НОВОСТИ АРХИВА СОВРЕМЕННОЙ РУССКОЙ
ФОРТЕПИАННОЙ МУЗЫКИ
(Выпуск № 54)
Архив выпусков новостей: [1] ... [52] [53] 54 [55] [56] ... [последний]

Новости [Комментарии] [Планы]

С Праздником Вас, дорогие женщины!

       В этот раз мне удалось подготовиться к этому дню соответствующим образом - сегодняшний выпуск целиком состоит из сочинений, написанных композиторами-женщинами. Собрав все, что я сделал за последнее время, таких файлов набралось числом ровно 8 штук - это, впрочем, совпадение, специально я не подгонял. В принципе, если бы не кутерьма с работой сервера boom.ru., то я успел бы сделать еще одну пьесу. Но коль уж так получилось, что файлов ровно 8, то будем считать, что это добрый знак...
       Но о файлах чуть позже, сейчас же скажу еще об одном знаменательном событии - число представленных в архиве композиторов перевалило за 250! В среднем по 6 файлов на каждого. Хотя, конечно, это очень условная статистика - на самом деле все обстоит несколько иначе - где густо, а где и пусто... Можно отметить только «лидеров» по количеству представленных файлов: Ан. Александров - 25 файлов, В. Белунцов - 31 файл, Ю. Буцко - 37 файлов, М. Чюрленис - 29 файлов, Р. Щедрин - 28 файлов, Р. Глиэр - 20 файлов, Д. Кабалевский - 44 файла, К. Караев - 25 файлов, Н. Мясковский - 37 файлов, А. Николаев - 29 файлов, Б. Печерский - 21 файл, С. Прокофьев - 62 файла, Н. Раков - 28 файлов, М. Раухвергер - 31 файл, В. Ребиков - 30 файлов, Д. Шостакович - 50 файлов, Д. Смирнов - 33 файла. Я перечислил только тех авторов, у которых накопилось более 20-и файлов. Остальным повезло меньше. Интересно, что тройку «призеров» составляют Прокофьев (62 файла), Шостакович (50 файлов) и Кабалевский (44 файла)...
       Если бы не пресловутые проблемы с работой сервера, то мы сейчас бы могли отметить и еще одно знаменательное событие - появление полуторатысячного MIDI-файла. Теперь «празднования» по этому поводу придется отложить до следующего раза...
       Поскольку с интернетом у меня сейчас проблемы, поискать новую информацию в нем пока не удалось. Впрочем, кое-что нашел у себя. В частности, о композиторе, который появился в архиве в прошлом выпуске - В. Шуть, раздел которого, соответственно, обновился. Также, обновлению, хоть и незначительному, подвергся раздел композитора Жилинского. Меня раньше весьма удивляло его имя - Арвид, но как выяснилось, и настоящая его фамилия не Жилинский, а Жилинскис... Вот она, где собака зарыта...
Обновился также и раздел композитора Станчинского - в связи с тем, что удалось найти кое-что об его Прелюдии до-диез минор - название цикла, номер в цикле и дату сочинения. Мне попалась на глаза небольшая статейка о нем, которую я опубликую в следующем выпуске...
       Ну, а теперь, самое время познакомиться с творчеством композиторов женщин, четыре из которых представляются в архиве впервые...


[Новости] Комментарии [Планы]

