После событий в Беслане как-то даже неудобно говорить о чем-то другом... Но уже столько всего сказано, что и добавить особо нечего. Да и что еще можно сказать о тех, у кого рука поднялась на детей?.. Я даже представить не могу, что могло заставить их пойти на это...
По роду своей деятельности мне довольно часто приходилось иметь дело с представителями кавказских национальностей. Да, они отличаются от славян и других европейских народов, они больше подвержены эмоциональному импульсу, меньше, как это иногда может показаться - голосу разума. Но значит ли это, что мы не можем жить в мире? Мы разные, но мы можем вместе создавать культурные ценности. Что ни говори, но отрицать талантливость, в том числе и музыкальную, народов Кавказа не будет никто. И здесь, в архиве, наряду с музыкой русских, белорусских, украинских, прибалтийских композиторов можно услышать музыку грузинских, армянских и азербайджанских авторов. Я принципиально не хочу разделять по национальному признаку, тех кто вместе создавал единую музыкальную культуру, тех, кто своим творчеством дополняет и обогащает творчество друг друга. Я верю, что можем в мире жить...
Возвращаясь непосредственно к содержанию этого выпуска, напомню лишь, что вы сможете познакомиться с 14-ю новыми MIDI-файлами и одной статьей. Среди новых файлов - 4 композиции для фортепианного ансамбля
Э. Денисов. 3 пьесы для фортепиано в 4 руки. Особо много об этом цикле говорить не буду, так как в этом же выпуске публикуется глава из книги В. Ценовой и Ю. Холопова, посвященная этому сочинению. Насколько мне известно, это сочинение неоднократно исполняли и даже записали на диск. Честно говоря, очень сомневаюсь, что его возможно исполнить точно так, как оно написано автором - человек не в состоянии точно исполнить те невероятные ритмические сочетания, с которыми приходится здесь иметь дело. Осмелюсь предположить, что и сам автор точно не мог представить себе звучание своей музыки. Если бы он был жив, то смог бы сделать это только сейчас. Хотя, кто его знает, может быть он сам все на компьютере писал? В любом случае, вам представляется такая возможность впервые...
Уже первая пьеса цикла достаточно явно указывает на свой «первоисточник» - музыку Булеза. Булезовский пуантилизм присутствует и в следующих пьесах. Во второй пьесе он превращается в quasi-гармонические фигурации. Интересно, что несмотря на значительное отличие темпов первой и второй пьес на слух оно практически не ощущается: чем медленней темп, тем более мелкие длительности используются - меру движения можно уловить только по сменам гармоний, которые во второй пьесе достаточно четко обозначены. Третья пьеса довольно неожиданно возвращает нас в мир музыки
Э. Денисов. Точки и линии. В вышеупомянутой книге об этом сочинении почти ничего не сказано, а тем не менее, именно это произведение мне кажется наиболее интересным в его фортепианном творчестве. Даже чисто внешне ноты больше напоминают симфоническую партитуру. «Осьминоговый» состав позволяет композитору мыслить контрастными звуковыми пластами. Конечно, однообразие тембра весьма чувствительно ограничивает автора. Может быть именно из-за этого кульминация композиции выглядит какой-то не очень подготовленной, а словно с неба свалившейся. Любителям современной музыки очень рекомендую познакомиться с этой композицией. Надеюсь, ваши синтезаторы выдержат это...
М. Осокин. 10 багателей, соч. 75. Это второй цикл из сборника «Детские альбомы советских композиторов, выпуск 12». Музыка довольно пестрая: некоторые из них могут показаться несколько «вымученными», но есть и несколько очень симпатичных пьес, еще только ищущих своих юных исполнителей. Все пьесы имеют программные названия, но в некоторых из них можно услышать явный «жанровый первоисточник»: «Сувенир» (№ 2) - вальс, «Простая речь» (№ 9) - народная песня, «Из далекого прошлого» (№ 10) - двухголосная инвенция. К ним также можно отнести «Танец в лидийском ладу» (№ 4) и «Джаду (на востоке)» (№ 7). Остальные пьесы можно отнести либо к музыкальным пейзажам - «Серые облака» (№ 1), «Дождливый день» (№ 3), либо к образным зарисовкам-настроениям - «Вечерняя дума» (№ 5), «Слеза» (№ 8). Может быть, несколько особняком стоит пьеса с шумановским названием «Отзвуки театра» (№ 6). Все пьесы довольно пианистичны, удобны и в самом деле пригодны для детского исполнения, хотя не уверен, что все они могут показаться интересными в эмоциональном смысле - слишком «взрослыми» средствами передаются настроения в некоторых из них...
Теперь коротко о планах на следующий выпуск, которых запланирован на 20 сентября (я снова возвращаюсь к обновлениям раз в неделю). Появится еще 14 новых пьес, 10 из которых - еще один цикл из вышеупомянутого сборника. Принадлежит он, кстати, перу нового композитора - Цорионти. Однако, центральная композиция выпуска - 3-я соната
Возможно появление нескольких новых статей, но гарантировать пока этого не могу - есть некоторые проблемы со временем. В частности, в догонку к пьесам
В. Рыжков.