НОВОСТИ АРХИВА СОВРЕМЕННОЙ РУССКОЙ
ФОРТЕПИАННОЙ МУЗЫКИ
(Выпуск № 19)
Архив выпусков новостей: [1] ... [17] [18] 19 [20] [21] ... [последний]

Новости [Комментарии] [Планы]

       Новостей, скажем прямо, пока немного. Всю неделю готовил новый выпуск, плюс - небольшой должок - обещанная в прошлый раз статья Конюса. Впрочем, процесс идет: приступил к Третьей части Сонаты Бунина, почти закончил толстый сборник сонатин и вариаций Советских композиторов, да и окончание сборника пьес В. Косенко уже не за горами. А пока продолжаем знакомится с новыми авторами. Мне, честно говоря самому уже надоело делать эти бесчисленные разделы новых композиторов, содержащих по одной незначительной пьеске. Потерпите еще немного, скоро будет поинтересней, хотя новые авторы будут появляться регулярно...


[Новости] Комментарии [Планы]

       Итак, начнем... с долга - статья Г. Конюса «Концерт А. Н. Скрябина». Статей в том сборнике немереное число. Но большинство из них посвящены всяким там оперным премьерам, виртуозам, вокалистам... Из те, что имеют некоторое отношение к тематике архива выбрал первую попавшуюся. Статейка небольшая, но вполне толковая. Музыка Конюса очень традиционная, тем не менее, в своей статье он обнаруживает вполне адекватное понимание процессов, происходящих в современной ему музыке новаторского направления. Хотя, нужно отметить, его понимание и не лишено некоторой наивности...
       Б. Лятошинский. 2 прелюдии (на основе украинских народных песен), соч. 38b, Прелюдия № 1. Сегодня в центре внимания этот известный украинский композитор. Известный большей частью по имени, чем по музыке. Хотя, наверное, там, на Украине его творчество изучают довольно подробно, как у нас Прокофьева и Шостаковича, но у нас здесь, его музыку мало кто слышал. До сих пор не слышал и я... А стоит послушать... Очень интересный и оригинальный подход к национальной идее. В первую очередь, я сравнил бы с Кабалевским, с которым его объединяет очень свободное отношение к народному материалу. При этом, Лятошинскому в большей степени присуще виртуозно-романтическое начало. Но и здесь, он нашел нечто свое, нетрадиционное, характерное исключительно для XX века концептуальное формообразующее начало: бурное начало, еще более динамичная кульминация, но затем - довольно длительный и постепенный спад, медленное «удаление»... В XIX веке так почти никто не писал...
       Б. Лятошинский. 2 прелюдии (на основе украинских народных песен), соч. 38b, Прелюдия № 2. Вторая Прелюдия чуть покороче, чем Первая, но, пожалуй, еще более виртуозна и пафосна. Свои пафосом и фактурой напоминает некоторые прелюдии и музыкальные моменты Рахманинова. Признаюсь, обе прелюдии дались мне с большим трудом. И если Первую из них мне как-то удалось «сляпать», то Вторая откровенно не получилась... Жаль... Но поверьте мне, ничего личного или «национального». Я искренне старался, но не получилось. Сейчас мне кажется, что я знаю, что нужно переделать, но возвращаться назад очень не хочется...
       Р. Леденев. Канон соль минор. Композитор очень известный и почитаемый в кругах специалистов. К сожалению, как это обычно бывает, интересный автор дебютирует малоинтересными пьесами. Даже, не столько малоинтересными, сколько малозначительными. Написанная для педагогического репертуара, пьеса представляет определенный интерес, но, к сожалению, ее применение ограничено исключительно методическим интересом...
       Р. Леденев. Пастораль ми мажор. Пьеса более характерная для творчества Леденева. Эти две пьески были напечатаны в какой-то хрестоматии. Принадлежность к какому-либо циклу не объявлена. Известно, что композитор написал очень много пьес для детей, в частности, цикл «Лёкины тетради». Частичная выборка из этих тетрадей у меня имеется, но там этих пьес я не обнаружил...
       А. Касьянов. Русская песня. И в самом деле - очень похоже на русскую песню... Все довольно мелодично и выразительно, но и ничего выдающегося... Подобных пьес уже предостаточно в архиве...
       К. Караев. Рассказ. Это уже поинтересней... Здесь национальный колорит находит более оригинальное решение. Вполне можно даже говорить о художественных достоинствах этой пьесы...
       М. Гозенпуд. Токката до минор. Это не тот Гоезнпуд, который многим известен своими трудами по истории музыки. Об этом Гозенпуде я ничего узнать не смог. Я вообще не уверен, в XX ли веке он жил, да и в России ли? По стилистике Токкаты можно подумать, что он едва ли не современник И. С. Баха. Хотя мне сдается, что это все-таки стилизация...
       С. Фрейденберг. Скерцино ля мажор. Здесь никаких сомнений в том, что композитор принадлежит XX веку, хотя сведений о нем у меня тоже никаких не нашлось. А само Скерцино, нужно сказать, премиленькое...
       Ю. Фалик. Принцесса на горошине. Композитор, известный не менее, чем Леденев. Но пока и он вынужден «дебютировать» детской пьеской. Не столько по стилистике, сколько по эстетике пьеса близка творчеству Слонимского. Точнее, тем его пьесам, которые опубликованы в архиве...
       Ф. Брук. В пути. Скоро сделаю возможным читать мои предыдущие комментарии, тогда буду избавлен от необходимости каждый раз писать одно и то же. Не то, чтоб эта пьеска была плоха, но подобной музыки, ставшей уже почти общим местом, уже я предостаточно наслушался...
       В. Баснер. Тарантелла до мажор. Довольно яркая, эффектная пьеса. Впрочем, после Прокофьева и Шостаковича она не воспринимается как нечто чрезвычайно оригинальное...
       Д. Благой. Инвенция-дуэт. Немного полифонии на последок. Автор более известен как пианист. Тем не менее, пьеска написана довольно грамотно и выразительно, хотя и без особых изысков...
       Ю. Чичков. Фуга ми минор. Оказывается писал не только детские песни. В академическом жанре тоже поработать успел. И, надо сказать, чувствует в нем себя довольно уверенно. По крайней мере, это вполне полноценная Фуга, хотя и написана в очень традиционной манере...
       С. Разоренов. Фугетта ми минор. Простая двухголосная Фугетта, в отличие от предыдущей пьесы, в ней местами проявляется стремление автора адаптировать русские интонации и тематизме...
       М. Скорульский. Фуга ре минор. Начало темы Фуги слабонервного может несколько шокировать - откровенная цитата из Баха. Сама же Фуга вполне самостоятельна, но, как и Фуга Чичкова выдержана в очень традиционном стиле...


[Новости] [Комментарии] Планы

       О планах. В ближайшее время вас ждет несколько тематических выпусков. Так, к примеру, следующий выпуск будет посвящен вариационным циклам. Появится сразу шесть таких циклов... Только уши особо не развешивайте - все циклы довольно миниатюрны, только три из них (Раухвергера и Бирнова) мало-мальски протяженны во времени и пространстве. Остальные три лишь с очень большой натяжкой можно назвать «крупными формами». В довесок (весьма существенный, впрочем) - обещанные пьесы «нашего тысячелетия». Все эти три пьесы принадлежат перу одного автора - В. Белунцова. Как всегда - полны неожиданностей и выдумки. Ну, а кроме того, еще несколько пьес новых авторов: Павлюченко, Полунина и Штейнвиля...
       Почаще заходите к нам в архив...

В. Рыжков.


[Об архиве]  [Как добавить MIDI-файл]
Используются технологии uCoz