НОВОСТИ АРХИВА СОВРЕМЕННОЙ РУССКОЙ
ФОРТЕПИАННОЙ МУЗЫКИ
(Выпуск № 29)
Архив выпусков новостей: [1] ... [27] [28] 29 [30] [31] ... [последний]

Новости [Комментарии] [Планы]

       Пока все идет по плану - готовлю очередную порцию midi-файлов и занимаюсь легким «косметическим ремонтом» архива. Со временем, чувствую, придется сделать и капитальный ремонт, нужно только на это как следует морально настроиться. А пока - в основном, сканирование и подготовка фотографий композиторов. На этот раз их добавлено 17:

       Напоминаю, что некоторые фотографии я со временем могу заменить, если мне попадутся более удачные и качественные. Кстати, три «замены» уже сделаны: Эдисон Денисов, Тихон Хренников и Родион Щедрин - нашел цветные и заменил ими черно-белые...
       Таким образов, сейчас в архиве уже 56 композиторов представлены фотографиями. Считай, каждый четвертый. У меня есть еще довольно много других фотографий, но так как эти композиторы пока не представлены в архиве своими произведениями, я не тороплюсь публиковать и их фотографии. Они будут появляться по мере наполнения архива музыкальной информацией...
       Незначительному обновлению подверглись некоторые информационные разделы. Пока мне не удалось заняться этим вплотную, но кое-какую информацию раздобыть и опубликовать удалось в следующих разделах: Р. Леденев, М. Вайнберг, Н. Каретников, А. Мосолов, М. Кажлаев, А. Бабаджанян, Н. Ладухин, Л. Лукомский и В. Ребиков. Как правило, это совсем незначительные изменения, больше всего новых сведений в информационном разделе Л. Лукомского. Кроме того, переделан полностью список файлов С. Губайдулиной. Это сделано в связи с тем, что мне попался под руку «Путеводитель по произведениям» Губайдулиной, в котором оказался список всех ее произведений с датами написания. К сожалению, ни одно из произведений для фортепиано в нем не подвергается разбору, поэтому я публикую только вступительную и заключительную статьи этого «Путеводителя». Но об это чуть позже...
       Все предыдущее время я довольно много занимался набранными и отсканированными ранее статьями - редактировал, проверял и переводил в формат HTML. В этом выпуске, помимо тех, о которых я уже упомянул, публикуются еще две, не имеющие конкретного отношения к тому или иному композитору...
       Ну, и самое главное - 20 новых файлов, часть которых принадлежит 5-и новым композиторам...

[Новости] Комментарии [Планы]

