То пусто, а то густо... Воспользовавшись паузой между выпусками, я слегка переделал внешний, а местами и «внутренний» вид архива... Сделано это было, не собственному желанию - меня вполне устраивал предыдущий вариант, скромный, но очень удобный для пользования. Я специально писал код на самом простом HTML, большей частью версии 3.2. Это позволяло надеяться на то, что он был доступен и пользователям слабых старых компьютеров и ранних версий браузеров... К сожалению, пришлось отказаться от этой «демократичности». Надеюсь, что эти перемены не сильно скажутся на посетителях архива - большинство его ресурсов осталось доступным для всех. Мало того, я оставил возможность выхода на предыдущую версию архива, которую вы временно можете использовать как основную...
А теперь подробней, об изменениях, произошедших в дизайне и коде архива. Причина, заставившая меня взяться за учебники - баннеры, которые серверные сценарии почему-то вставляют во все фреймы, даже в те, в которые они не лезут ни при каких обстоятельствах. И если пользователи ранних версий могли спокойно обойти эту проблему, то в IE 5, который, как мне кажется, сейчас стоит на большинстве компьютеров, предыдущая версия имела весьма неприглядный вид. Вразумительных рекомендаций, как избавиться от этой проблемы, мне получить не удалось. После долгих размышлений я решил отказаться от фреймовой структуры, но сохранить, по возможности, прежний вид и способ навигации по архиву. С этой цель пришлось выйти за рамки простого HTML и написать несколько сценариев на JScritp, которые-то и не работают на старых версиях браузеров. В сущности, переделывать пришлось только главную страницу, все остальные файлы остались практически без изменений (убраны некоторые, обнаруженные в ходе работы, ошибки). Если быть еще более точным, то радикальной переработке подвергся код, обеспечивающий удобный просмотр списка имен композиторов.
Хочу сразу предупредить, этот вариант - только экспериментальный. В ближайшее время я намерен очень основательно посидеть над учебниками и справочниками. Надеюсь, что все проблемы будут постепенно решены...
Существенной переделки, помимо заглавной страницы, подвергся и каталог сочинений. Впрочем, там не произошло ничего особенного, просто косметический ремонт, с целью повышения удобства эксплуатации.
Ну, а теперь пора посмотреть, что новенького в архиве, в смысле информации...
Для начала - еще несколько новых фотографий, уж и не помню, откуда они у меня взялись. С нынешнего дня вы сможете лицезреть следующих представителей отечественной музыки:
Улов получился весьма богатым. Начну с самых крупных «объектов»...
С. Губайдулина. Соната для фортепиано, II часть. Если в первой части нестандартные приемы звукоизвлечения встречались лишь эпизодически, то здесь ситуация скорее противоположная, и я думаю, вы для себя с удивление откроете, как, оказывается, необычно может звучать фортепиано... К сожалению, не могу обещать, что найденные мной сочетания тембров аналогично воспроизведутся на ваших синтезаторах. А посему даю краткую справку «необычностей». Начинается эта часть также как и предыдущая - глиссандо бамбуковой палочкой по колкам. Далее вы услышите короткий пассаж пальцами по струнам, что в этой части будет встречаться довольно часто (я тут подумал, что это полезно иногда поиграть подобную музыку - одновременно и музыкой занимаешься и легкие физические упражнения совершаешь). А вот далее можно услышать довольно редкий эффект - «положение во нутрь рояли» той самой бамбуковой палочки. Да не куда-нибудь, а прямо на дребезжащие струны. К сожалению, дальнейшая судьба этой самой палочки автором никак не определяется - временно она там должна находиться, или теперь это постоянное ее местопребывание. Можно и вообще оставить ее там после исполнения Сонаты, пусть потом другие пианисты голову ломают, что это там случилось с роялем... Я взял на себя ответственность «убрать» эту самую палочку, после этого эффекта. Я подумал, что так будет логичней. Да и потом, она там просто мешаться будет... Дальше встретятся уже знакомые «щипки» струн и «засурдинненые» звуки. А вот перед самой Каденцией - этим я могу гордиться (у меня звучит очень натурально) - глиссандо ногтем по самой низкой струне... Ну, может быть, несколько громковато - пожалуй, так можно и без ногтя остаться... Каденция представляет собой частично записанную импровизацию. «Импровизировать» нужно пальцами по струнам рояля... Вообще-то, у этой Сонаты есть один небольшой недостаток - ее практически невозможно сыграть на пианино...
С. Губайдулина. Соната для фортепиано, III часть. Самая короткая и самая традиционная. Почти «классический» токкатный финал, без всяких неожиданностей... Хотя, если покопаться в гармонии, можно найти много интересного. Сейчас не буду вдаваться в подробности, но крайние разделы этой части написаны в технике что-то типа Вариаций на один аккорд
С. Разоренов. Прелюдии, № 1, Интродукция. Поначалу эта музыка мне казался ну очень странным, но чем дальше углублялся я в этот цикл, тем больше проникался уважением к автору. Если на вас не произвела впечатления эта прелюдия, не отчаивайтесь, прослушайте остальные... А это, всего лишь Интродукция - вступление, набор гармонических фигураций...
