НОВОСТИ АРХИВА СОВРЕМЕННОЙ РУССКОЙ
ФОРТЕПИАННОЙ МУЗЫКИ
(Выпуск № 42)
Архив выпусков новостей: [1] ... [40] [41] 42 [43] [44] ... [последний]

Новости [Комментарии] [Планы]

       Что-то странное происходит в мире... Я не знаю, чем это объяснить, но в последнее время наблюдается прямо-таки какой-то наплыв посетителей в архив. Если раньше в день заходило максимум по 20 человек, то в последние 2-3 недели - по 40, а то и 50. Меня это, конечно, весьма радует, но вопрос в то же время остается открытым: пока я причину проявления такого интереса к архиву не знаю. Показательно, что он совпал с объявлением публикации цикла Ю. Буцко «Пасторали». Неужели в мире столько почитателей его музыки? Если это так, то полностью оправдать их надежды мне не удалось. Что ж, такое иногда случается даже с ними - ломаются не только люди, но и компьютеры. В принципе, почти все мне удалось отправить на сервер, но вот закончить в сроки обзор такого большого и, поверьте мне, сложного цикла, как «Пасторали» Ю. Буцко, мне не удалось. Тем не менее, я его обязательно закончу и опубликую в виде отдельной статьи...
       На днях от нечего делать решил сам «пошастать» по архиву и обнаружил, как это часто и бывает, целую кучу ошибок. Как выяснилось, некоторые ссылки в статьях либо вовсе отсутствовали, либо были указаны неправильно. Пришлось просматривать все статьи и исправлять. В результате обнаружено около десятка «бракованных» статей, которые я в исправленном виде и выкладываю в архив заново...
       Из новой музыки пока могу предложить вам только Сонатину И. Кефалиди...


[Новости] Комментарии [Планы]

       И. Кефалиди. Сонатина, соч. 6 № 2. По видимому, в этом сочинении несколько сонатин. Возможно, что опубликованная ранее Сонатина также является частью этого «опуса», по крайней мере, стилистически они довольно схожи. Смущает, правда, тот факт, что в одном «опусе» объединяются циклические и одночастные сонатины, что мне кажется не очень естественным. Так или иначе, более точной информации на этот счет у меня нет, поэтому в списке сочинений я оформляю их как сочинения, не имеющие друг к другу никакого отношения, кроме как общности авторства.
       Публикуемую Сонатину я отношу к числу тех пьес, у которых нет никаких шансов в ближайшее время занять достойное положение в педагогическом репертуаре, несмотря на то, что она (как, впрочем, и предыдущая Сонатина) опубликована в сборнике, предназначенном именно для такого репертуара («Педагогический репертуар детской музыкальной школы. 7 класс. Сонатины и вариации для фортепиано». Выпуск 3). Иначе говоря, я не вижу в этой музыке ничего «детского». Это современная, очень непростая в интонационном и ритмическом отношении композиция. Да и в техническом она способна доставить ученику множество проблем. Тот факт, что это Сонатина вовсе ничего не значит. Точнее говоря, значит лишь то, что композиция имеет относительно сжатые размеры и, как правило, прозрачную фактуру, что мы и наблюдаем в этой Сонатине.
       И. Кефалиди. Сонатина, соч. 6 № 2. I часть. Allegro, ma non troppo. Вполне традиционное сонатное аллегро. Вообще-то, если говорить о сонатине, как форме, то в классическом варианте она представляет сонатную форму либо с очень короткой разработкой, либо без разработки вообще. В данном случае мы имеем все разделы традиционной сонатной формы, кроме повтора побочной партии в репризе. Этот факт объясняется так же вполне традиционным образом - вся разработка (довольно развернутая, между прочим - чистые 2 страницы текста) построена на материале этой самом побочной партии. Это нарушает основы сонатного принципа, но о каких там тональных соотношениях можно говорить, если сама побочная партия написана в додекафонной манере...
       И. Кефалиди. Сонатина, соч. 6 № 2. II часть. Allegretto. Додекафонные ряды здесь не являются принципиально формообразующими, хотя иногда и попадаются. Основная фишка этой части заключена в полиметрии: партия правой руки записана в размере 2/4, а левой - 3/4. Играть по таким нотам очень неудобно, особенно если учесть, что время от времени встречаются и полиритмические фрагменты, все время приходится переосмысливать всю музыку на 2/4. Обращает на себя внимание и тот факт, что вся Сонатина оказывается без традиционного «лирического центра», роль которого обычно исполняет именно средняя часть цикла...
       И. Кефалиди. Сонатина, соч. 6 № 2. III часть. Marciale. Форма Финала с трудом поддается анализу. Ясно, что в основе лежит додекафонный сериализм. При желании можно уловить элементы трехчастной формы, но все остальное - очень смутное, расплывчатое, полифонически размытое. Попробуйте разобраться сами...


[Новости] [Комментарии] Планы

       Теперь о планах. В следующем выпуске, который выйдет 30-го ноября, я начинаю вас знакомить с пьесами из сборника Б. Печерского, который у меня сейчас находится в работе. Для начала - небольшой цикл «Четыре глагола для начинающих пианистов». Чуть позже последуют еще два других, более значительных цикла.
       Так как я не садист, и пичкать целый месяц только музыкой Печерского у меня нет желания, то публикация его циклов будет перемежаться с публикацией музыки других авторов. В частности, я уже закончит работу над 3-й Сонатой Кабалевского - этот объемистый труд будет опубликован вслед за циклом Печерского.
       Кроме того, в наличии имеется Одночастная Сонатина Захарова и несколько пьес из сборника «Пьесы для левой руки», где помимо хорошо известной Прелюдии Скрябина, напечатано еще несколько довольно интересных пьес Лукомского, Глиэра и Зиринга.
       Ну, и «самое главное событие уходящего года» - я уже приступил к работе над томом сочинений для фортепиано И. Стравинского. Так что вскоре в архиве будут представлены практически все его сочинения для фортепиано (кроме Концерта для 2-х фортепино, которого в этом томе нет).
       Почаще заходите в архив...

В. Рыжков.


[Об архиве]  [Как добавить MIDI-файл]
Используются технологии uCoz