НОВОСТИ АРХИВА СОВРЕМЕННОЙ РУССКОЙ
ФОРТЕПИАННОЙ МУЗЫКИ (Выпуск № 27)
Архив выпусков новостей: [1] ... [25] [26] 27 [28] [29] ... [последний]
Новости [Комментарии] [Планы]
Боюсь, что долгожданная свобода времени так никогда и не наступит. Не успеваю закончить одну работу, как тут же подсовывают еще что-нибудь. Тем не мене, учебный процесс позади, поэтому я все-таки могу позволить ну хоть немного времени посвятить работе над архивом. Вся прошедшая неделя прошла под знаком сканирования фотографий композиторов. На данный момент отсканировано более 50-ти фотографий (почти все, понятное дело, черно-белые). И это еще далеко не все, что у меня есть часть из них я публикую в этом выпуске. Здесь же предлагаю весь список выложенных на данным момент фотографий, среди которых есть довольно редкие:
Напоминаю, что фотографии можно просмотреть не в списке их фотографий, а на отдельной странице с информацией. Не все фотографии хорошего качества, со временем, если найду другие, заменю их. Кстати, среди новых фотографий есть и фотография А. Гольденвейзера, пьесы которого появятся в архиве только в ближайшем выпуске. Дело в том, что реально в архиве уже имеются разделы значительно большего числа композиторов, нежели представленно в списке имен...
Ну, а теперь о самом главном, о новых файлах, которых в этом выпуске ровным счетом 15.
Как я уже много раз говорил, этот выпуск посвящен в основном музыке украинского композитора В. Косенко. Почти все файлы сделаны по одному сборнику избранных пьес этого композитора, изданному в Киеве еще в советские времена. Пьесам предшествует вступительная статья Ю. Малышева, с которой и я предлагаю вам познакомиться. Не могу сказать, что статья уж какая познавательная, но, тем не менее, содержит кое-какие сведения об авторе. Помимо биографических данных, автор статьи пытается на полудетском уровне сделать стилистический анализ музыки композитора, но более менее тщательному разбору подвергает лишь одну пьесу сборника...
Фотография, кстати, отсканирована также с титульного листа сборника, именно поэтому она выдержана в таких «жовтеньких» тонах...
Обзор пьес В. Косенко я начну с небольшого цикла, не обозначенного опусом: «4 детские пьесы». Эту музыку я мог бы посоветовать в качестве образца настоящей хорошей детской музыки. Все пьесы написаны довольно просто, удобны для игры небольшими руками. Что меня особенно привлекает в них, это отсутствие претензий на «современность», неестественных сложностей, изысков, заведомо недоступных маленьким пианистам. При этом автор не впадает и в другую крайность, часто встречающуюся у современных авторов - примитивность эмоционального содержания, часто сопровождаемого отсутствием выразительного мелодизма. Почти все детские пьесы Косенко написаны с глубоким пониманием и уважением детского духовного мира. Их можно охарактеризовать одним простым словом, но очень подходящим в данном случае - искренность...
Есть, впрочем и недостатки. Скорее субъективные, нежели объективные. Речь идет о формах этих пьес. Понятное дело, что такие традиционные формы, с многократными повторениями больших фрагментов очень удобны в детском репертуаре, но меня всегда жутко раздражала необходимость делать несколько раз одно и тоже. Конечно, работа с компьютерными секвенсорами предполагает возможность копирования частей пьес, но так, как я записываю почти все пьесы «живьем», то копировать фрагменты оказывается не так просто, как это может показаться...
Я не буду здесь анализировать каждую пьесу в отдельности, отмечу лишь особую задушевность Мелодии - лучшей в цикле, на мой взгляд. Скерцино в достаточной мере заиграно в школьном репертуаре, поэтому в особой рекламе не нуждается. Вот весь список пьес этого цикла:
Коль уж мы заговорили о детской музыке Косенко, то стоит сказать сразу и о трех новых пьесах из большого цикла «24 детских пьес для фортепиано», соч. 15. Рано или поздно я сделаю его целиком, поскольку он весь есть в моем распоряжении, но пока делаю те пьесы, что мне попадаются. В том самом сборнике оказалось еще три пьески, которые я и предлагаю вашему вниманию. Несомненно, лучшая из них Вальс си минор. Очень симпатично, хоть и несколько по-майкапаровски звучит Полька до-диез минор. Не лишен изящества и привлекательности Петрушка, открывающий весь цикл. Да и вообще, все сказанное выше о цикле «4 детские пьесы» можно отнести и к этому циклу...
А теперь можно перейти к обзору менее известных сторон творчества этого автора. Для начала несколько ранних его пьес, написанных не без влияния Скрябина и в чем-то - Рахманинова...
В. Косенко. Менуэт ми минор, соч. 3 № 2b. Пусть вас не вводит в заблуждение название и жанр этой пьесы. Эта музыка вполне соответствует духу своего времени. Попытку реабилитировать классицизм здесь может усмотреть лишь только человек с очень сильным воображением. Обманчива и техническая простота пьесы. Должен сказать, что она довольно заковыристо написана и требует достаточной технической продвинутости...
