Близится, близится тот час, когда я смогу все свободное время уделить архиву, а пока мне не остается ничего, как только поздравить вас всех с прошедшими праздниками и объявить о появлении новых десяти файлах в архиве. Надеюсь, нынешние добавления вам понравятся...
Для начала, одно из довольно ранних сочинений Стравинского - Серенада in A. Именно так ее и обозначил автор. Хотя, вряд ли кто будет сильно возражать, если я скажу, что это все-таки самый что ни на есть dur (мажор, выражаясь цензурно). Хотя сам автор этот факт всячески скрывает. Ну, это его право. А наша же задача состоит в том, чтобы вывести его на чистую воду. Можно спорить насчет главного тона, но никак не насчет лада. Эмоциональное состояние этой Серенады настолько чистое и светлое, что ни у кого не повернется язык сказать, что она написана в миноре. Всякие там лидийские и миксолидийские лады в расчет не идут. Единственное оправдание у Стравинского в том, что он ни в одной из частей не дает заключительной ля-мажорной тоники. Все части заканчиваются унисоном ЛЯ, который, кстати, во всех частях, кроме последней, берется беззвучным нажатием...
Сейчас мне безумно хочется почти во всех частях прибавить темп, но я руководствовался метрономическими указаниями, которые, насколько мне известно, выставлял сам
И. Стравинский. Серенада in A, I часть, Гимн. Серенада написана в 1925 году, и представляет собой один из образцов так называемого «неоклассического» стиля
И. Стравинский. Серенада in A, II часть, Романс. Наверное, правильнее это было бы назвать не Романсом, а Арией. По крайней мере, именно такие ассоциации возникают у меня при ее прослушивании. Хотя, если это рассматривать с позиций особой ветви развития музыкальной стилистики, то такое название имеет смысл. Наверное именно, именно таким бы был Романс, если бы не было сентиментализма, романтизма, экспрессионизма и тому подобных «измов». Все очень строго, ясно, чисто. Это, наверное, и есть музыка, в понимании
И. Стравинский. Серенада in A, III часть, Рондолетто. Ну очень неудобная пьеса. Будто и не для пианистов написана. Или для пианистов, но с шестью пальцами. Не то, чтоб ее нельзя сыграть - можно, но уж очень какие-то неестественные пассажи все время попадаются, никак в позиции не укладываются... В конце автором выписано что-то типа ритмического замедления, но звучит оно как-то не очень естественно. Прочем, это не вина автора, это вина исполнителя, то бишь моя...
И. Стравинский. Серенада in A, IV часть, Финальная каденция. Очень странная часть... Для токкатного финала темп слишком спокойный. Да и странно было бы видеть подряд две моторные части. Немного занавес над замыслом может раскрыть тот факт, что только здесь он дает заключительный унисон «нормальным» нажатием клавиш. В предыдущих частях ЛЯ как-то не очень устойчиво «выплывало» из беззвучного нажатия. Впрочем, достаточно ли этого, для понимания замысла автора, мне не ясно...
Б. Тищенко. Соната № 4, соч. 53, I часть. Жаль, что соната не сделана полностью. Но, это пусть останется на совести
Б. Тищенко. Соната № 4, соч. 53, II часть. Финал в целом выдержан в том же строгом, почти аскетичном стиле, что и
В качестве «довеска» несколько пьес
А. Гедике. Канон соль мажор. Простая полифоническая пьеска. Это и в самом деле канон. А то иной раз напишут в названии «канон», а там и полифонии-то особой нет. Так, пару имитаций на фоне аккомпанемента...
А. Гедике. Марево (Этюд), соч. 32, № 37. Интересно, сколько же всего в этом цикле пьес? Боюсь, не менее 50-ти... Этот этюдик - пожалуй, самое продвинутое сочинение
А. Гедике. Бурре, соч. 32, № 39. Весьма убедительная стилизация под старину. Единственное, что выдает современного автора - слишком ярко выраженная «этюдность» пьесы. Старинные композиторы в это плане как правило были более осторожны. Хотя и подобных примеров найти можно немало, хотя бы у того же Генделя...
А. Гедике. Пьеса, соч. 59, № 12. Хотя названия пьесы в издании не было, я подозреваю, что это тоже какой-нибудь этюдик, стилизованный под старинный танец. Так уж мне почему-то кажется...
Следующий выпуск будет посвящен циклу детских пьес
В. Рыжков.