       Начну с того, что мы так долго ждали - с Сонаты для фортепиано С. Губайдулиной. Точнее говоря, сейчас публикуется только Первая часть. Я отошел от традиции публиковать циклы только после их окончательного завершения. Думаю, что это имеет смысл, тем более, что нет никакого сомнения в том, что в следующем выпуске в архиве появятся и две другие части. В сущности, они уже готовы, просто не хотелось менять планы. Так вот, говоря о Сонате в целом, нужно отметить, что это одно из ранних ее сочинений. До этого для фортепиано была написана только известная Чакона. Несмотря на это, Соната весьма показательна для стилистики Губайдулиной, стилистики «открытой» и весьма продвинутой в использовании авангардистских приемов. Не буду предвещать события Второй и Третьей частей, но довольно много вы услышите и в Первой. Не удивляетесь ничему, все что вы услышите, задумано автором. Другое дело, что все эти «нетрадиционные» приемы звукоизвлечения могут звучать на разных синтезаторах иначе, чем у меня, так как приходится задействовать не только программы фортепиано, но и различные другие. Кроме того, некоторые тембры образованы довольно сложными микстами в определенных соотношениях, что тоже может различаться на разных синтезаторах. Тем не менее, надеюсь, что некоторое представление о музыке получить можно. На всякий случай даю пояснения...
       Итак, тот «треск», который вы слышите в самом начале, это глиссандо по колкам бамбуковой палочкой... Представили, как это может звучать?..
       Далее, до побочной партии, все идет более менее традиционно, кое-что позаимствовано из приемов свинга в джазе (на современный манер). Нечто похожее уже встречалось в ее Чаконе. А вот вся побочная партия - это своеобразный диалог между «нормальным» звукоизвлечением и «нетрадиционным». «Нетрадиционное» извлечение - прижатые демпфера струн в диапазоне исполняемой фразы...
       Разработка вполне традиционна - развивается в основном материал главной партии, «нетрадиционные» приемы появляются снова в побочной партии репризы. Здесь можно встретить и щипки отдельных струн и удары пальцами по струнам в низком регистре. И если в первом случае точно известно, какую струну нужно «ущипнуть», то что именно нужно «ударить» - не совсем ясно. Дело даже не столько в том, что?, а в том - сколько? Удар по отдельной струне не очень удобен, да и звучит как-то «хлипко», поэтому я практиковал «удары» по нескольким соседним струнам...
       Осталось пару слов сказать о статьях, опубликованных в «Путеводителе»... Они имеют почти одинаковое название, но первая из них - весьма общая, не без высокопарности, характеристика ее творчества, а вторая - ну очень краткое, хотя и информативное жизнеописание...
       Следующие 16 пьес взяты из одного сборника, о котором я уже говорил в прошлый раз. Почти все пьесы довольно интересны, но вынужден быть кратким...
       А. Караманов. У моря. Есть у этого сборника и недостатки, главный из которых - отсутствие какой-либо информации о сочинениях. Не ясно, что за цикл, когда написано. Даже темпы почему-то написаны на русском языке. Можно еще отметить и довольно большое число опечаток... Тем не менее, за публикацию пьес Караманова издателям отдельное Спасибо!...
       А. Караманов. Вечерний закат. Пьеса приблизительно такого же плана, как и предыдущая - красивая, спокойная музыка, почти стилизация под XIX век. На мой взгляд, не хватает какой-то конкретности тематизма, он очень расплывчат, размазан. По сути, его здесь и нет - обе пьесы - набор романтических шаблонов...
       М. Парцхаладзе. Хоруми (аджарский танец). Довольно заковыристая пьеса в размере 5/8. Как и все у Парцхаладзе - очень эффектна...
       М. Парцхаладзе. Вальс ре мажор. Небольшой, но очень вальсик. В различных темпах очень удобен для хореографических классов...
       М. Парцхаладзе. Вальс соль мажор. Еще один вальсик... Я долго мучился, пытаясь понять систему фонарей и знаков, но не придумал ничего лучшего, как просто исполнить его от начала до конца, как он написан. Там явно кто-то что-то перепутал и поставил не туда куда надо...
       Ю. Щуровский. Баркарола фа мажор. Еще один композитор, придерживающийся правила - музыка должна быть красивой. Вопрос только в том, что есть Красота в музыке? Всегда ли это то, что принято традициями? Тем не менее, такое правило вполне имеет право (извиняюсь за каламбур) на существование. С позиций традиционного романтического стиля, эта пьеса и в самом деле довольно красива. При этом не лишена гармонической свежести...
       Ю. Щуровский. Мазурка ля минор. Еще более традиционная пьеса. Тематизм только вот у нее какой-то недоразвитый - все как-то больше смахивает на ритмизированную гармоническую фигурацию...
       Ю. Щуровский. Элегический прелюд си минор. Вообще-то, стилистика этого композитора местами все больше и больше отдает сентиментализмом, нежели «возвышенным» романтизмом. В этом свете заключительная гармоническая последовательность даже немного шокирует...
       Ю. Щуровский. Токката си минор. Токката - это громко сказано, так, скорее Токкатина. Не очень удобная для исполнения в быстром темпе, но если как следует посидеть, то вполне можно осилить...
       В. Ширинский. Вальс ре мажор. Да-да... Тот самый, из бетховенского квартета... Самая крупная пьеса в сборнике. Так же рекомендую тем, кто не знает, чтобы еще такого сыграть в классе на 3/4...
       Д. Толстой. В Испании. Между прочим, сын писателя А. Толстого. Есть еще один композитор с этой известной фамилией - он сын Л. Толстого... О музыке пьесы ничего особого сказать не могу - вполне «испанскоподобная». С тех пор, как Глинка ввел в русскую музыку эти «испанизмы», мало что изменилось... Несколько странной может показаться педализация, но я делал, как обозначено в нотах - вдруг это авторская!
       Н. Леви. Ясный летний день. Одна пьеса этого автора уже появилась в архиве раньше. Теперь ей не будет здесь так одиноко...
       М. Коваль. Старинные часы с клоуном. Что-то типа «Музыкальной табакерки» Лядова... Только на 4/4...
       Н. Раков. Первая фиалка. Бросается в глаза изысканная гармонизация одной фразы в рефрене... Впрочем, для Ракова такие штучки вполне типичны...
       Н. Раков. Простая полька. А это не очень типично для Ракова. Больше похоже на Гедике или Майкапара. Хотя, местами и проглядывает что-то...
       Н. Раков. Светлячки. Эта пьеса, как и две следующие, сделана уже из другого сборника. Для круглого счета. Есть у Ракова такой, довольно большой цикл «24 пьесы во всех тональностях». Так вот, это оттуда. Я не хотел публиковать эту пьесу отдельно, но, видно, до этого цикла ручонки мои не скоро дотянутся, а пробелы заполнять чем-то нужно...
       А. Черепнин. 10 багателей, № 6. Сын Н. Черепнина. В стилистике, если оценивать по этой пьесе, не очень далеко отошел от своего отца...
       А. Черепнин. 10 багателей, № 10. Заключительная пьеса цикла - весьма частый гость различных сборников. Популярность, согласитесь, весьма заслужена... Блестящая, эффектная пьеса...
       Как я уже говорил, есть еще две статьи, не имеющие отношения к конкретным композиторам... Первая из них - довольно большая статья В. Чинаева «Русские давидсбюндлеры» - интересный обзор истории русского модернизма начала века. К сожалению, это не вся статья - номер журнала с продолжением мной утерян...
       Вторая - небольшая статья М. Лобанова «Современничество» - не столько обзор или анализ, сколько определение понятия...


