Композитор, музыку которого я впервые представляю вашему вниманию, сыграл в моей жизни особую роль - профессор Николай Николаевич Сидельников был моим преподавателем композиции первые три года моего обучения в стенах Московской консерватории. Я сейчас не буду говорить, что для меня это значит - я сделаю это как-нибудь позже. Сейчас же я могу лишь только посетовать на то, что Соната для фортепиано, которой посвящен этот выпуск - одно из самых ранних произведений композитора - не самое показательное в его богатом творческом наследии. К моему большому сожалению, других произведений, кроме нескольких детских пьесок, у меня пока нет. Мне довелось уже после его смерти присутствовать на Московской премьере фортепианного цикла, написанного им в последние годы жизни (у меня имеется небольшая статья
Выражаю надежду, что рано или поздно, список представленных произведений Сидельникова все-таки расширится, а пока я могу вам предложить познакомиться с некоторыми материалами, посвященными
Помимо вышеназванной статьи
Статья Г. Григорьевой «Николай Николаевич Сидельников» также представляет собой аннотацию к концерту 2000 года (к 70-летию со дня рождения). Нужно сказать, что Григорьева довольно серьезно занималась изучением творчества Сидельникова и является, насколько мне известно, автором единственной на данный момент монографии о композиторе. Вторая статья Григорьевой - «Камерно инструментальные сочинения» - представляет собой главу как раз из этой монографии. Я не думаю, что опубликую эту монографию здесь полностью, но чуть позже еще вернусь к ней, так как Введение из нее также представляет немалый интерес. Что касается главы, посвященной камерно-инструментальной музыке
Последняя статья - «Человек, который был первым» - пожалуй самая интересная, так как принадлежит перу самого
В разделе, посвященном композитору, помимо ссылок на статьи и MIDI-Файлы, вы сможете обнаружить также его цветную фотографию и ссылку на
Чуть позже я планирую сделать довольно подробный очерк, посвященный публикуемой в этом выпуске Сонате
Н. Сидельников. Соната ми мажор, I часть. Размах, с которым написана эта Соната, внушает уважение - более 40 страниц нотного текста, почти 25 минут общего звучания, да и файлы получились весьма внушительными -
Н. Сидельников. Соната ми мажор, II часть. Вполне традиционный лирический центр цикла. Здесь влияние Прокофьева сказывается еще сильнее - сравните со средней частью Первого фортепианного концерта
Н. Сидельников. Соната ми мажор, III часть (Fuga e Finale). Даже здесь, в полифоническом изложении материала - методе, Прокофьевым не сильно жалованным, - стилистическое сходство почерка композиторов не дает о себе забыть. В сущности, Fuga Сидельникова - это полифонический вариант «токкатности» - именно в этой части виртуозный пианизм приобретает особый размах - техническую сложность Финала можно сравнить, скажем, со сложностью соль-диез минорной Прелюдии и Фуги Танеева. Обращает на себя внимание и довольно традиционное решение Кода Финала - она построена на динамизированном проведении материала
Следующий выпуск, будет также посвящен одному единственному композитору. Фамилия (Зносско-Боровский) его вряд ли кому-нибудь что-то говорит. Я и сам узнал о существовании этого композитора совсем недавно. Представлен он будет четырьмя небольшими Прелюдиями из разных циклов. Насколько я понял, композитор имеет украинские корни, и его музыка вполне соответствует стилистическим ориентирам украинской школы начала XX века - сочетание постскрябинских традиций и элементов модернизма. Впрочем, одна из прелюдий несколько выходит за рамки этого стилистического круга, и воспринимается, скорее, как весьма неожиданное предвидение стилистических течений второй половины XX века. Может быть я несколько преувеличиваю, но в ней я слышу музыку будущего «минимализма», странным образом взрощенного на модернистических традициях...
Жду вас через неделю...
В. Рыжков.