НОВОСТИ АРХИВА СОВРЕМЕННОЙ РУССКОЙ
ФОРТЕПИАННОЙ МУЗЫКИ
(Выпуск № 74)
Архив выпусков новостей: [1] ... [72] [73] 74 [75] [76] ... [последний]

Новости [Комментарии] [Планы]

       Последние две недели небольшой городок, в котором я проживаю, стал объектом пристального общественного внимания. Радио тут понаехало, телевидение... А дело все в том, что в очень короткий срок у нас поставили сразу два памятника: ракете «Тополь», в создании которой принимало участие одно из городских предприятий, и... Феликсу Дзержинскому... Особенно возбудило эту самую общественность появление второго памятника. Впрочем, появление памятника Дзержинскому в городе, который носит его имя, не видится таким уж неожиданным, тем более, что он там уже был, но потом то ли сам упал, то ли его «упали»... Другое дело, что несколько лет назад была предпринята попытка переименовать сам город, но закончилась она неудачей... Как бы там ни было, вопрос о том, что делать с памятникам «сомнительным» личностям, открыт и поныне. Я для себя на этот вопрос ответил уже давно, еще в те времена, когда было «модно» эти самые памятники ломать - памятники трогать нельзя, кому бы они ни стоял. Нужно ли ставить? - это можно обсуждать, но то что уже сделано - ломать нельзя. И дело не только в том, что любой памятник - это прежде всего памятник нашей истории, которую нужно знать. Это еще труд людей, в той или иной степени - произведение искусства...
       Возвращаемся к памятникам музыкального искусства...
       Сегодня в выпуске - 3-я соната А. Шнитке в 4-х частях и 10 пьес Р. Цорионти. Напротив ссылок на MIDI-файлы Сонаты Шнитке можно обнаружить ссылки на ноты. В России нот этой Сонаты, насколько мне известно, не издавалось, поэтому, коль уж мне их и так пришлось сканировать, я выкладываю их для всеобщего ознакомления. Честно говоря, с ними пришлось немало повозиться - тот оригинал, что мне дали для сканирования был испещрен карандашными пометками, которые мне строго-настрого запретили стирать. Пришлось сканировать как есть и потом чистить в «Фотошопе», благо последний позволяет делать чудеса. Кое-где карандашные пометки случайно сохранились, но в челом ноты имеют вполне читабельный вид...
       Что касается цикла Цорионти, то прежде всего отмечу, что этот автор впервые представлен в архиве, а посему знакомство с его музыкой становится еще более интересным...
       Помимо 14 новых MIDI-файлов в этом выпуске еще пять новых статей, авторство четырех из которых можно условно отнести к самим композиторам, и лишь одна написана о композиторе...
       Но подробней об этом чуть позже. Меня сейчас волнует еще одна проблема - написание нового кода архива. Проблема в том, что возникли определенные проблемы, решения которых я в данный момент не вижу. Точнее говоря, не вижу быстрого решения. Тот код, что мне на этот момент удалось написать у меня на локальном компьютере работает абсолютно нормально, но в сети почему-то отказывается работать как нужно. Я постараюсь выяснить, в чем проблема. Но очень опасаюсь, что придется принимать другое решение, то есть, почти все переделывать заново. Это я все к тому говорю, что во время тестирования некоторые страницы могут не открываться. Заранее приношу извинения за причиненные неудобства...


[Новости] Комментарии [Планы]