С. Разоренов. Прелюдии, № 2, Пейзаж. Ждать вам долго не придется. Уже вторая прелюдия вполне может претендовать на звание маленького шедевра...
С. Разоренов. Прелюдии, № 3, Пробуждение. И эту пьесу можно занести в актив автору, даже несмотря не легкое заимствование основного интонационного зерна у товарища Скрябина (Прелюдия до мажор из соч. 11)...
С. Разоренов. Прелюдии, № 4, Апокриф. Что-то очень глубокомысленное, сосредоточенное... Апокриф, однако... Это вам не полька какая-нибудь... Самая длинная пьеса в цикле, не лишенная, впрочем, своеобразной выразительной силы...
С. Разоренов. Прелюдии, № 5, Романтика. Яркая, взволнованная пьеса. У меня лично ассоциируется с центральной вариацией из 2-й Сонаты для 2-х фортепиано
С. Разоренов. Прелюдии, № 6, Интермеццо. Если Пейзаж только претендует на звание шедевра, то эта Прелюдия довольно уверенно и твердо занимает это место. Без сомнения - одна из лучших пьес в цикле...
С. Разоренов. Прелюдии, № 7, Дифирамб. А это - пожалуй, в пассив. Не стоит, однако, сильно наезжать на автора. Нельзя писать цикла из одних только шедевров. Просто не получится. По закону жанра - нужны контрасты. И чем больше разных пьес в цикле, тем больше вероятность кому-нибудь не угодить, что вовсе не лишает, на самом деле, достоинств этой пьесы. Они здесь есть, просто для меня они не так явны...
С. Разоренов. Прелюдии, № 8, Притча. По характеру напоминает
С. Разоренов. Прелюдии, № 9, Бурлеска. Всего сорок секунд удовольствия... Впрочем, в музыкальном смысле - ничего особенного. По сути, кроме гамм, бегущих в разные стороны. В «детстве» я баловался подобным образом - одной рукой играешь, скажем, ля-бемоль мажор, а другой - ми мажор. Получается забавно... Не менее забавно концовка прелюдии смотрелась в секвенсоре. Похоже на какой-то графический орнамент...
С. Разоренов. Прелюдии, № 10, Мазурка. A la
С. Разоренов. Прелюдии, № 11, Импровизация. Есть подзаголовок - Лесная глухомань... В сущности, ничего особенного. Эту пьесу нужно воспринимать как «затишье перед бурей»...
С. Разоренов. Прелюдии, № 12, Токката. А вот и буря. Пока «ковыряешь» в медленном темпе - производит скорее отрицательное впечатление, чем положительное. Но все иначе зазвучало, засверкало в нормальном темпе. Интонационно немного напоминает тематизм «Бабы-яги» Чайковского...
Г. Пахульский. Фантастическая сказка, соч. 12, № 5. А вот и новый автор. Впрочем, несмотря на наличие в архиве Фугетты
Г. Пахульский. Фантастическая сказка, соч. 12. Еще одна пьеса из этого цикла, номер ее мне не известен. Позиционировалась как техническая пьеса на двойные ноты и аккорды. Поскольку сборник предназначался для педагогического репертуара, я не стал давать запредельные темпы...
Г. Пахульский. Листок из альбома, соч. 16, № 1. Пьеса скорбного элегического характера, каких в те времена написано было довольно. Не лишена достоинств...
Г. Пахульский. Листок из альбома, соч. 16, № 3. Эта ритмическая пульсация, скорее раздражает, нежели увлекает. Возможно следовало бы сдвинуть темп, но этот ритм в более подвижном темпе звучит уж очень суетливо...
Г. Пахульский. Интимное признание, соч. 23, № 5. В наш век разврата и пошлости название пьесы воспринимается как не очень приличное... Впрочем, это наши проблемы, а не
А. Хачатурян. Музыкальная картинка. Это из первой тетради Детского альбома. Хотел сделать его сначала целиком, но руки что-то все никак к Хачатуряну не тянутся. Этим и завершим обзор новых MIDI-файлов...
Есть еще три статьи. Коротко на них остановимся. Первая статья -
В. Екимовский. Искусство русского
А. Тевосян. «Мне отмщение, и аз
Следующий выпуск составлен в основном из пьес сборника Этюдов. Так, по крайней мере, написано на обложке. Этюдов там, правда, кот наплакал, но все представленные в нем пьесы довольно интересные. Особо стоит отметить Токкату Шамо и Танец
Должен сказать, что в течении всего этого времени я подготовил очень много статей, часть из которых также ждите в следующем выпуске. Там будет довольно много интересного «чтива»...
Если посмотреть чуть дальше в будущее, то нужно сказать, что я начал работу над сонатой Бахора, сборником пьес Задерацкого и... Ну, пусть, это останется временно в тайне...
Почаще заходите в архив и вы все увидите... А кое-что - услыште
В. Рыжков.