НОВОСТИ АРХИВА СОВРЕМЕННОЙ РУССКОЙ
ФОРТЕПИАННОЙ МУЗЫКИ
(Выпуск № 58)
Архив выпусков новостей: [1] ... [56] [57] 58 [59] [60] ... [последний]

Новости [Комментарии] [Планы]

       Композитор, музыку которого я впервые представляю вашему вниманию, сыграл в моей жизни особую роль - профессор Николай Николаевич Сидельников был моим преподавателем композиции первые три года моего обучения в стенах Московской консерватории. Я сейчас не буду говорить, что для меня это значит - я сделаю это как-нибудь позже. Сейчас же я могу лишь только посетовать на то, что Соната для фортепиано, которой посвящен этот выпуск - одно из самых ранних произведений композитора - не самое показательное в его богатом творческом наследии. К моему большому сожалению, других произведений, кроме нескольких детских пьесок, у меня пока нет. Мне довелось уже после его смерти присутствовать на Московской премьере фортепианного цикла, написанного им в последние годы жизни (у меня имеется небольшая статья Хаймовского, посвященная этому сочинению). Этот цикл мог бы занять почетное место в фортепианном репертуаре многих пианистов. Проблема только в одном - как раздобыть ноты? Поразительно, но даже у его ближайших родственников, этих нот не было в тот момент...
       Выражаю надежду, что рано или поздно, список представленных произведений Сидельникова все-таки расширится, а пока я могу вам предложить познакомиться с некоторыми материалами, посвященными Н. Сидельникову и его творчеству...
       Помимо вышеназванной статьи Хаймовского, я публикую еще несколько статей различных авторов. Статья, которую я условно назвал «Николай Сидельников» - безымянная аннотация к премьере его Симфонии «О погибели земли русской», состоявшейся в БЗК в 1989 году.
       Статья Г. Григорьевой «Николай Николаевич Сидельников» также представляет собой аннотацию к концерту 2000 года (к 70-летию со дня рождения). Нужно сказать, что Григорьева довольно серьезно занималась изучением творчества Сидельникова и является, насколько мне известно, автором единственной на данный момент монографии о композиторе. Вторая статья Григорьевой - «Камерно инструментальные сочинения» - представляет собой главу как раз из этой монографии. Я не думаю, что опубликую эту монографию здесь полностью, но чуть позже еще вернусь к ней, так как Введение из нее также представляет немалый интерес. Что касается главы, посвященной камерно-инструментальной музыке Сидельникова, то в самом ее начале вы найдете и несколько абзацев, посвященных Сонате для фортепиано...
       Последняя статья - «Человек, который был первым» - пожалуй самая интересная, так как принадлежит перу самого Сидельникова. Статья была опубликована в журнале «Советская музыка», посвященном юбилею М. Глинки. Впрочем, ее содержание выходит далеко за рамки указанной тематики - за три года, проведенные в классе Николая Николаевича я неоднократно имел возможность убедиться в том, что о чем бы не говорил Сидельников, он старался сказать О САМОМ ГЛАВНОМ - о принципах и этике музыкального творчества...
       В разделе, посвященном композитору, помимо ссылок на статьи и MIDI-Файлы, вы сможете обнаружить также его цветную фотографию и ссылку на сайт, сделанный, как я понял, дочерью Сидельникова - известной органистки, Анастасии Сидельниковой...


[Новости] Комментарии [Планы]

       Чуть позже я планирую сделать довольно подробный очерк, посвященный публикуемой в этом выпуске Сонате Сидельникова, сейчас же ограничусь краткими комментариями...
       Н. Сидельников. Соната ми мажор, I часть. Размах, с которым написана эта Соната, внушает уважение - более 40 страниц нотного текста, почти 25 минут общего звучания, да и файлы получились весьма внушительными - Первая часть, к примеру, тянет на 62 Kb. Это технически очень сложная музыка, когда-то я сам пытался ее выучить, и поэтому говорю это со всей ответственностью. Несмотря на то, что стилистически сочинение еще не очень самостоятельное - Г. Григорьева весьма справедливо отмечает прокофьевские корни стиля (а вот «рахманиновского» я здесь ничего не нашел) - с точки зрения качества композиторская работа весьма достойна уважения. Мало того, лично я здесь вижу некоторые элементы, которые позволяют мне утверждать - это настоящая, «сидельниковская» музыка. Прежде всего, это отношение к тематизму, о значении которого Николай Николаевич не уставал говорить. Видно, что уже здесь композитор ищет ярких, запоминающихся образов, что заметно уже по материалу и Первой части...
       Н. Сидельников. Соната ми мажор, II часть. Вполне традиционный лирический центр цикла. Здесь влияние Прокофьева сказывается еще сильнее - сравните со средней частью Первого фортепианного концерта Прокофьева. Сходство особенно заметным становиться при повторном проведении первой темы, варьированном сходным образом...
       Н. Сидельников. Соната ми мажор, III часть (Fuga e Finale). Даже здесь, в полифоническом изложении материала - методе, Прокофьевым не сильно жалованным, - стилистическое сходство почерка композиторов не дает о себе забыть. В сущности, Fuga Сидельникова - это полифонический вариант «токкатности» - именно в этой части виртуозный пианизм приобретает особый размах - техническую сложность Финала можно сравнить, скажем, со сложностью соль-диез минорной Прелюдии и Фуги Танеева. Обращает на себя внимание и довольно традиционное решение Кода Финала - она построена на динамизированном проведении материала Первой части...


[Новости] [Комментарии] Планы

       Следующий выпуск, будет также посвящен одному единственному композитору. Фамилия (Зносско-Боровский) его вряд ли кому-нибудь что-то говорит. Я и сам узнал о существовании этого композитора совсем недавно. Представлен он будет четырьмя небольшими Прелюдиями из разных циклов. Насколько я понял, композитор имеет украинские корни, и его музыка вполне соответствует стилистическим ориентирам украинской школы начала XX века - сочетание постскрябинских традиций и элементов модернизма. Впрочем, одна из прелюдий несколько выходит за рамки этого стилистического круга, и воспринимается, скорее, как весьма неожиданное предвидение стилистических течений второй половины XX века. Может быть я несколько преувеличиваю, но в ней я слышу музыку будущего «минимализма», странным образом взрощенного на модернистических традициях...
       Жду вас через неделю...

В. Рыжков.


[Об архиве]  [Как добавить MIDI-файл]
Используются технологии uCoz