В последнее время я стал бояться телефона... Если он звонит - то, как правило, ничего хорошего не жди... На днях мне позвонили и сообщили, что умер от инсульта Виталий Павлович Мищенко. Думаю, среди посетителей архива найдется немного людей, для кого это имя хоть что-то говорит. Но для тех, кто входил в его дом, этот человек значит очень многое. Это удивительной широты души человек и потрясающий педагог. В сущности, это благодаря ему я стал музыкантом, да и не только я один. Не могу сказать, что он очень любил современную музыку, но если бы я волей судеб не оказался в его доме, то не было бы ни композитора Рыжкова, ни этого архива...
Прошу прощения, что начинаю этот выпуск снова с печальной новости, но оставить без внимания это событие мне не позволяет моя музыкальная и человеческая совесть...
Особо заметных новшеств в этот раз не наблюдается. Хотя они есть. Посидев над книгами, я немного усовершенствовал код, в результате чего главная страница полегчала почти на два килобайта. Хочу предупредить еще раз, что изменения в коде архива будут довольно регулярными. Как говорится, аппетит приходит во время еды - у меня сейчас возникло очень много интересных идей, но пока нет достаточного навыка, чтобы быстро воплотить их в жизнь, тем более, что объемы архива таковы, что так просто его не переделать. Тем не менее, я готовлю довольно радикальный новый вариант, он, быть может, не очень сильно будет отличаться внешне от того, что вы видите сейчас, но появится масса дополнительных возможностей. А пока идет процесс «перестройки», я буду поддерживать и предыдущий вариант...
Единственная пока существенная новость - я включил архив в систему баннерного обмена, в надежде, что это привлечет дополнительных «клиентов». Насколько это сработает - покажет будущее, а пока меня по приезде с дачи ждал еще один неприятный сюрприз - уже второй день архив недоступен, как недоступен весь сервер. Стоит уехать на недельку, как все идет кверху дном. Очень надеюсь, что это временное явление... (К моменту выходы этого выпуска все, кажется, наладилось, хотя и появились странные глюки, в спешном порядке подвергшиеся исправлению).
Ну, а теперь о новых файлах. Я как-то совсем забыл сказать, что они есть, и число их - 20...
И что же у нас новенького?
Как я уже говорил, основу этого выпуска составят пьесы из сборника этюдов советских композиторов. Несмотря на то, что это сборник этюдов, собственно этюдов там что-то около четырех, а все остальное - пьесы виртуозного характера. И среди них есть несколько довольно интересных.
Еще одна особенность этого сборника, причем, довольно неожиданная - все пьесы в нем опубликованы в алфавитном порядке! А так как и я в последнее время взял в моду комментировать пьесы по алфавиту, то вы получите достаточно точное предсталвение об этом сборнике...
Гасанов Г. Концертный этюд ре минор. Вся музыка в этом сборнике достаточно традиционная. И этот Этюд как бы задает тон всему сборнику. Очень удобная, пианистичная и довольно эффектно звучащая пьеса, не лишенная национального своеобразия.
Гедике А. Этюд, соч. 101 № 10. А я и не знал, что у Гедике есть опуса за сто... Этюд на двойные ноты, в основном - терции. Что-то типа небольшой облегченной Токкаты Черни... В миноре... Несколько странно звучит концовка, впрочем, для Гедике это вполне типичный прием...
Хачатурян А. Танец соль минор. Что-то не очень у меня выходят пьесы
Молчанов К. Пьеса (из цикла «Русские картинки»). Могли бы и номер указать для приличия... Композитор довольно известный, но в архиве появился впервые. Я вообще не знал, что у него есть фортепианная музыка... Оказывается, есть. Причем, вполне симпатичная...
Парцхаладзе М. Этюд-картина ре мажор, соч. 16 № 1. Должен опять посетовать на неаккуратность совковых издательств. В том сборнике эта пьеса обозначалась просто как Этюд... Ни тебе опуса, ни номера... Не говоря тебе уже о точном названии самой пьесы... Точные сведения я подсмотрел в другом сборнике...
