НОВОСТИ АРХИВА СОВРЕМЕННОЙ РУССКОЙ
ФОРТЕПИАННОЙ МУЗЫКИ
(Выпуск № 55)
Архив выпусков новостей: [1] ... [53] [54] 55 [56] [57] ... [последний]

Новости [Комментарии] [Планы]

       Обстоятельства вынуждают меня быть предельно кратким. Скажу лишь только, что этим выпуском я завершаю цикл публикаций сочинений И. Стравинского. Впрочем, это не совсем так, через некоторое время я еще вернусь к творчеству Стравинского, так как у меня остались ноты его фортепианной Сонаты. Думаю, это произойдет в конце весны... Кроме того, у Стравинского есть еще Концерт и Соната для двух фортепиано, нот которых у меня пока нет, но как только появятся, я обязательно доведу эту затею до логического конца.
       Этот выпуск посвящен мелким пьесам композитора, которые он сам объединил в три цикла. Комментарии мои буду очень скупыми, но в качестве компенсации могу предложить вам несколько статей, представляющие собой главы из книги Стравинского «Диалоги». Многие, наверное, в курсе, что на самом деле, это не совсем книга Стравинского. Да и более точное ее название - «Диалоги с Р. Крафтом». Именно он и написал эту книгу. Но представлено в ней исключительно слово Стравинского, Крафт (дирижер, секретарь Стравинского), лишь задает краткие вопросы, а Стравинский дает более менее развернутые ответы...
       Я выбрал 6 глав, которые, как мне показалось, наиболее точно соответствуют тематике архива. Пять глав я представлю сейчас, а шестую - чуть позже.
       Кюи. В издании, из которого я черпал эти тексты, весь материал разбит на три части: «Из воспоминаний», «О своих сочинениях» и «Мысли о музыке». Так вот, сейчас я представляю главы, входящие в первую часть - главы о русских композиторах современниках. Может быть вас несколько удивит наличие здесь такой фигуры, как Кюи, но сильно удивляться не стоит, так как этот представитель «Могучей кучки» дожил до 1917 года, а поэтому имеет некоторое отношение к тематике архива. Мало того, его раздел уже давно присутствует в архиве, но пока нет ссылки из списка композиторов, так как пока он не представлен музыкой. Но и этот «недостаток» очень скоро будет исправлен, тем более, что в его творчестве есть одна «фишка», о которой обязательно будет сказано в соответствующее время...
       Лядов, Витоль. Как и в первом случае, так и в этом, Стравинский очень краток, и вовсе не пытается дать какую-либо развернутую характеристику творчества этих композиторов - эти статьи представляют собой очень короткие зарисовки, типажи, отдельные, как бы вырванные из прошлого, эпизоды, сценки...
       Скрябин. Пример не очень дружественного отношения двух великих музыкантов друг к другу. Что ж, и такое случается. Мало того, что область пересечения их творчества очень мала, так и характеры у обоих не сахар...
       Танеев. Коротко, но очень уважительно. И не смотря на то, что Стравинский акцентирует внимание на человеческих качествах Танеева, чувствуется, что и в творческом отношении он находит немало общего...
       И еще одна глава - Сочинения для джаза - относит нас назад, к предыдущим публикациям, в частности, к публикации Регтайма. О переложении для фортепиано здесь почти ничего не сказано, но кое-что можно узнать об его «праобразе» для одиннадцати инструментов...
       Коротко хочу рассказать об еще одном событии, которое произошло совсем недавно. Если вы обратили внимание, на главной странице архива, размещенного на сайте boom.ru, располагался код сети баннерного обмена музыкальных сайтов. Скажу прямо, мне не очень по душе был и размер этих баннеров, и то, что они располагались на не очень удобном для дизайна страницы месте. Да и вообще, я не очень уверен, что таким путем на сайт удалось «заманить» какое-либо существенное число «клиентов». И, я уже было начал подумывать о том, чтобы убрать его, как мне пришло письмо следующего содержания:

Здравствуйте!

       К правилам сети добавлены новые пункты:
       ------------
       1. Код системы разрешается размещать только в одном экземпляре на странице.
       2. К участию принимаются только ресурсы, имеющие не менее 1000 показов в сутки.
       3. К участию НЕ принимаотся ресурсы, хостинг которых размещается на бесплатных службах (narod.ru и т.п.)
       4. Администрация оставляет за собой право отказать или запретить участие в сети и удалять акаунты на свое усмотрение без уведомления и указания причины.
       -------------
       Модератором сети будут пересмотрены ресурсы текущих участников и в случае несоответствия текущих правил удалить акаунты. Администрация оставляет за собой право делать исключение для участников в виде допуска ресурса.
       Данные изменения связаны с вводом в эксплуатацию модуля выкупа показов у сайтов-участников в ближайшем будущем.

