Несмотря на некоторые трудности, очередное обновление все-таки стоялось. Я даже готов сказать, что оно вышло довольно интересным. По крайней мере, вас ждет знакомство с двумя новыми композиторами:
С
Ну, а трое других нам уже достаточно хорошо знакомы:
Е. Ботяров. Фуга до мажор. Довольно большая и трудная пьеса, но вот назвать ее фугой можно с некоторой натяжкой. Конечно, полифонические приемы здесь присутствуют, есть вполне традиционная экспозиция, развитие, есть даже фрагменты темы в увеличении и обращении. Но уж как-то все быстро переходит на общие формы движения. Но, быть может, оно и к лучшему - в современной стилистике писать подвижную фугу без общих форм движения весьма проблематично... У меня есть подозрение на опечатку в последнем такте перед кульминацией - кажется здесь во второй половине такта забыли поставить знак октавного повышения, в результате чего появление верхнего регистра звучит несколько неподготовлено. Тем не менее, я оставил все как есть - ну, мало ли что - может это автор так задумал...
С. Евсеев. Былинный сказ. Довольно необычно построена форма этой пьесы. Условно ее можно разделить на четыре построения, начинающихся чем-то типа «запева». Первые два раза он проходит в октавном удвоении (точнее - «утроении»). В третьем проведении сверху добавляется еще один контрастный голос. Четвертое проведение дано в виде имитации. Каждом «запеву» отвечает полифонический эпизод на одну и туже тему. В первой части - двухголосный, во второй - трехголосный (средний голос - тема в увеличении), в третьей - четырехголосный. В четвертой части, носящей уже скорее кодовый характер, имитации темы даны в аккордовом изложении. Несмотря на все особенности формы, пьеса слушается как-то тяжеловато - сказывается некоторая затянутость формы в угоду замыслу. К тому же, полифоническая фактура сводит на нет гармоническое развитие. Странно это говорить об одном из авторов учебника по гармонии... Думаю, что здесь мы сталкиваемся с довольно частой композиторской проблемой - рабство идеи. Вот задумал композитор написать пьесу в духе былинного сказа, и форму, вроде бы, по аналогии скомпоновал, и фактуру - но пьеса не слушается. Ошибка, по видимому, была в самом начале - идея написать пьесу в характере былинного сказа вопреки всему. Вопреки времени, вопреки истории, вопреки самой музыкальности... Вообще, попытки реанимировать «вымершие» жанры в принципе чреваты последствиями - проблемами эмоционального восприятия, впрочем, вовсе не лишает подобную музыку определенной ценности...
С. Ляпунов. Токката и фуга до мажор. Самая крупная композиция в этом выпуске. Ничего не выявляет в этом произведении авторство русского композитора... Разве что, гипертрофированное мастерство... Токката написана, скорее в духе этюдов Клементи. Что касается фуги, то поражает полифоническое мастерство, с которой она написана. Тут вам двойные каноны, и всевозможные стретты... Короче говоря, смотрите и учитесь. Меня только вот всегда смущал тот факт, что подобные шедевры контрапункта вышли из-под пера ученика М. Балакирева - не сильно большого поклонника всяких там фуг и прочих полифонических штучек...
Д. Шостакович. Прелюдия и фуга ре мажор, соч. 87 № 5. Как и в прошлый раз, я хотел было воспользоваться файлом «постороннего производителя» в качестве заготовки, но от этой мысли пришлось частично отказаться. Не знаю, кто его надоумил делать арпеджато на сильную долю, но Прелюдию пришлось делать заново. Фугу я тоже основательно подправил, и, как мне кажется, она стала звучать лучше...
К. Сорокин. Фуга-песня ми-бемоль мажор. Конечно, с Фугой Ляпунова ее сравнивать нельзя - полифонически все написано очень грамотно, но не более того. Зато в интонационном плане она кажется поинтересней, несмотря на очень традиционную стилистику...
Следующий выпуск, надеюсь, выйдет через неделю - 23 мая. Вас ждет знакомство с еще один новым автором - Л. Емельяновой. Будет добавлен цикл «6 пьес». Пьесы предназначаются для детского педагогического репертуара, но обладают при этом массой замечательных достоинств. Очень рекомендую познакомиться...
В. Рыжков.