклом «12 миниатюр» Э. Аристакесяна и «Новеллой» П. Савинцева. В заключение - хорошо всем известная композиция С. Рахманинова - Этюд-картина ми-бемоль мажор (соч. 33 № 4). Таким образом, архив пополнился сразу тремя новыми авторами...


[Новости] Комментарии [Планы]

       Начнем, как и полагается, с главного - с Партиты Ю. Дунаева. Не часто в современном музыке встречается этот жанр. Да и многие ли знают, что это такое - Партита? Буквальный перевод - разделенная на части. Предположительно появился в конце XVI века. Изначально обозначал отдельные части вариационного цикла, позже - приблизительно то же самое, что и Сюита. Впрочем, разницу между Сюитой и Партитой уловить невозможно. Достаточно сравнить для примера Сиюты и Партиты Баха. Ну, разве что, строение Партит чуть более разнообразно - иногда он даже позволяет себе закончить их не Жигой, а чем-нибудь еще. Пожалуй, так и следует воспринимать Партиту - как более свободный вариант Сюиты. И если у старых мастеров под Сюитой подразумевалась танцевальная Сюита (соответственно и Партита - на основе тех же старинных танцев), то современная Сюита уже сама по себе не содержит сколь-нибудь жестких регламентаций и может состоять практически из чего угодно (как правило, из жанрово определенных пьес). В связи с этим, выбор в пользу Партиты кажется на первый взгляд несколько непонятным. Впрочем, судить об этом можно только в каждом конкретном случае. Чаще всего, современные Партиты - в противовес «легковесным» Сюитам - воспринимаются как более «серьезные» композиции. И здесь вспоминается изначальное понимание жанра - «разделенная на части».
       Партита Ю. Дунаева полностью соответствует именно такому пониманию жанра. Партита состоит из трех полифонических частей: Фуга - Basso ostinato - Фуга. Вторая и третья части исполняются без перерыва. Впрочем, автор предусматривает и исполнение каждой части отдельно. Точно сказать, где здесь замысел автора, а где произвол редактора довольно сложно - там очень много редакторских добавлений, далеко не всегда удачных. Я старался их все убрать, но не уверен, что мне это удалось. В частности, не очень я понял переход от второй к третьей части. В любом случае, я пытался сделать вариант, при котором части исполняются отдельно. Это тем более оправдано, что видимых тематических связей я не обнаружил. Впрочем, не могу сказать, что очень внимательно искал...
       Ю. Дунаев. Партита, I часть, Фуга. В принципе, автор ставит ключевой знак ре минора. Тем не менее, говорить здесь о тональности можно лишь с очень большой натяжкой. Вся Партита выдержана в весьма «хроматизированном» стиле. Впрочем, я бы отметил убедительную чистоту стиля и естественность полифонии, хотя некоторые полифонические «корявости» и присутствуют, не портя общего впечатления. Стиль мне несколько напомнил Фугу, которую я писал на экзамене в аспирантуру. Фугу (мою), оценили очень высоко, а поэтому, можете взять стилистику этой Партиты себе на карандаш (ну, если надумаете поступать в аспирантуру московской консерватории) - полифония в этом стиле - это то, что надо (так было, по крайней мере, лет десять назад)...
       Ю. Дунаев. Партита, II часть, Basso ostinato. Полифонические вариации на тему в басу. На самом деле, не совсем так. На самом деле здесь трехчастная композиция, крайние части которой и в самом деле представляют собой вариации на бас. В середине - четырехголосное фугато на эту же тему. В принципе, вариации на бас предполагают, что он (бас) иногда оказывается где-то вверху, но здесь откровенное фугато с транцпозициями темы. Ля-диез в конце последнего проведения темы мне кажется очень подозрительным. Однако убрать его я не осмелился, так как его присутствие очень уж четко подтверждается бекаром в начале следующего такта. Тем не менее, в глубине души я против него, звучит он как-то не очень убедительно...
       Ю. Дунаев. Партита, III часть. Фуга. Самая протяженная часть в Парите. Если первая Фуга трехголосная, то эта - четырехголосная. И еще одна интересная особенность. Как и во второй части, здесь отсутствуют ключевые знаки. При этом автор довольно четко «кадансирует» в ля миноре. И если по во второй части это воспринимается вполне естественно, то окончание цикла в иной тональности кажется подозрительным. В какой-то момент задаешься вопросом, а вся ли это Партита?.. Редактор в примечаниях утверждает, что вся... Но что-то я ему не очень верю...
       Э. Аристакесян. 12 миниатюр (на армянские народные темы). Этот цикл опубликован в довольно объемистом сборнике «Детские альбомы советских композиторов, выпуск 12». С другими циклами из этого сборника мы познакомимся позже. Об этом же скажу, что его появление в сборнике с таким названием кажется несколько надуманным. В нем нет абсолютно ничего детского, кроме, разве что, размером самих пьес. Впрочем, можно отметить еще относительную простоту (прозрачность) фактуры, что вовсе не делает эти пьесы удобными для детского исполнения. Да и в музыкальном отношении, это довольно «недетская» музыка. Короче говоря, мой «приговор» таков - шансом у этого цикла нет. Я вовсе не хочу сказать, что он напрочь лишен какой-либо музыкальной ценности - это не так - он ценен, прежде всего попыткой, причем весьма интересной, по современному посмотреть на народный тематизм, по современному его обработать. Тем не менее, музыка полностью лишена «концертности». Грубо говоря, ее не интересно играть. И дело не только в том, что она не очень благозвучна - это дань XX веку - в это время в СССР создавалось очень много подобных обработок, одни более удачные, другие менее. Тем не менее, почти все они лишены концертных перспектив...
       Все миниатюры похожи одна на другую, по этому нет особой необходимости что-то говорить о каждой из них. Не буду даже выносить сюда их список. Музыка очень даже на любителя - если интересуетесь - ищите в соответствующем разделе или в списке новых поступлений...
       П. Савинцев. Новелла. Очень приятная пьеса «повествовательного» жанра, представляющая собой, как это обычно бывает, контрастную трехчастную композицию с «бурной» средней частью и динамизированной репризой. Первая часть несколько отдает задачкой по гармонии, но задачкой очень хорошей...
       С. Рахманинов. Этюд картина ми-бемоль мажор, соч. 33 № 4. Пьеса в особом представлении не нуждается. Когда-то в молодости мне ее приходилось играть. Впрочем, в этот раз я указан как исполнитель файла с некоторыми оговорками. Дело в том, что на одном из сайтов мне попался MIDI-файл этой пьесы и я его взял за основу. «Основа» оказалась весьма загадочной. Поначалу мне показалось, что это «живое» исполнение, но в процессе работы я в этом сильно усомнился. Мастертрек так человек не напишет!!! По-видимому, это была работа какого-то программного «оживителя». Я много слышал о них, но сам никогда дела не имел... Так или иначе, «основу» пришлось «оживлять» еще раз, впрочем, как раз мастертрек я не очень сильно менял, все изменения коснулись в большей части динамических оттенком и фразировки...


