НОВОСТИ АРХИВА СОВРЕМЕННОЙ РУССКОЙ
ФОРТЕПИАННОЙ МУЗЫКИ
(Выпуск № 30)
Архив выпусков новостей: [1] ... [28] [29] 30 [31] [32] ... [последний]

Новости [Комментарии] [Планы]

       То пусто, а то густо... Воспользовавшись паузой между выпусками, я слегка переделал внешний, а местами и «внутренний» вид архива... Сделано это было, не собственному желанию - меня вполне устраивал предыдущий вариант, скромный, но очень удобный для пользования. Я специально писал код на самом простом HTML, большей частью версии 3.2. Это позволяло надеяться на то, что он был доступен и пользователям слабых старых компьютеров и ранних версий браузеров... К сожалению, пришлось отказаться от этой «демократичности». Надеюсь, что эти перемены не сильно скажутся на посетителях архива - большинство его ресурсов осталось доступным для всех. Мало того, я оставил возможность выхода на предыдущую версию архива, которую вы временно можете использовать как основную...
       А теперь подробней, об изменениях, произошедших в дизайне и коде архива. Причина, заставившая меня взяться за учебники - баннеры, которые серверные сценарии почему-то вставляют во все фреймы, даже в те, в которые они не лезут ни при каких обстоятельствах. И если пользователи ранних версий могли спокойно обойти эту проблему, то в IE 5, который, как мне кажется, сейчас стоит на большинстве компьютеров, предыдущая версия имела весьма неприглядный вид. Вразумительных рекомендаций, как избавиться от этой проблемы, мне получить не удалось. После долгих размышлений я решил отказаться от фреймовой структуры, но сохранить, по возможности, прежний вид и способ навигации по архиву. С этой цель пришлось выйти за рамки простого HTML и написать несколько сценариев на JScritp, которые-то и не работают на старых версиях браузеров. В сущности, переделывать пришлось только главную страницу, все остальные файлы остались практически без изменений (убраны некоторые, обнаруженные в ходе работы, ошибки). Если быть еще более точным, то радикальной переработке подвергся код, обеспечивающий удобный просмотр списка имен композиторов.
       Хочу сразу предупредить, этот вариант - только экспериментальный. В ближайшее время я намерен очень основательно посидеть над учебниками и справочниками. Надеюсь, что все проблемы будут постепенно решены...
       Существенной переделки, помимо заглавной страницы, подвергся и каталог сочинений. Впрочем, там не произошло ничего особенного, просто косметический ремонт, с целью повышения удобства эксплуатации.
       Ну, а теперь пора посмотреть, что новенького в архиве, в смысле информации...
       Для начала - еще несколько новых фотографий, уж и не помню, откуда они у меня взялись. С нынешнего дня вы сможете лицезреть следующих представителей отечественной музыки:

       Если вдруг появится желание, можете также проследить изменения, произошедшие в информационных разделах следующих композиторов: Касьянова, Раухвергера, Скрябина и Евлахова. Там добавлены какие-то новые данные, но сейчас я уже и сам не вспомню, что именно. Пока я серьезно не занимался поиском различных сведений о композиторах, представленных в архиве, но если вдруг что-то попадается, обязательно добавляю...
       Вот, кажется и все... Если не считать очередной порции из 20 MIDI-файлов...

[Новости] Комментарии [Планы]

