НОВОСТИ АРХИВА СОВРЕМЕННОЙ РУССКОЙ
ФОРТЕПИАННОЙ МУЗЫКИ
(Выпуск № 64)
Архив выпусков новостей: [1] ... [62] [63] 64 [65] [66] ... [последний]

Новости [Комментарии] [Планы]

       Несмотря на некоторые трудности, очередное обновление все-таки стоялось. Я даже готов сказать, что оно вышло довольно интересным. По крайней мере, вас ждет знакомство с двумя новыми композиторами: С. В. Евсеевым и Е. М. Ботяровым...
       С Евсеевым, думаю, многие из вас уже в каком-то смысле знакомы - это один из той самой «бригады», создавший хорошо известный учебник гармонии. Ботяров преподавал у нас что-то в консерватории, даже не помню, что именно - такой он какой-то тихий и незаметный был...
       Ну, а трое других нам уже достаточно хорошо знакомы: Шостакович, Сорокин и Ляпунов. Все композиторы в этом выпуске представлены одной пьесой, таким образом получается всего пять новых MIDI-файлов. Должен только добавить, что все эти пьесы взяты мною из сборника «Полифоническая музыка. Педагогический репертуар музыкального училища, курс II». Соответственно, и жанровая принадлежность всех пьес в той или иной степени ограничена полифоническими формами. Есть у серии этих сборников еще одна особенность - почему-то не обозначаются ни номера композиций, ни названия циклов, не говоря уже о дате сочинения. Единственное исключение сделано для Прелюдии и фуги Шостаковича! Но про нее я и так все знаю, еще по учебникам музыкальной литературы для ДМШ...


[Новости] Комментарии [Планы]

       Е. Ботяров. Фуга до мажор. Довольно большая и трудная пьеса, но вот назвать ее фугой можно с некоторой натяжкой. Конечно, полифонические приемы здесь присутствуют, есть вполне традиционная экспозиция, развитие, есть даже фрагменты темы в увеличении и обращении. Но уж как-то все быстро переходит на общие формы движения. Но, быть может, оно и к лучшему - в современной стилистике писать подвижную фугу без общих форм движения весьма проблематично... У меня есть подозрение на опечатку в последнем такте перед кульминацией - кажется здесь во второй половине такта забыли поставить знак октавного повышения, в результате чего появление верхнего регистра звучит несколько неподготовлено. Тем не менее, я оставил все как есть - ну, мало ли что - может это автор так задумал...
       С. Евсеев. Былинный сказ. Довольно необычно построена форма этой пьесы. Условно ее можно разделить на четыре построения, начинающихся чем-то типа «запева». Первые два раза он проходит в октавном удвоении (точнее - «утроении»). В третьем проведении сверху добавляется еще один контрастный голос. Четвертое проведение дано в виде имитации. Каждом «запеву» отвечает полифонический эпизод на одну и туже тему. В первой части - двухголосный, во второй - трехголосный (средний голос - тема в увеличении), в третьей - четырехголосный. В четвертой части, носящей уже скорее кодовый характер, имитации темы даны в аккордовом изложении. Несмотря на все особенности формы, пьеса слушается как-то тяжеловато - сказывается некоторая затянутость формы в угоду замыслу. К тому же, полифоническая фактура сводит на нет гармоническое развитие. Странно это говорить об одном из авторов учебника по гармонии... Думаю, что здесь мы сталкиваемся с довольно частой композиторской проблемой - рабство идеи. Вот задумал композитор написать пьесу в духе былинного сказа, и форму, вроде бы, по аналогии скомпоновал, и фактуру - но пьеса не слушается. Ошибка, по видимому, была в самом начале - идея написать пьесу в характере былинного сказа вопреки всему. Вопреки времени, вопреки истории, вопреки самой музыкальности... Вообще, попытки реанимировать «вымершие» жанры в принципе чреваты последствиями - проблемами эмоционального восприятия, впрочем, вовсе не лишает подобную музыку определенной ценности...
       С. Ляпунов. Токката и фуга до мажор. Самая крупная композиция в этом выпуске. Ничего не выявляет в этом произведении авторство русского композитора... Разве что, гипертрофированное мастерство... Токката написана, скорее в духе этюдов Клементи. Что касается фуги, то поражает полифоническое мастерство, с которой она написана. Тут вам двойные каноны, и всевозможные стретты... Короче говоря, смотрите и учитесь. Меня только вот всегда смущал тот факт, что подобные шедевры контрапункта вышли из-под пера ученика М. Балакирева - не сильно большого поклонника всяких там фуг и прочих полифонических штучек...
       Д. Шостакович. Прелюдия и фуга ре мажор, соч. 87 № 5. Как и в прошлый раз, я хотел было воспользоваться файлом «постороннего производителя» в качестве заготовки, но от этой мысли пришлось частично отказаться. Не знаю, кто его надоумил делать арпеджато на сильную долю, но Прелюдию пришлось делать заново. Фугу я тоже основательно подправил, и, как мне кажется, она стала звучать лучше...
       К. Сорокин. Фуга-песня ми-бемоль мажор. Конечно, с Фугой Ляпунова ее сравнивать нельзя - полифонически все написано очень грамотно, но не более того. Зато в интонационном плане она кажется поинтересней, несмотря на очень традиционную стилистику...


[Новости] [Комментарии] Планы

       Следующий выпуск, надеюсь, выйдет через неделю - 23 мая. Вас ждет знакомство с еще один новым автором - Л. Емельяновой. Будет добавлен цикл «6 пьес». Пьесы предназначаются для детского педагогического репертуара, но обладают при этом массой замечательных достоинств. Очень рекомендую познакомиться...

В. Рыжков.


[Об архиве]  [Как добавить MIDI-файл]
Используются технологии uCoz