[Новости] [Комментарии] Планы

       Настало время раскрыть свои планы как на ближайший выпуск, так и на дальнейшие...
       Следующий выпуск - завершение публикации фортепианных сочинений Э. Денисова. Вашему вниманию будут представлены сочинения для фортепианных ансамблей: «3 пьесы» для фортепиано в 4 руки и «Точки и линии» для 2-х фортепиано в 8 рук. О первой композиции вы сможете прочитать в прилагаемой статье - фрагменте монографии Холопова и Ценовой. Что касается второй, то, не забегая слишком вперед, скажу, что это стоит послушать. При все том, что я не фанат творчества Денисова, это сочинение, на мой взгляд является выдающимся в своем роде...
       В добавок к Денисову будет опубликован цикл М. Осокина «10 багателей», соч. 75. Цикл исполнялся по тому же изданию, что и «12 миниатюр» Э. Аристакесяна, но, как мне кажется, в музыкальном отношении будет значительно поинтересней...
       Что дальше? В планах значилась публикация всех сонат Н. Мясковского, и работа над ними уже началась, но прежде небольшой сюрприз - Третья Соната А. Шнитке!!! Оказывается, пока мы все пребывали в блаженной уверенности, что у Шнитке всего одна Соната, которая уже опубликована в архиве, он, втихоря, никого не предупредив, написал, насколько мне известно, еще три!!! Таким образом, та Соната, с которой мы уже могли познакомиться, и которая довольно часто звучала в концертах, была всего-навсего Первой. Мне же удалось раздобыть ноты, изданные за рубежом (которые, кстати, я также выложу для обозрения - да не возгневится на меня издатель) и уже успел сделать MIDI-файл (точнее, 4 MIDI-файла, так как Соната 4-частная). Впрочем, Соната, не в пример Первой, довольно компактная, а поэтому я вовсе не претендую на какой-либо подвиг со своей стороны. О музыке говорить сейчас не буду - всему свое время. В любом случае, любое сочинение этого композитора достойно внимания, а посему заранее и приглашаю на «премьеру».
       Этим, должен сказать, запасы MIDI-файлов на винчестерах моих компьютеров не исчерпываются. Наиболее крупные и интересные будут публиковаться вперемежку с сонатами Н. Мясковского. Из самых крупных и значительных отмечу Рондо соч. 59 Д. Кабалевского и Рапсодию Г. Киркора - очень крупная композиция, что-то в духе «Вариаций на тему Корелли» С. Рахманинова. Это лишь часть из того, что у меня уже готово, и над чем я сейчас работаю. Будет еще довольно объемистый «полифонический» выпуск, будут Этюды, продолжу публиковать циклы из сборника «Детские альбомы советских композиторов» (уверяю вас, что там есть масса очень интересной музыки), короче говоря, заходите почаще и не пропустите ничего интересного...

В. Рыжков.


[Об архиве]  [Как добавить MIDI-файл]
Используются технологии uCoz