       Г. Чеботарян. Этюд до-диез минор. Довольно большой и трудный этюд на хроматические последовательности. На слух все вроде бы довольно просто - подумаешь, хроматическая гамма... На самом деле эти гаммы из той же серии, что и во «втором» этюде Шопена... Возможно, что этот Этюд из сборника «Концертные этюды», но в нотах ничего не обозначено по этому поводу...
       Г. Чеботарян. Прелюдия соль минор. На этот раз в издании было указано, что это № 2 из цикла «6 прелюдий». Технически пьеса попроще, с ярко выраженным национальным колоритом. Этот «национальный момент» меня, честно говоря, едва не ввел в заблуждение - я не сразу вспомнил, что композитор - женщина. И лишь только когда стал искать информацию узнал об этом. Этот тот самый, довольно редкий случай, когда почти невозможно определить «половую принадлежность» композитора по его музыке. Лично у меня не возникло никаких подозрений по этому поводу. Это не в коем случае не упрек - это просто констатация факта.
       Н. Макарова. Этюд си-бемоль минор. Очень протяженный Этюд - почти 4 с половиной минуты. Понятно, что он выдержан в очень спокойном темпе. Хотя, должен сказать, что у меня есть очень большие подозрения, что его (особенно крайние части) нужно исполнять в более подвижном темпе, но автор указал довольно «расплывчатое» - Moderato, и это меня несколько смутило. Стилистически довольно интересная музыка - можно указать множество источников, но это все равно не дает представления о том, что получилось в итоге...
       З. Виткинд. Опавший лист. Цикл обозначен как «2 пьесы», хотя вполне может быть что эти две пьесы на самом деле не связаны между собой, или связаны, но иначе... Эту пьесу вполне можно подавать как типичнейший пример «женской» музыки... Почему-то женщины очень часто обижаются на подобные заявления, словно видят в этом какое-то желание принизить... Поверьте, у меня нет такого желания. Напротив, мне даже в большей степени импонирует желание женщины быть женственно во всем, в том числе и в творчестве. Хотя понять, как именно это сделать, очень сложно. Что ни говори, но музыкальные «шедевры» в подавляющем своем большинстве написаны мужчинами. И на кого прикажешь равняться? На Губайдулину? Но еще не факт, что написанное ею можно отнести к «шедеврам». Лично у меня, при всем уважении, есть в этом большие сомнения... Да и вообще, может ли женщина создать «шедевр»? Что вообще нужно, чтобы «получился» этот самый «шедевр» - как минимум, весьма значительная степень обобщения. В «мужской» музыке обобщенное проектируется на музыкальную форму. И вот с этим-то и возникает проблема... Пока музыка пишется по готовым моделям формы, все, вроде бы нормально... Кроме одного - «шедевр» не получается... Но что, собственно говоря, отличает «женскую» музыку от «мужской»? На эту проблему можно смотреть по-разному, но я вижу принципиальную разницу в отношении как раз к форме и содержанию. Женское в музыке (на данный момент) - превалирование выразительности, содержательности над формой. Эмоциональный ряд может быть очень разнообразным и утонченным, но стоит его «впихнуть» в традиционную форму, как все начинает походить на пародию, в лучшем случае... Пьеса, о которой, собственно говоря, идет речь, практически лишена музыкальной формы, в традиционном понимании этого термина - один эпизод сменяется другим, и лишь в конце повторяется первоначальным трехзвучный мотив. Может ли такая форма претендовать на обобщенность? Не уверен... И тем не менее, такое решение в «женском» исполнении мне нравится больше, нежели попытки идти «мужским» путем, впихивать свои эмоции в традиционные музыкальные формы. Но как же тогда решить эту проблему «обобщенности»? Мой ответ - не знаю... Я вообще не уверен, что ее нужно решать... А если и нужно, то решать ее должны сами женщины, а не я, представитель другого пола...
       З. Виткинд. Воспоминание. На первый взгляд эта композиция выглядит более цельной, с точки зрения формы. Но это обманчивое впечатление, здесь, скорее, срабатывает эффект «цельности фактуры», который и создает ощущение цельности формы... На самом деле, даже внутри однородной фактуры эмоциональный ряд живет свей жизнью, лишь слегка обозначая границы трехчастности...
       Г. Жубанова. Прелюдия си-бемоль минор. Цикл в сборнике обозначен как «2 прелюдии». Эта - первая из них. Красивая музыка, изысканная полифоническая (точнее, гетерофонная) фактура, тонкий национальный колорит... Честно говоря, даже не хочется вспоминать, что существуют какие-то «проблемы обобщения». Может быть сила «женской музыки» как раз в их принципиальном отсутствии? Не знаю, но слушается эта пьеса не без удовольствия...
       Г. Жубанова. Прелюдия си минор. Здесь национальные элементы выявлены более откровенно. Впрочем, слушается эта пьеса также без всякого внутреннего сопротивления. Мне где-то в каком-то журнале попадалась статья о Газизе Жубановой, но в тот момент мне показалось, что вряд ли она мне пригодится, поэтому я не стал ее сканировать. Сейчас не могу вспомнить, где ее видел, но как только найду, обязательно опубликую...
       Т. Родионова. Юмореска. Уже восьмая юмореска в архиве. Я специально оставил ее на «закуску». Это самое крупное произведение, публикуемое в этом выпуске. И пусть вас не смущает ее относительно краткая протяженность - чуть более 3-х минут. На самом деле, это весьма внушительная композиция, потребовавшая от меня немало усилий. Кажется, получилось довольно прилично. Конечно, пьеса с таким название вряд ли может претендовать на значительность, но по сравнению с тем микроскопическим Этюдом, которым было представлено ранее творчество Родионовой - это уже кое-что. Вполне традиционная стилистика, яркий тематизм, ясная форма, эффектный пианизм. Для того, чтобы стать репертуарным хитом не хватает, наверное, только той самой значительности, обобщенности...


[Новости] [Комментарии] Планы

       Следующий выпуск, который выйдет 14 марта, будет посвящен целиком и полностью И. Стравинскому. Будут опубликованы все его мелкие пьесы, собранные им в три цикла: «Пять пальцев», Три легкие пьесы для фортепиано в три руки и Пять легких пьес для фортепиано в четыре руки - всего 16 штук. Не могу сказать, что я в восторге от этой работы. С прискорбием должен сообщить, что это на синтезаторе это не звучит... Тем не менее, для полноты картины я считаю необходимым, чтобы эта музыка присутствовала в архиве...
       В придачу к этим пьесам будут опубликованы все имеющиеся у меня материалы по соответствующему поводу: фрагменты из книг Асафьева, Соллертинского и «Диалогов» самого Стравинского...
       Что будет еще - заранее сказать не могу, заходите, и ничего не пропустите...

В. Рыжков.


[Об архиве]  [Как добавить MIDI-файл]
Используются технологии uCoz