НОВОСТИ АРХИВА СОВРЕМЕННОЙ РУССКОЙ
ФОРТЕПИАННОЙ МУЗЫКИ
(Выпуск № 32)
Архив выпусков новостей: [1] ... [30] [31] 32 [33] [34] ... [последний]

Новости [Комментарии] [Планы]

       Пишу этот текст перед очередным отъездом на дачу, поэтому еще толком не знаю, что удастся сделать после приезда. Выпуск, впрочем, уже подготовлен, возможны какие-то косметические изменения в дизайне и коде заглавной страницы, хотя пока обещать этого не могу - еще не все «учебники» проштудированы достаточным образом...
       10 новых файлов, которые я предлагаю вашему вниманию, не принадлежат к крупным, значительным произведениям. В основном это этюды и пьесы технического плана. Так уже получилось, что в последнее время мне много пришлось делать пьес из различных сборников этюдов. Могу утешить тех, кто не является любителем подобной музыки - это практически все остатки. Есть, правда, еще один Этюд Александрова, он выйдет в следующем выпуске...
       Главную особенность этого выпуска составляет тот факт, что все пьесы принадлежат композиторам, которые ранее не были представлены в нашем архиве. Среди них лишь имена Флярковского, Лембы, Лядовой и Сальникова могут вам что-то говорить. Остальные - Богданов, Киркор, Медынь, Пирковский и Знатоков - явно не на слуху у большинства музыкантов. Что ж, в этом и состоялась идея архива - знакомить посетителей с неизвестными композиторами и неизвестной музыкой. Другое дело, что хотелось бы знакомиться с творчеством композиторов по более значительным композициям. Но, во-первых, крупные формы требуют значительного времени для подготовки, а во-вторых, малая форма - зачастую является не менее значительной частью творчества композитора. Но самая существенная причина - отсутствие публикаций в достаточной мере. Не секрет, что многие композиторы публикуют один раз в жизни какую-нибудь пьеску в каком-нибудь сборнике, а в дальнейшем такой возможности не представляется...
       А теперь, несколько слов о статьях, которых в этом выпуске публикуется числом 21. Большая их часть почерпана из различных аннотаций к концертам и журналов «Музыкальная жизнь», которые я во времена «университетов» приобретал в большом количестве. К сожалению, довольно большая порция этих журналов у меня утеряна. В принципе, это можно было бы «пережить», но одна статья, довольно интересная, оказалась без продолжения...
       Сейчас я уже начал сканировать статьи из журналов «Советская музыка», которые вскоре начнут появляться в архиве. Некоторые из них можно встретить уже в этом выпуске...
       Ну, а теперь без лишних церемоний приступим к обзору новых поступлений...


[Новости] Комментарии [Планы]

