НОВОСТИ АРХИВА СОВРЕМЕННОЙ РУССКОЙ
ФОРТЕПИАННОЙ МУЗЫКИ (Выпуск № 44)
Архив выпусков новостей: [1] ... [42] [43] 44 [45] [46] ... [последний]
Новости [Комментарии] [Планы]
Может быть, это не самая удачная мысль - делать обновление в день выборов, но так уж получилось. Лично я проголосовать так и не успел - с утра до вечера был на работе. Надеюсь искупить свою «вину» перед Родиной работой во благо нашего искусства...
Еще один вояж по интернету привел к обновлению разделов, посвященных композиторам Я. Вайнюнасу, В. Витлину и Т. Ворониной. Это, конечно, крохи, но теперь я хоть имена этих композиторов. Кроме того, удалось найти русскоязычные сайты, посвященные композиторам А. Караманову, В. Гаврилину и С. Беринскому. Ссылки на эти сайты можно найти в соответствующих разделах.
Посещение сайта А. Караманова меня повергло в шок. Сайт посвящен, собственно говоря, не столько А. Карманову, сколько международному конкурсу юных пианистов, в котором произведения А. Караманова являются обязательными для исполнения на конкурсе. Ноты всех конкурсных произведений можно скачать прямо оттуда, что я и незамедлительно сделал. Выглядят они ужасающе - неужели нельзя было ровно отсканировать ноты? Впрочем, это не самое главное. В качестве образца звучания некоторых пьес были даны... MIDI-файлы с моего архива!!! Нет, мне это, конечно, льстит, но могли бы меня поставить в известность, я, быть может, еще что-нибудь сделал. Кстати, не все свои исполнения я дал бы в качестве образца. В частности, пьеса Мысль исполнена не очень удачно, и просто не укладывается в хронометраж, указанный автором...
Впрочем, все к лучшему - у меня теперь имеется довольно много нот этого композитора, и я с удовольствием продолжу работу над его пьесами...
Слегка подредактировав свой обзор Сонаты Ф. Бахора, я оформил его в виде отдельной статьи, которую так и обозвал: Ф. Бахор. Соната для фортепиано, соч. 1. Если кому интересно, можете познакомиться...
Еще одна статья, публикуемая в этом выпуске, принадлежит перу А. Белого - Снежные арабески. Это довольно типичное для того времени эссе, полное всевозможных аллегорий и символики. Посвящена статья Н. Метнеру...
Ну, а самое главное - долгожданная Третья Соната для фортепиано Д. Кабалевского - на мой взгляд, лучшее его сочинение для фортепиано. Как мне кажется, файлы получились довольно удачными, особенно Первая часть...
Д. Кабалевский. Соната № 3, соч. 46, I часть. Мое первое знакомство с этой Сонатой состоялось именно по Первой части. Когда я учился в музыкальном училище, существовал у нас такой предмет - исполнительская практика. За это нам даже ставили оценку в диплом, так что каждый должен был выступать в каких-то совершенно нелепых концертах, якобы с целью просвещения трудового населения. Один из таких концертов проходил сразу после какого-то отчетного собрания. Сначала присутствующей публике (и нам также) пришлось выслушать до безобразия нудный доклад, а после этого, не очень длинный, но достаточно сложный по содержанию концерт. Я там играл, в частности, Третью Сонату Прокофьева, а одна моя однокурсница как раз Первую часть Сонаты Кабалевского. Самое примечательное событие этого концерта, которое сохранилось у меня в памяти - захлопнувшаяся крышка пианино прямо во время моего выступления. Как я при этом не остановился и не сбился - до сих пор понять не могу... Впрочем, речь не об этом. А что касается Сонаты Кабалевского, то в тот момент мне показалось, что она местами очень похожа на 3-ю Сонату Прокофьева. Это сходство легко заметить, если сравнить начало разработки Первой части Сонаты Кабалевского и, скажем, начало коды 3-й Сонаты Прокофьева... Лет двадцать назад это было почти равносильно смертельному приговору: Кабалевский - жалкий подражатель... В принципе, определенная доля истины в этом есть, но все же, стоит отдать должное и самобытности композитора - музыка прелестна...
Д. Кабалевский. Соната № 3, соч. 46, II часть. И здесь можно многое назвать «прокофьевским» (сравните со Второй частью 8-й Сонаты), да и сам композитор, кажется, не особо скрывает своего пристрастия к музыке Прокофьева. В музыкальном отношении эту часть можно сравнить со Второй частью из Второй Сонаты композитора, особенно в среднем разделе формы, хотя по размерам она в два раза короче. В данном случае я бы расценивал этот факт как «плюс» - вся Вторая Соната мне кажется несколько перегруженной, переусложненной по форме. Здесь же можно говорить о почти классической, «моцартовской» уравновешенности, соизмеренности, гармоничности...
Д. Кабалевский. Соната № 3, соч. 46, III часть. И здесь я должен отдать пальму первенства 3-й Сонате. Сравнение с Финалом из 2-й оказывается в ее пользу, несмотря на ряд общих приемов. Поразительно, но обе сонаты написаны почти в одно время! Что это - неожиданный прогресс уже вполне сложившегося композитора? Думается, что всякие сравнения здесь не должны уводить в аксиологическую область... Сравнение этих сонат возможно только ради самого сравнения, ради понимания авторского замысла. Это две разные сонаты, с разными задачами и соответствующими выразительными средствами. Наверное, автор их так и задумал - сразу две: монументальную Вторую и классически совершенную Третью. Слушайте и радуйтесь, что музыка может быть столь разнообразной...
Если не произойдет ничего экстраординарного, то следующий выпуск выйдет через неделю - 14 декабря. Посвящен он будет мелким пьесам, которых у меня накопилось достаточно много. Будет опубликовано 8 из них. Часть пьес взята мной из сборника пьес для левой руки. Это Прелюдия В. Зиринга, Экспромт Р. Глиэра и известная Прелюдия А. Скрябина. Кроме того, в архиве появятся сразу 4 новых автора: Б. Гольц (Прелюдия № 1), Н. Осетрова-Яковлева (Прелюдия си минор), С. Вольфензон (В древней Руси) и В. Успенский (Собакевич). На «закуску» - Этюд Н. Агафонникова. Не могу сказать, что все это музыка невесть какая из себя что-то представляющая, но для полноты картины необходимая.
Далее последуют два цикла Б. Печерского, фортепианная музыка Ф. Стравинского и много новых интересных произведений... Не пропустите...
В. Рыжков.
[Об архиве]
[Как добавить MIDI-файл]
Используются технологии
uCoz