       А. Шнитке. Соната № 3, I часть. С момента написания Первой сонаты прошло каких-то пять лет, но как изменилась его музыка!.. Во-первых, напрочь исчезла полистилистика. Лично я никогда не был большим поклонником этого течения, а посему и не очень огорчен этим обстоятельством. Музыка стала очень цельной, стилистически монолитной, но не потеряли при этом своеобразную «шнитковскую» надломленную интонацию. Во-вторых, Соната сильно ужалась в талии - достаточно сравнить размеры файлов и их длительность звучания, чтобы понять насколько это серьезно. Причем, нужно иметь ввиду, что четыре с половиной минуты Первой части - это всего-навсего две станицы текста... Хотя, как мне кажется, это в какой-то степени связано с предыдущим обстоятельством - композитору стало куда как сложней организовывать форму в условия единой стилистики. Раньше ему во многом помогали именно стилистические контрасты. Третий момент - аскетичность и относительная простота фактуры. Вся Первая часть - монолог, плавно переходящий в двухголосный хорал. Кругом половинные, целые и брэвисы... Ползучие хроматизмы, время от времени перебиваемые колокольными кластерами. Преобладает низкий, темный регистр. Появление звуков в верхнем регистре в самом конце Первой части не приносит никакого просветления, скорее - призрачные блики... Сплошной мрак, один словом...
       А. Шнитке. Соната № 3, II часть. Активное начало, похоже, тоже не направлено на какое-то позитивное действие. Словами передать образ довольно сложно. Это тем более сложно, что сам автор ставит какие-то «подозрительные» динамические оттенки. То, что, по идее, должно выражать какую-то «апокалиптическую ярость» почему-то звучит на довольно приглушенном нюансе. Аскетичность фактуры сохраняется и здесь, поэтому и кульминация получается несколько «суховатой», несмотря на аккорды-кластеры... В этой части становится заметно отсутствие мало-мальски выраженного тематизма. «Ползучие хроматизмы» и «вдалбливаемые репетиции» язык не поворачивается назвать тематизмом. Если в Первой части, которая воспринимается скорее как вступление к «сонатному аллегро», это воспринимается почти как должное, то здесь становится ясно, что на большее рассчитывать особо и не придется. И в самом деле, как станет ясно позже, вся Соната выдержана в очень таком экспрессивном духе. Становится ясно, что Шнитке идет по стопам позднего Пендерецкого, проповедующего откровенный возврат к стилистике экспрессионизма, почему-то называемому неоромантизмом. Для этого стиля не характерен яркий тематизм в принципе. Интонационный язык формируется в результате использования коротких, лишенных самостоятельной ценности мотивов. Здесь яркий тематизм почти выведен из игры. Здесь важен образ сам по себе, а не через воплощение в тематизм...
       А. Шнитке. Соната № 3, III часть. Как вы уже поняли, сонатный цикл построен по принципу медленно - быстро - медленно - быстро. По такому же принципу строится и Первая соната. В каком-то смысле Третью сонату можно было бы назвать несколько уменьшенным вариантом Первой, если бы не принципиальные изменения, коснувшиеся стиля и образного строя Сонаты. Может быть это покажется несколько парадоксальным, но мне хаотические фактурные нагромождения Первой сонаты кажутся куда более «оптимистичными», в них чувствуется какое-то сопротивление, преодоление. Этого нет в мрачных, скорбных речитативах Третьей сонаты. Мало-мальски внимательный слушатель обратит внимание на интонационные арки как с Первой частью, так и со Второй. Впрочем, я бы удивился, если бы их не было...
       А. Шнитке. Соната № 3, IV часть. По своему характеру очень напоминает Вторую часть. Однако мотивные связи с Первой, Второй и Третьей частью здесь прослушиваются еще более открыто. С точки зрения композиции, «финал» является неким интонационным концентратом всей Сонаты. Что касается программно-эмоциональной фабулы, то понять замысел автора очень сложно. Соната заканчивается чрезвычайно «непонятно». Нет ни явно выраженной заключительной кульминации, нет и часто встречающегося в современной музыки «многозначительного истаивания»- все заканчивается как-то «судорожно», без отчетливой «точки» - не то многоточием, не то вопросительным знаком...
       Подытоживая сказанное выше, хочу добавить еще одно, не претендующее на объективность, наблюдение. Стиль Шнитке и ранее не отличался строгостью, аккуратностью голосоведения. Такое ощущение, что композитор с некоторого времени специально избегал такого понятия, как звуковысотная система. В этом смысле музыка его Первой сонаты несколько напоминает музыку сонат Мосолова - хаос приподнят на высоту грандиозности, космичности. Здесь же, где фактура очищена от многослойной «шелухи», это начинает отдавать некой небрежностью. Мне трудно судить, с чем это связано, но и раньше у меня возникало ощущение, что композитор, совершенно заслуженно завоевав внимание слушателей, стал несколько снисходительно относиться к своей собственной работе - мол, и так переварят. В этот момент и начинают создаваться сочинения, написанные, скорее, для количества. И если Первая соната - это и в самом деле веха в русской фортепианной музыке, то Третья - по сути, мало что открывает нам нового. Я не хочу сказать, что она напрочь лишена идей, но какие-то они незначительные, неяркие, невнятные. Некоторая «вымученность» Сонаты сказывается и в пианизме цикла - он малоинтересен для пианистов, как мне представляется. В принципе, Соната в целом довольно простая, если не считать некоторого неудобства некоторых моментов - по сравнению с Первой - это просто сонатина... Это могло бы быть и достоинством, если бы композитору в последней части вдруг не «приспичило» написать пассаж умопомрачительной сложности... Зачем? Этим самым он только оттолкнул половину потенциальных исполнителей своей Сонаты. Конечно, наиболее рьяные фанаты творчества Шнитке не остановятся перед такой мелочью, но это только еще раз подтверждает факт некоторой небрежности...