В. Косенко. Мазурка до-диез минор, соч. 3 № 3. По характеру тематизма по началу очень напоминает Менуэт. Дальнейшее развитие выявляет некое сходство с некоторыми мазурками Скрябина. Обратите внимание на довольно необычные и неожиданные даже для того времени гармонические последовательности... Лично мне все время хотелось сдвинуть темп, но у автора обозначен он как медленный... Приходится мириться...
В. Косенко. Этюд фа-диез минор, соч. 8. Почему-то не обозначен номер пьесы в цикле. Кстати, цикл называется «11 этюдов». Не путайте с другим циклом Косенко с похожим названием, о котором скажу чуть позже... Пожалуй, самое скрябинистское сочинение Косенко в этом обзоре. Хотя некоторые оригинальные гармонические обороты бросаются в глаза и здесь. При исполнении этого Этюда я допустил небольшую оплошность, в результате которой каденцию с трелями пришлось записать в более медленном темпе, хотя у автора особого замедления в этом эпизоде нет. Но эти трели мне и так дорогого стоили, поэтому переделывать я их не решился. К тому же, это замедление, думаю, если бы я не обратил на него внимание, вряд ли вызвало бы у вас отторжение... С другой стороны, этюд в целом нужно исполнять чуть медленнее. Но на синтезаторе такое исполнение прозвучало бы довольно плохо...
В. Косенко. Поэма ми минор, соч. 12 № 1. Здесь издатели не забыли дать номер пьесы, за что им большое спасибо... По стилистике эта пьеса весьма похожа на предыдущую - еще одно подтверждение влияния Скрябина на души очень многих композиторов того времени... Сама же пьеса у меня получилась удачней, чем Этюд...
В. Косенко. Куранта ми минор, соч. 19. Это уже одно из более поздних произведений Косенко. Никаких намеков на Скрябина здесь не услышите. Впрочем, неоклассицизмом я бы это тоже не назвал. Впрочем, про эту Куранту достаточно много сказано во вступительной статье, которую я уже вам предлагал для ознакомления. Куранта входит в довольно известный цикл «11 этюдов в форме старинных танцев». Известно в большей степени название цикла, но что-то я не припомню, чтоб кто-то играл эти этюды. И неудивительно... За таким скромным и безобидным названием кроются виртуозные пьесы высочайшей сложности. Если учесть еще и их объем - что-то около десятка страниц каждая - по становится понятно, что на скорую руку здесь так просто ничего не выйдет... А зря, музыка этюдов весьма достойна всяческого внимания...
В. Косенко. Бурре ля мажор, соч. 19 № 6. Этот этюд я делал по другому изданию, поэтому мне известен его номер. Пожалуй, покруче, нежели Куранта... И в плане музыки, и в плане технической сложности... Впрочем, это кому как... Слушайте и решайте сами...
В. Косенко. Жига ре минор, соч. 19. Можно предположить, что это последний этюд в цикле, если, конечно, Косенко заботился о том, чтобы танцы располагались в том же порядке, как это было принято в старинных сюитах. Самый длинный и, пожалуй, самый технически сложный из этих трех этюдов. По крайней мере, если его играть как написано, задерживая пальцами все длинные ноты... Согласитесь, впечатляет... Странно, что их практически никто не играет у нас... Может на Украине дела обстоят лучше в этом плане?..
А. Корещенко. Менуэт ре мажор, соч. 22 № 5. Довольно длинный и нудный Менуэт... Длинноты, впрочем, результат многочисленных повторов, характерных для сложных трехчастных форм. А вот этот Менуэт и является самой что ни на есть стилизацией. Скажи я, что это Гайдн, вряд ли бы кто заподозрил подвох. Думаю, что это не является творческим лицом композитора, но пока более интересных пьес этого автора у меня нет. Остается только надеяться, что в будущем они появятся...
Следующий выпуск будет несколько более обширным, в архиве появятся сразу 20 новых пьес. Половину его составят пьесы, которые я уже анонсировал - «Детский альбом» Пирумова и пьеса Гаврилина. Мне показалось, что это может оказаться не очень интересным для большинства посетителей, поэтому я решил к этим сочинениям добавить еще 10. Среди них - малоизвестный ранний цикл Шостаковича «5 прелюдий», соч. 2. Один из последних «подарков» В. Белунцова архиву. Ну, а для круглого счета три пьесы Кабалевского и две - Гольденвейзера...
Продолжится публикация фотографий. Сейчас я не могу назвать имена композиторов, фотографии которых появятся в архиве в следующий раз - что успею сделать, то и опубликую...
Сейчас я уже доделываю небольшой, но довольно интересный сборник пьес, думаю, что пьесы из этого сборника, изданного, кстати, совсем недавно, будут опубликованы в выпуске, который выйдет в конце этого месяца. Кроме того, на стадии завершения находится первая часть Сонаты Губайдулиной. Возможно, что я опубликую ее отдельно в том же выпуске...
Следующий выпуск в связи с моим отъездом на дачу выйдет с небольшим опозданием. Предположительно в среду, хотя точно этого обещать я не могу. Поэтому почаще заходите в архив и следите за объявлениями...
В. Рыжков.
[Об архиве]
[Как добавить MIDI-файл]
Используются технологии
uCoz