Половинкин Л. Постлюдия ре минор. Насколько мне известно, постлюдий у этого представителя русского модернизма начала XX века целый цикл. Есть основания предполагать, что их 24... Так или иначе, у меня где-то в нотах попадалась 23-я... Стилистика этой пьесы мне чем-то напоминает раннего
Раков Н. Этюд ля минор. Очень симпатичный
Ревуцкий Л. Прелюдия си-бемоль минор, соч. 7. Номер прелюдии не обозначен, но точно не первая. Первая Прелюдия из этого цикла уже есть в архиве. Стилистически находится где-то между Скрябиным и
Шамо И. Токката си минор. Самая крупная пьеса в этом выпуске. Возможно, темп нужно было чуть сдвинуть. Но я не люблю двигаться в этом направлении - боюсь не остановиться вовремя. Компьютер - он такой - все сыграет. Но очень хочется, чтобы все выглядело естественно. Таким образом, все странности с темпом нужно воспринимать как перестраховку...
Сорокин К. Маленькая токката ре минор. Ну, очень маленькая и очень удобная для исполнения... Рекомендую, как несложный методический материал...
Майкапар С. Русалка (Маленький этюд). Это из того же сборника, но я немного нарушил порядок, так как помимо этой пьесы, публикую сразу еще несколько других, более простых пьес. Эта пьеса нехарактерно объемна для
Майкапар С. Фугетта до-диез минор. Вообще-то, у меня с детства сохранились очень приятные воспоминания, касающиеся творчества
Майкапар С. Романс си мажор, соч. 28 № 13. Пример тому, как в несколько тактов можно умудриться вложить максимум выразительных мелодических и гармонических оттенков...
Майкапар С. Миниатюра ля минор, соч. 30 № 2. Пьеса моторного характера... Сейчас мне подумалось, что Майкапар - это некий облегченный вариант Шумана... Без его силы, конечно...
Майкапар С. Миниатюра ре минор (Вроде жиги), соч. 30 № 7. По характеру, очень похожа на предыдущую...
Майкапар С. Стаккато-прелюдия до мажор, соч. 31 № 4. В другом сборнике мне попадалось название «Прелюдия-стаккато». Я выбрал первый вариант... Хотя бы для того, чтобы поменьше было пьес на букву «П»...
Майкапар С. Стаккато-прелюдия соль мажор, соч. 31 № 6. По-видимому, весь этот опус напичкан Стаккато-прелюдиями, как банка кильками. Эта прелюдия, кстати, более известна, чем предыдущая...
Майкапар С. Бурный поток (Этюд до минор), соч. 33 № 18. Еще одна вариация на Миниатюру ля
Майкапар С. Тарантелла си минор, соч. 33. Номер мне неизвестен... Пока... Очень симпатичная пьеска...
Майкапар С. Прелюдия и фугетта ля минор, соч. 37 № 2. По длительности - самая крупная пьеса из представленных. Впрочем, это целых две пьесы, вторая из которых - медленная фугетта, довольно насыщенная хроматикой, что вовсе не лишает ее выразительности...
Следующий выпуск, который я планирую на начало августа, будет несколько укороченным. Хотя, это как посмотреть. MIDI-файлов там и в самом деле будет меньше - всего 10. Хотя, все они будут представлять новых композиторов: Богданов, Флярковский, Киркор, Лемба, Лядова (не путать с
Если же к этим файлам добавить около 20 новых статей, которые я запланировал опубликовать именно в этом выпуске, то окажется, что он не такой уж и маленький... Сейчас я не буду перечислять все статьи, скажу лишь, что среди них будет очень много интересных...
Если глянуть в будущее чуть дальше, то можно увидеть (услышать) следующие: близится к завершению сборник пьес Задерацкого, уже пошел процесс над Сонатой Бахора и Вариациями на тему Паганини И. Беркович (весьма занятная музычка, если кто не в курсе)...
Еще дальше маячит Третья соната
На этом пока остановимся... Заходите почаще в архив...
В. Рыжков.