       Р. Цорионти. 10 пьес. Продолжаем публикацию пьес из сборника «Детские альбомы советских композиторов. Выпуск 12». О композиторе мне пока ничего не известно. Цикл очень четко делится на две части, совершенно непохожие друг на друга. Складывается ощущение, что композитор соединил два разных цикла в один. Первая половина - Колыбельная I, Состязание, Грустная песенка и Канон - очень простые и короткие пьески, предназначаемые для начинающих пианистов. Несмотря на то, что лишь только в 4-й пьесе обозначается полифоническая природа жанра - канон - канонами по сути являются все пьесы, кроме Первой. Причем, Грустная песенка - это канон в обращении...
       Начиная с 5-й пьесы музыка резко меняется. Меняется не только размер и сложность пьес, но и стилистика. Полифония исчезает из поля зрения композитора, но взамен появляется весьма откровенный национальный колорит. Если в первых пьесах национальное можно было уловить только по параллельным квинтам в 1-й пьесе и по фригийскому ладу в 3-й, то здесь все напоминает о нем - мелодика, модальная гармония, специфическая фактура и даже... некоторая монотонность пьес...
       Очень приятное впечатление производит 5-я пьеса - Колыбельная - пожалуй, самая интересная во всем цикле...
       6-я пьеса - Танец I - являет собой образец той самой «монотонности», связанной с маловыразительной мелодикой, все время крутящейся на месте. Впрочем, вряд ли стоит делать упрек композитору - такая, уж, особенность национальных танцев...
       7-я пьеса - Песня - выдержана преимущественно в дорийском ладу. Аккомпанимаент построен на остинатной ритмической фигуре, но несмотря на это пьеса не кажется столь «монотонной», за счет более развитой мелодии...
       8-я пьеса - Сказка - самая развернутая в цикле. Несмотря на фактурное разнообразие и довольно активное развитие национальный колорит здесь приподнят на особую высоту. Можно сказать, что в этой пьесе найдено очень удачное сочетание национального тематизма и «общеевропейских» форм развития...
       9-я пьеса - Танец II - мелодическое однообразие, присущее Танцу I, проявляется и в этой пьесе. Здесь это еще усугубляется тем, что средняя часть танца почти не контрастирует крайним частям, несмотря на смену лада и тональности...
       10-я пьеса - Марш - стоит несколько особняком. С одной стороны, тематизм все такой же бесформенный, но пресловутый национальный колорит снова куда-то запропастился. Вообще, мне мелодия этой пьесы очень напоминает творения учащихся средних классов, которые получаются, когда их просишь сочинить какую-нибудь мелодию...
       Теперь несколько слов о статьях, с которыми вы также можете познакомиться в этом выпуске...
       С. Беринский. Что завершено, что в работе, что задумано? В сущности, это и не статья вовсе. Это ответ на вопрос редакции журнала «Советская музыка». Обычно я не публикую здесь подобного рода тексты, но в этом случае Беринский несколько вышел за рамки ответа на вопрос, коснувшись некоторых наболевших проблем...
       С. Беринский. Фестиваль утверждается! Ну, а это уже вполне полноценная статья. Посвящена она второму фестивалю советской камерной музыки «Астраханские вечера». Думаю, не стоит объяснять, где проводился этот фестиваль, вопрос в другом - какого черта туда принесло самого Беринского? Оказывается, все очень просто - там исполнялось и его собственное сочинение, о котором он, кстати, не сказал ни слова. Вообще, просматривая сейчас статью, я понял, почему захотел ее опубликовать. Дело в том, что он там довольно часто упоминает некого композитора Л. Блинова, Сонату которого я собирался со временем сделать для архива. Таким образом, получается, что ее публикация несколько преждевременна. Впрочем, теперь уже поздно что-то менять - «номер сдан в набор»...
       Г. Дмитриев. Обучение или общение? Статья посвящена образованию композиторов. Есть немало правильных на мой взгляд мыслей, хотя в чем-то мои представления о проблеме и отличаются...
       А. Лурье. Почему они это сделали? Небольшая статья-памфлет о событиях 48 года в СССР. Взгляд из-за рубежа. Весьма любопытно, хотя и довольно наивно...
       Г. Григорьева. Николай Сидельников. Введение. Эта статья представляет собой введение из монографии о Н. Сидельникове. Одну главу из этой книги, посвященную камерно-инструментальному творчеству композитора я уже опубликовал. Введение, предшествующее этой главе, посвящено характеристике творчества Н. Сидельникова в целом. Остальные главы публиковаться здесь не будут, так как в них рассматриваются конкретные сочинения, не имеющие прямого отношения к тематике архива...


[Новости] [Комментарии] Планы

       Позор на мою голову!!! Я не успеваю доделать 1-ю сонату Мясковского, которую запланировал на следующий выпуск. Очень уж там како-то длинный Финал. Первые три части уже закончены, а вот 4-я - сопротивляется. Я очень опасаюсь, что за неделю не закончу. Тем не менее, менять планы мне тоже не хочется, поэтому я принял «соломоново» решение задержать при необходимости следующий выпуск. Таким образом, если через неделю обновления не произойдет, то... оно произойдет через две недели...
       Так или иначе, следующий выпуск открывает новую серию выпусков, в которых я хочу опубликовать все Сонаты этого композитора. Для разнообразия между сонатами будут выходить выпуски с сочинениями других композиторов, но и те выпуски, в которых будут публиковаться Сонаты Мяковского, я «разбавлю» чем-нибудь еще. Первую сонату я «разбавлю» несколькими этюдами - 2 этюда Блуменфельда и один (но в двух вариантах) Лядова...
       Надеюсь, скучно не будет...

В. Рыжков.


[Об архиве]  [Как добавить MIDI-файл]
Используются технологии uCoz