[Новости] [Комментарии] Планы

       Не сомневаюсь, что две последние части Сонаты Губайдулиной поступят в свободное прослушивание уже в следующем выпуске. На очереди - соната соч. 1 Ф. Бахора. Пока я о музыке этого автора имею весьма смутное представление, что ж, скоро этот пробел в моих знаниях (а так же и в ваших) будет ликвидирован. Соната небольшая, но вполне трехчастная, как и полагается нормальной сонате...
       В данный момент уже завершена работа над циклом из 12 прелюдий Разоренова. В следующем выпуске этот цикл будет наряду с Сонатой Губайдулиной в центре внимания. Поверьте мне, он этого весьма достоин...
       Сейчас заканчиваю довольно объемистый сборник Этюдов. Возможно, что часть пьес из этого сборника появится уже в одном из ближайших выпусков. Сразу должен отметить, что из 18 пьес этого сборника собственно Этюдов - всего 7. Остальные пьесы - это прелюдии, танцы, токкаты. Кроме того, часть пьес уже опубликована в архиве. Тем не менее, сообщаю об этом сборнике, так как большинство пьес очень интересны...
       Кстати, для ровного счета, в следующем выпуске появятся наряду с двумя частями Сонаты Губайдулиной и 12-ю Прелюдиями Разоренова несколько пьес Пахульского и одна пьеса А. Хачатуряна...
Почаще заходите в архив...

В. Рыжков.


[Об архиве]  [Как добавить MIDI-файл]
Используются технологии uCoz