Пока я тут веду «бактериологическую» войну со своим компьютером, на сайт втихоря забрел десятитысячный посетитель. Я даже встретить его прилично не смог. Мне остается только констатировать факт. Технические проблемы не позволяют мне сейчас произвести «статистический анализ», да и анализировать статистку теперь довольно сложно - сайтов теперь два, и куда идет народ, мне проверить трудно, так как счетчика на зеркальном сайте я пока не ставил. Вообще, это «раздвоение» архива меня весьма угнетает, но пока я буду стараться поддерживать оба варианта - по крайней мере, так буду продолжаться до лета. Так что, если здесь (на boom.ru) что-то не грузится или не работает - добро пожаловать на «зеркало»...
Лишь только благодаря тому, что у меня есть еще старый второй компьютер я могу вовремя обновлять архив. И именно только благодаря этому состоялся очередной, «раковый» выпуск...
Десять из одиннадцать файлов, предлагаемых вашему вниманию, принадлежат перу композитора, творчество которого, на мой взгляд, у нас еще недостаточно оценено. Мало того, оно к тому же еще и недостаточно исследовано... Что, впрочем, не удивительно - им написано невероятно много даже для столь продолжительной творческой жизни. И далеко не самую последнюю роль в его творчестве играет фортепианная музыка. В своих фортепианных миниатюрах он создал свой оригинальный фортепианный стиль. Я бы даже сказал, что во многом благодаря именно творчеству Николая Ракова приобрела вторую жизнь жанровая миниатюра...
Сегодня я предлагаю вашему вниманию сразу три небольших фортепианных цикла композитора. У меня нет сомнений, что первый из них - «4 прелюдии», соч. 6 - представлен полностью и в том виде, как это было задумано композитором. Такой твердой уверенности по отношению к двум другим циклам у меня уже нет, особенно это касается «Двух марийских песен». У меня есть большие подозрения, что это лишь отдельные фрагменты более крупных циклов. Впрочем, и это я не могу утверждать с уверенностью. Как бы там ни было, файлы на сервер загружены, и их стоит послушать...
Н. Раков. Прелюдия до мажор, 4 прелюдии, соч. 6, № 1. Этот цикл интересен прежде всего тем, что дает нам образец музыки раннего периода творчества
Н. Раков. Прелюдия соль мажор, 4 прелюдии, соч. 6 № 2. Здесь, как и в предыдущей Прелюдии, гармония предельно хроматизирована, но помимо модернистских влияний можно также отметить некоторое сходство со скерцозными эпизодами музыки Рахманинова и Прокофьева - еще двумя явлениями, оказавшими, как мне кажется, огромное влияние на творчество
Н. Раков. Прелюдия фа минор, 4 прелюдии, соч. 6 № 3. А это уже образец того самого стиля, который у нас ассоциируется с творчеством
Н. Раков. Прелюдия ре минор, 4 прелюдии, соч. 6 № 4. Еще одна подвижная пьеса... Вообще, обращает на себя внимание контрастное строение цикла по принципу строения сонатных циклов. Таким образом, эта Прелюдия выполняет функцию Финала. Стилистически очень напоминает подвижные пьесы Скрябина среднего периода его творчества. К сожалению, исполнение не очень получилось. Как мне кажется, оно должно быть в более подвижном темпе, но сейчас это уже исправить довольно сложно...
Н. Раков. Четыре лирические пьесы, № 1. Цикл написан в 1935 году. В это время стилистические приоритеты Ракова уже сформировались, что отчетливо слышно по этим пьесам. Я бы даже назвал этот цикл концептуальным в каком-то смысле - само название цикла заявляет о направленности творчества Ракова в сторону лирики. Простая, но красочная гармония, четкая определенная форма, ясный ладовый мелодизм, корнями уходящий в народную песенность - вот основные черты стиля этих пьес, которые закрепятся, разовьются и в более позднем творчестве композитора...
Н. Раков. Четыре лирические пьесы, № 2. Подвижная пьеса, что вовсе не лишает ее лирических черт. Позже Раков станет чаще обращаться к танцевальным жанрам. В каком-то смысле танцевальная жанровость прослеживается и здесь - вряд ли композитор имел ввиду танцевальный жанр, тем не менее, в этой пьесе можно услышать черты тарантеллы...
Н. Раков. Четыре лирические пьесы, № 3. Жанровую принадлежность этой пьесы выявить несколько сложнее, да и не думаю, что стоит это делать... Куда интересней тот факт, что на этот раз Раков строит цикл по несколько иному принципу: две подвижные части помещаются в центр цикла. Такое решение может показаться странным, но нужно вспомнить, что для композитора важен общий лирический настрой цикла, в свете чего особое значение приобретают крайние медленные части...
Н. Раков. Четыре лирические пьесы, № 4. Лучшая пьеса в цикле. Лирические интонации приобретают здесь особую глубину и выразительность. Легкость, изящество и непринужденность предыдущих пьес сменяется страстным эмоциональным высказыванием, нигде, впрочем, не переходящим в романтический пафос...
Н. Раков. Две марийские пьесы, № 1. Эти пьесы, написанные год спустя - словно продолжение предыдущего цикла - настолько много в них общего. Общим, прежде всего, представляется лирический характер музыки. Казалось бы, заявленный национальный колорит должен внести некий контраст, но этого не происходит, так как и в предыдущем цикле пентатонические ладовые структуры употреблялись очень широко...
Н. Раков. Две марийские пьесы, № 2. Очень изысканная пьеса. Мне сдается, что Раков в этих пьесах использовал народные мелодии, и, в сущности, эти пьесы являются обработками народных тем. Нужно отдать должное мастерству и изобретательности композитора, сумевшего найти очень интересные варианты гармонизации и фактуры...
С. Рахманинов. Этюд-картина соль минор, соч. 33 № 5. Совсем забыл сказать, что помимо Ракова в этом выпуске вы сможете познакомиться и с одной пьесой
В следующем выпуске, который выйдет 4 апреля, в архив будет добавлено всего 3 файла - Соната для фортепиано Николая Сидельникова - профессора МГК, в классе которого мне посчастливилось заниматься три года... Я очень хотел подготовиться к этому выпуску, написать пару статей - о его преподавательской деятельности в консерватории и об его Сонате, но катастрофически не успеваю. Можно было бы, конечно, перенести публикацию его Сонаты на более позднее время, но Соната уже «объявлена», да и потом, ничего страшного, если мои статьи появятся позже - будет повод вернуться к творчеству этого композитора еще раз. Боюсь, что другого такого повода может в ближайшем будущем не быть - у меня пока нет больше его сочинений, и удастся ли что-нибудь достать еще - я не знаю...
Не стоит особо «переживать» по поводу «непоявления» моих статей еще и по той причине, что у меня есть несколько чужих статей, так или иначе связанных с
Жду вас в архиве через неделю...
В. Рыжков.