       Улов получился весьма богатым. Начну с самых крупных «объектов»...
       С. Губайдулина. Соната для фортепиано, II часть. Если в первой части нестандартные приемы звукоизвлечения встречались лишь эпизодически, то здесь ситуация скорее противоположная, и я думаю, вы для себя с удивление откроете, как, оказывается, необычно может звучать фортепиано... К сожалению, не могу обещать, что найденные мной сочетания тембров аналогично воспроизведутся на ваших синтезаторах. А посему даю краткую справку «необычностей». Начинается эта часть также как и предыдущая - глиссандо бамбуковой палочкой по колкам. Далее вы услышите короткий пассаж пальцами по струнам, что в этой части будет встречаться довольно часто (я тут подумал, что это полезно иногда поиграть подобную музыку - одновременно и музыкой занимаешься и легкие физические упражнения совершаешь). А вот далее можно услышать довольно редкий эффект - «положение во нутрь рояли» той самой бамбуковой палочки. Да не куда-нибудь, а прямо на дребезжащие струны. К сожалению, дальнейшая судьба этой самой палочки автором никак не определяется - временно она там должна находиться, или теперь это постоянное ее местопребывание. Можно и вообще оставить ее там после исполнения Сонаты, пусть потом другие пианисты голову ломают, что это там случилось с роялем... Я взял на себя ответственность «убрать» эту самую палочку, после этого эффекта. Я подумал, что так будет логичней. Да и потом, она там просто мешаться будет... Дальше встретятся уже знакомые «щипки» струн и «засурдинненые» звуки. А вот перед самой Каденцией - этим я могу гордиться (у меня звучит очень натурально) - глиссандо ногтем по самой низкой струне... Ну, может быть, несколько громковато - пожалуй, так можно и без ногтя остаться... Каденция представляет собой частично записанную импровизацию. «Импровизировать» нужно пальцами по струнам рояля... Вообще-то, у этой Сонаты есть один небольшой недостаток - ее практически невозможно сыграть на пианино...
       С. Губайдулина. Соната для фортепиано, III часть. Самая короткая и самая традиционная. Почти «классический» токкатный финал, без всяких неожиданностей... Хотя, если покопаться в гармонии, можно найти много интересного. Сейчас не буду вдаваться в подробности, но крайние разделы этой части написаны в технике что-то типа Вариаций на один аккорд Шнитке...
       С. Разоренов. Прелюдии, № 1, Интродукция. Поначалу эта музыка мне казался ну очень странным, но чем дальше углублялся я в этот цикл, тем больше проникался уважением к автору. Если на вас не произвела впечатления эта прелюдия, не отчаивайтесь, прослушайте остальные... А это, всего лишь Интродукция - вступление, набор гармонических фигураций...
       С. Разоренов. Прелюдии, № 2, Пейзаж. Ждать вам долго не придется. Уже вторая прелюдия вполне может претендовать на звание маленького шедевра...
       С. Разоренов. Прелюдии, № 3, Пробуждение. И эту пьесу можно занести в актив автору, даже несмотря не легкое заимствование основного интонационного зерна у товарища Скрябина (Прелюдия до мажор из соч. 11)...
       С. Разоренов. Прелюдии, № 4, Апокриф. Что-то очень глубокомысленное, сосредоточенное... Апокриф, однако... Это вам не полька какая-нибудь... Самая длинная пьеса в цикле, не лишенная, впрочем, своеобразной выразительной силы...
       С. Разоренов. Прелюдии, № 5, Романтика. Яркая, взволнованная пьеса. У меня лично ассоциируется с центральной вариацией из 2-й Сонаты для 2-х фортепиано Ю. Буцко... У Буцко, кстати, звучит «романтичней»...
       С. Разоренов. Прелюдии, № 6, Интермеццо. Если Пейзаж только претендует на звание шедевра, то эта Прелюдия довольно уверенно и твердо занимает это место. Без сомнения - одна из лучших пьес в цикле...
       С. Разоренов. Прелюдии, № 7, Дифирамб. А это - пожалуй, в пассив. Не стоит, однако, сильно наезжать на автора. Нельзя писать цикла из одних только шедевров. Просто не получится. По закону жанра - нужны контрасты. И чем больше разных пьес в цикле, тем больше вероятность кому-нибудь не угодить, что вовсе не лишает, на самом деле, достоинств этой пьесы. Они здесь есть, просто для меня они не так явны...
       С. Разоренов. Прелюдии, № 8, Притча. По характеру напоминает Апокриф. Не так мрачно, но с большим динамизмом, развитием...