       В принципе, ничего криминального - как говорится, хозяин-барин... На «нет» и суда нет... Но вот приписка меня просто доконала:

       Администрация сети заранее приносит извинения за неудобства и ни в коем случае не хочет обидеть владельцев ресурсов, чьи акаунты будут удалены. Мы стараемся повысить эффективность Musicbanner.ru, а всем владельцам сайтов дальнейшего роста и процветания. Мы делаем одно дело - развиваем танцевальную культуру страны.

       С уважением, Администрация.

       Вот оказывается в чем дело - оказывается, танцевальная культура нашей страны находится в глубочайше угнетенном состоянии, забыта народом и требует срочной реанимации. Не сказать, чтоб я очень поверил бескорыстию «Администрации»... Понятно только одно, что архив и в самом деле не вписывается в их концепцию.
       Завершая разговор об этом «эпизоде», хочу сказать, что создавая архив, я вовсе не ставил пред собой целью «развитие танцевальной культуры страны». Уж что-что, а она и без меня как-нибудь «разовьется», и уж точно, не погибнет. И если я случайно оказался замешанным в этом процессе, то исключительно по своей невнимательности...
       Нет, я вовсе не имею ничего против этой самой «танцевальной культуры», и, мало того, сам кое-что пытаюсь сделать для ее развития, но в другом месте...
       Эта история лишь еще больше убедила меня в необходимости создания некого ресурса, который бы способствовал, ну, если не развитию, то хотя бы возможности быть информированным в той области, которая и в самом деле в этом нуждается - русской академической музыке...


[Новости] Комментарии [Планы]

       Итак, возвращаемся к Стравинскому и его сочинениям для фортепиано...

       Эти два цикла писались Стравинским практически одновременно. Некоторые пьесы были им позже инструментованы для различных инструментальных составов. Этим пьесам, а также другим фортепианным ансамблям посвящена глава из книги «Диалоги» «Сочинения для фортепиано в четыре руки». Несмотря на название, первый из циклов обозначен «для фортепиано в 3 руки»! Мне кажется, это просто недоразумение, связанное с особенностью записи нот - на трех нотных станах. На самом деле, вторую партию конечно же нужно играть двумя руками...        Название цикла снова может ввести в заблуждение - на пяти нотах только партия правой руки. Да и то, даже внутри одной пьесы этот «пентахорд» может меняться. Как говорит сам Стравинский, Полька из первого цикла явилась едва ли не первым примером нового стиля - неоклассицизма. Но я обратил бы внимание на этот, последний цикл, в котором элементы неоклассицизма переплетаются с элементами «русской» стилистики Стравинского. Мало того, становится заметным тот факт, что эти направления имеют в своей основе нечто единое - какое-то любование «архаическими» звучаниями. И в этом отношении, «неоклассицизм» видится вполне логичным продолжением «русского» периода в творчестве композитора...

[Новости] [Комментарии] Планы

       Следующий выпуск, который, как я надеюсь, состоится 21 марта. Я намерен начать еще один «микроцикл», публикую произведения композиторов, у которых мне довелось поучиться, будучи студентом и аспирантом консерватории. Начну с преподавателя, у которого я заканчивал ассистентуру-стажировку - Леонида Борисовича Бобылева. У меня имеются ноты двух его сочинений - Диатоническая полифония и Nottata. Я решил начать с Nottat'ы, которая, как мне кажется, в большей степени отражает стилистику его творчества. Впрочем, я слышал не так много его произведений, поэтому могу и ошибиться.
       Так или иначе, в следующем выпуске будет опубликовано это сочинение, представляющее собой одночастную сонату, длительностью около 9 минут. Не буду вдаваться сейчас в подробности, скажу лишь, что это сочинение довольно «авангардного» толка...
       В нагрузку еще четыре, довольно крупных файла: Прелюдия Ю. Николаева, Мелодия С. Рахманинова (второй вариант), Веснянка И. Шамо и Прелюдия и Фуга ми-мажор Д. Шостаковича. Все эти композиторы уже не новички в архиве, просто идет очередное пополнение списка сочинений...
       Далее последуют сразу три небольших цикла Н. Ракова (я у него не учился, публикую для разнообразия), а еще позже - Соната Н. Сидельникова, которая заняла у меня немало времени, но, должен сказать, это ранее произведение стоило тех усилий. Да и к тому же, у меня пока ничего больше нет...
       До встречи через неделю...

В. Рыжков.


[Об архиве]  [Как добавить MIDI-файл]
Используются технологии uCoz