НОВОСТИ АРХИВА СОВРЕМЕННОЙ РУССКОЙ
ФОРТЕПИАННОЙ МУЗЫКИ
(Выпуск № 28)
Архив выпусков новостей: [1] ... [26] [27] 28 [29] [30] ... [последний]

Новости [Комментарии] [Планы]

       Что у нас новенького? Да, почти ничего, если не считать очередной порции фотографий, которых на этот момент выходит только десяток. Таким образом, мы можем теперь лицезреть следующих композиторов:

       Конечно, многие из них уже знакомы вам в лицо, но замысел требует, чтобы по возможности все опубликованные в архиве композиторы были представлены и фотографией... Для порядка... Честно говоря, мне уже порядком надоело заниматься сканированием фотографий... Радует только одно, что осталось не так уж и много - всего две полки книг. Потом еще просмотрю все журналы и ноты, там тоже их довольно много...
       В связи с публикацией цикла Шостаковича, я хотел найти какой-нибудь материал, касающийся непосредственно этих пьес, но ничего интересного не обнаружил, поэтому предлагаю вашему вниманию познакомиться с небольшой статьей С. Хентовой, имеющей чисто исторический интерес... Весьма немалый, на мой взгляд...
       Ну, а теперь о новых файлах, которых в этом выпуске ровным счетом 20.

[Новости] Комментарии [Планы]

       С чего бы начать? Каждый раз ломаю над этим голову... И почему-то всегда игнорировал самый простой принцип - алфавитный. Пора восполнить этот пробел... Итак...
       В. Гаврилин. Военная песня. В 4 руки. Вполне «типичный» Гаврилин. Эффектно, точно, остроумно. Всегда свежо и доступно... Для детского музицирования - в самый раз...
       А. Гольденвейзер. Этюд ля мажор. Совсем простой детский этюдик. Абсолютно не имеющий никакой музыкальной ценности, но, поскольку музыки этого почтенного пианиста опубликовано не много, приходится довольствоваться тем, что есть. Надеюсь, со временем появятся и более интересные пьесы...
       А. Гольденвейзер. Фугетта ля минор, соч. 15 № 13. Это чуть поинтересней, довольно милая полифоническая пьеса в русском духе... Хотя, я сейчас даже немного недоволен тем, что опубликовал эти пьесы - из-за этих безделушек мне пришлось раздвинуть левый фрейм, так как имя и фамилия Гольденвейзера не умещались в тот, что был раньше...
       Д. Кабалевский. Этюд, соч. 27 № 3. Из довольно известного цикла «30 детских пьес для фортепиано». Как это ни позорно, но у меня нет этого цикла полностью - только избранные пьесы, из-за чего я не для всех знаю номера. Поэтому все никак не решусь нормально оформить их в списке сочинений. Но скоро я эту оплошность исправлю... А этюдик весьма премиленький...
       Д. Кабалевский. Скерцо, соч. 27 № 14. Из того же цикла. Довольно известная пьеса, кочующая из сборника в сборник. Согласитесь, вполне достойна такого внимания со стороны издателей...
       Д. Кабалевский. Этюд, соч. 27 № 26. Еще один Этюд из того же цикла. Основан на «золотых ходах». Правда, автор весьма нетривиально их развивает...
       А. Пирумов. Сказочка, «Детский альбом», № 1. При всем моем уважении к профессору, у которого мне довелось пусть и немного, но позаниматься, не думаю, что этот альбом займет в педагогическом репертуаре место, аналогичное тому, которое там занимает, например, «Детская музыка» Прокофьева. И вовсе не потому, что она плоха. Напротив, все написано с высочайшим мастерством. Прежде всего это касается полифонических фрагментов... Эта музыка, несмотря на свою кажущуюся простоту, вовсе не детская... Для детей это слишком глубоко...
       А. Пирумов. Этюд, «Детский альбом», № 2. Даже такая «моторная» форма, как Этюд, слишком уж, на мой взгляд, замысловата. Пьеса, длительностью в неполные полминуты ставит перед учащимся слишком трудную техническую задачу. Есть в этом что-то неестественное... Лично мне кажется, что Пирумов писал эти пьесы для детей не столько по велению души, сколько по необходимости... Не то, чтоб он писал ее формально, вовсе нет, но он просто писал их, мало думаю о детях...
       А. Пирумов. Вальс, «Детский альбом», № 3. В свете сказанного выше, очень показательно. Не думаю, что у кого-то повернется язык сказать, что этот Вальс написан без вдохновения. Но, согласитесь, по эмоциональному содержанию это вовсе не детская музыка...
       А. Пирумов. Игра в поезд, «Детский альбом», № 4. Это единственная в цикле пьеса, у которой я не решился обозначить тональность, хотя это не атональная музыка. Просто о ней здесь нет смысла говорить... В ряду выразительных средств она играет очень малую роль...
       А. Пирумов. Скерцино, «Детский альбом», № 5. На какой-то момент может показаться, что это все-таки музыка для детей, но, уверяю, очень скоро, это ощущение пропадет. Как хотите, но я ее не воспринимаю в этом ключе. Это простые пьесы для взрослых пианистов... Вот только нужны ли они им...
       А. Пирумов. Воспоминание, «Детский альбом», № 6. Очень выразительная и глубокомысленная пьеса, насыщенная простой, но очень качественной полифонией...
       А. Пирумов. Печальный рассказ, «Детский альбом», № 7. Чем дальше в лес, тем больше волки... По своему настроению очень похожа на предыдущую пьесу. Я бы даже сказал, что все медленные пьесы в этом цикле приблизительно одного настроения. Только в отличие от предыдущих пьес, здесь есть какая-то программная фабула, динамизирующая форму...
       А. Пирумов. Прелюдия и фуга (на русскую народную тему), «Детский альбом», № 8. Это стихия Пирумова. Я имею ввиду, полифонию. Хотя, как мне кажется, тема выбрана не очень удачно, в результате чего вся Прелюдия как-то «топчется» на одном месте... Недостаток развития, правда, компенсируется в Фуге...
       А. Пирумов. Вариации, «Детский альбом», № 9. Довольно развернутые Вариации. Их размер сопоставим с размером всего предыдущего цикла. Тема, кстати, тоже не оригинальная, но я сейчас уже не помню, как она обозначена в издании. А так как я делал этот цикл не по своим нотам, то и восстановить справедливость у меня сейчас нет возможности. Да и так ли уж это важно...
       Д. Шостакович. Прелюдия ля минор, соч. 2 № 1. Почти забытый ранний цикл Шостаковича. А зря, музыка вовсе не лишена своих достоинств. Как я уже говорил, ничего интересного вычитать об этом цикле мне не удалось. У Хентовой лишь отдельные разрозненные и какие-то очень туманные сведения: то ли они все, то ли часть их исполнялась на вступительном экзамене в консерватории. Далее была попытка написать совместный цикл из 24 прелюдий с другими композиторами, и, как я понял, Шостакович, не мудрствую лукаво определил их туда... Короче говоря, дело я сное, что дело темное... Кстати, этот цикл делал не я, а В. Белунцов. Это последний его «подарок». Правда, у меня осталось еще несколько его файлов, присланных ранее, но пока мною по разным причинам не опубликованных...
       Д. Шостакович. Прелюдия соль мажор, соч. 2 № 2. Вообще, должен сказать, «подарок» Валеры содержал в себе небольшую «хрюшку» в виде не проставленных контроллеров программ... Если говорить о самой Прелюдии, то обращает на себя внимание такая нехитрая задумка автора - вся Прелюдия построена на одном тремолирующем органном пункте...
       Д. Шостакович. Прелюдия ми минор, соч. 2 № 3. Странно слышать такие «романтические» порывы в музыке Шостаковича, тем не менее, и он не прошел мимо подобных эмоций...
       Д. Шостакович. Прелюдия ре-бемоль мажор, соч. 2 № 4. А это почти «романтическая лирика». Довольно зыбкая и неустойчивая, по-скрябински томная, Нечто похожее мы вскоре услышим в Первой симфонии...
       Д. Шостакович. Прелюдия фа минор, соч. 2 № 5. Пожалуй, можно сказать о русских песенных интонациях... Возможно, это первое их появление в музыке Шостаковича...