       С. Разоренов. Прелюдии, № 9, Бурлеска. Всего сорок секунд удовольствия... Впрочем, в музыкальном смысле - ничего особенного. По сути, кроме гамм, бегущих в разные стороны. В «детстве» я баловался подобным образом - одной рукой играешь, скажем, ля-бемоль мажор, а другой - ми мажор. Получается забавно... Не менее забавно концовка прелюдии смотрелась в секвенсоре. Похоже на какой-то графический орнамент...
       С. Разоренов. Прелюдии, № 10, Мазурка. A la Скрябин. Слегка «подсовременненый»... Вовсе не лишена блеска...
       С. Разоренов. Прелюдии, № 11, Импровизация. Есть подзаголовок - Лесная глухомань... В сущности, ничего особенного. Эту пьесу нужно воспринимать как «затишье перед бурей»...
       С. Разоренов. Прелюдии, № 12, Токката. А вот и буря. Пока «ковыряешь» в медленном темпе - производит скорее отрицательное впечатление, чем положительное. Но все иначе зазвучало, засверкало в нормальном темпе. Интонационно немного напоминает тематизм «Бабы-яги» Чайковского...
       Г. Пахульский. Фантастическая сказка, соч. 12, № 5. А вот и новый автор. Впрочем, несмотря на наличие в архиве Фугетты Разоренова, по настоящему он открылся также только сейчас... Что касается Пахульского, то особого открытия ни я ни вы в этих пьесах не сделаете. Это музыка конца XIX века, человека, явно тяготеющего к стилистике Чайковского. Впрочем, у меня есть и другие пьесы этого автора. Временами попадаются довольно интересные...
       Г. Пахульский. Фантастическая сказка, соч. 12. Еще одна пьеса из этого цикла, номер ее мне не известен. Позиционировалась как техническая пьеса на двойные ноты и аккорды. Поскольку сборник предназначался для педагогического репертуара, я не стал давать запредельные темпы...
       Г. Пахульский. Листок из альбома, соч. 16, № 1. Пьеса скорбного элегического характера, каких в те времена написано было довольно. Не лишена достоинств...
       Г. Пахульский. Листок из альбома, соч. 16, № 3. Эта ритмическая пульсация, скорее раздражает, нежели увлекает. Возможно следовало бы сдвинуть темп, но этот ритм в более подвижном темпе звучит уж очень суетливо...
       Г. Пахульский. Интимное признание, соч. 23, № 5. В наш век разврата и пошлости название пьесы воспринимается как не очень приличное... Впрочем, это наши проблемы, а не Пахульского. Откуда ему знать, как переосмыслят это выражение спустя сто лет... Сама же пьеса еще больше похожа на Чайковского, нежели сам Чайковский... Только «попримитивней»...
       А. Хачатурян. Музыкальная картинка. Это из первой тетради Детского альбома. Хотел сделать его сначала целиком, но руки что-то все никак к Хачатуряну не тянутся. Этим и завершим обзор новых MIDI-файлов...
       Есть еще три статьи. Коротко на них остановимся. Первая статья - фрагмент Воспоминаний А. Черепнина. Забыл опубликовать в предыдущем выпуске. Воспоминания касаются большей частью его отца - Н. Черепнина...
       В. Екимовский. Искусство русского зарубежья. Вступительная часть довольно большой аннотации к концерту, в котором звучали произведения авторов русской диаспоры. Другой фрагмент этой аннотации уже был опубликован в архиве в связи с появлением Сонаты Суслина. Ему и посвящен. Другие - еще только ждут своего появления - пока нет повода...
       А. Тевосян. «Мне отмщение, и аз воздам». Статья посвящена обзору духовной музыки современных русских композиторов, прозвучавших на одном из концертов Московской осени. Не относится конкретно ни к одному из авторов, но поможет посмотреть на их творчество с другой стороны...


[Новости] [Комментарии] Планы

       Следующий выпуск составлен в основном из пьес сборника Этюдов. Так, по крайней мере, написано на обложке. Этюдов там, правда, кот наплакал, но все представленные в нем пьесы довольно интересные. Особо стоит отметить Токкату Шамо и Танец А. Хачатуряна. Вторую половину выпуска составят небольшие пьесы Майкапара. Рано или поздно его музыка должна была появиться в архиве, пусть это произойдет сейчас. Кое-что из этих пьес может оказаться довольно интересным...
       Должен сказать, что в течении всего этого времени я подготовил очень много статей, часть из которых также ждите в следующем выпуске. Там будет довольно много интересного «чтива»...
       Если посмотреть чуть дальше в будущее, то нужно сказать, что я начал работу над сонатой Бахора, сборником пьес Задерацкого и... Ну, пусть, это останется временно в тайне...
       Почаще заходите в архив и вы все увидите... А кое-что - услыште

В. Рыжков.


[Об архиве]  [Как добавить MIDI-файл]
Используются технологии uCoz