[Новости] [Комментарии] Планы

       Осталось поделиться планами и можно спокойно ехать на дачу...
       Очередной выпуск выйдет в конце месяца и будет составлен на основе купленного мною совсем недавно весьма интересном сборнике пьес педагогического репертуара. Издан сборник в Ростове-на-Дону. Несмотря на все это, он и в самом деле составлен очень удачно. Из 17 пьес сборника только почему-то одна затесалась иностранного автора, все остальные вполне подходят по тематике архива. В нем практически нет «средненькой» музыки. Все пьесы в самом деле очень интересны и для учащихся, да и вас, думаю, заинтересуют в полной мере. Не буду сейчас пересказывать полное содержание сборника, перечислю только авторов, в нем опубликованных: А. Караманов (2 пьесы), М. Парцхаладзе (3 пьесы), Н. Раков (2 пьесы), М. Коваль, Н. Леви, В. Ширинский, Ю. Щуровский (4 пьесы), Ю. Бирюков и Д. Толстой - всего 16 пьес. Для ровного счета я добавляю в выпуск 2 багатели А. Черепнина и еще одну пьеску Н. Ракова. Двадцатым файлом, как я надеюсь, у нас в архиве появится Первая часть Сонаты Губайдулиной. Если же я по каким-то причинам доделать сонату не успею, то заменю ее еще какой-нибудь пьесой... Почаще заходите в архив...

В. Рыжков.


[Об архиве]  [Как добавить MIDI-файл]
Используются технологии uCoz