       Богданов Ф. Этюд до мажор. Никаких сведений ни об авторе, ни об этом Этюде у меня нет. Должен сказать, что Этюд мне кажется немного странным. Скажем так, он не вписывается в привычные рамки того, что мы привыкли считать этюдом. Хотя, я это отнес бы в пользу автора. Нужно отметить, что в гармоническом языке здесь довольно много интересных находок, неожиданных оборотов и аккордов. Этот Этюд, кстати, можно давать в качестве примера на использование различных септаккордов - их здесь навалом на любой вкус...
       Флярковский А. Ручеек (Этюд) ля мажор. Автор довольно известный, в рекомендациях не нуждается. Да и пьеса производит самое приятное впечатление, хотя сыграть ее, уверяю вас, не так-то просто, как это может показаться...
       Киркор Г. Пьеса-этюд ля мажор, соч. 15 № 8. Об этом авторе я, честно говоря, до сих пор ничего не слышал. Впрочем, некоторые сведения о нем найти удалось. Его фамилию, к примеру, можно встретить в списке редакционной коллегии некоторых изданий полных собраний сочинений. Мне, к примеру, на скорую руку она попалась в каком-то томе полного собрания литературных сочинений Римского-Корсакова. Тот нечастый в последнее время случай, когда указан опус и номер пьесы... Вот бы еще дату написали и название цикла... Что-то я размечтался сильно... Пьеска, кстати, тоже не лишена привлекательности, да и для исполнения довольно удобная...
       Лемба А. Прелюдия ля минор. Автор больше известен как пианист, некоторое время преподавал в Петербургской консерватории. Музыка вполне типична для сочиняющих и преподающих пианистов - очень традиционная, конструктивная техническая пьеска. Явно с уклоном на педагогическую задачу...
       Лядова Л. Этюд фа мажор. Та самая Лядова... Помню, как-то в бытность мою на военной службе у государства на каком-то концерте в честь города N прямо на стадион выволокли рояль, и она собственной персоной, под свой собственный аккомпанемент спела звучным голосом что-то героико-патриотическое. Не помню уже, что в это время делал наш оркестр, но мы там стояли неподалеку и все видели... Ну вот, а сейчас у нас есть возможность послушать, что она еще умеет. Скажем прямо, ничего потрясающего, обычный этюд, каких тысячи. Очень традиционный, весь в XIX веке, хоть и не лишен блеска. Я там позволил себе заменить одну нотку, уж очень мне ля-бекар ухо резал...
       Медынь Я. Хоровод соль минор. Никакой информации об авторе. Я даже не уверен на сто процентов, что он соответствует тематике архива. Хотя стилистика музыки утверждает это процентов на 99. Да, и потом, я что-то не припомню, чтоб где-то еще за рубежом хороводы писали... Стилистически напоминает некоторые прелюдии Светланова...
       Пирковский Н. Прелюдия ми-бемоль мажор. Еще одно «инкогнито». У меня есть основания считать, что это «наш», но стопроцентной уверенности в этом нет. Ориентируюсь в большей степени на стилистику...
       Сальников Г. Этюд, 2 этюда, № 1. Ну очень неудобный Этюд. Я, честно говоря, не очень понимаю, зачем нужно писать legato, если оно принципиально невозможно?! Политональная гармония (точнее, полигармоническая) в сочетании с «непианистичностью» доставили мне немало проблем...
       Сальников Г. Этюд, 2 этюда, № 2. Чуть более пианистично и благозвучно. Хотя и здесь я должен предупредить, что этюд очень трудный, много скачков и прочих пианистических хитростей...
       Знатоков Ю. Этюд ля минор. С этим автором я и сам знакомлюсь впервые. В этом выпуске - самая крупная пьеса, не столько по протяженности, сколько по «весу» файла... По характеру напоминает пьесы, типа «прялок», «жужжалок» и прочей крутяще-вертящейся всякой всячины... На фоне подобного аккомпанемента всегда очень трудно делать тематические проведения в правой руке. Не судите меня очень строго...
       Теперь, коротко о каждой из статей...
       С. Беринский. Обновление и поиск. Это лишь фрагмент статьи. Точнее говоря, сама статья состоит из нескольких разделов, каждый из которых имеет самостоятельное значение, и все они объединяются только общей темой: довольно развернутые комментарии разных композиторов к недавно прошедшему очередному фестивалю «Московская осень». Нетрудно догадаться, что это комментарий С. Беринского...
       Н. Корндорф. Обновление и поиск. А это другая часть. Вообще, комментарии этих композиторов мне кажутся довольно интересными. По существу, они во много декларируют эстетические взгляды самих авторов. Даже при том, что они стараются соблюдать некую объективность...
       И. Ромащук. Музыкальный клуб - в Доме художника. Снова возвращаемся к теме творчества Беринского. Впрочем, эта статья посвящена не столько творчеству Беринского, сколько другой стороне его деятельности. Как известно, он организовал в Доме художника Музыкальный клуб, о деятельности которого и рассказывается в этой статье. Не знаю, существует ли этот клуб сейчас, хотя точно знаю, что после смерти Беринского он продолжал функционировать...
       В. Блок. Это будет интересный конкурс. Небольшая статейка, опубликованная в «Музыкальной жизни», представляющая собой, по сути, открытое письмо в редакцию с предложением организовать новый творческий конкурс...
       М. Ковалева. Слово и музыка. Статья представляет собой небольшую рецензию на авторский концерт-встречу Ю. Буцко. У меня в архиве уже есть аннотация этого же самого концерта. Можно сравнить, если это кому-то интересно...
       Л. Рапацкая. Теплота общения с искусством. Еще одна рецензия на концерт из этой же серии. На этот раз идет речь об А. Эшпае. Кажется, у меня даже был абонемент на всю серию концертов-встреч, но другие почему-то в моей памяти не запомнились. А вот и концерт Ю. Буцко, и А. Эшпая я очень хорошо помню...
       Награды и премьеры. У этой статьи автор не указан. В принципе, это и не статья, а просто фрагмент из обзора музыкальных новостей. Речь идет о концерте из произведений Т. Хренникова, прошедшем в Нью-Йорке... Приятно, знаете ли, что наша музыка звучит за рубежом и имеет там успех... И не важно, что она как бы не твоя...
       Н. Лучник, Н. Эльяш. Время мифов и время размышлений. Два автора у статьи обусловлены тем, что статья посвящена обзору гастролей Пермского театра оперы и балет в Москве и состоит из нескольких разделов, посвященных конкретным спектаклям. Этот раздел - о балете К. Караева «Семь красавиц». Пока у меня мало материала о фортепианном творчестве композитора, будим довольствоваться этим...
       Музыкант и семья музыканта. Снова «статья-инкогнито». И опять могу сказать, что слово «статья» в этом случае звучит очень громко... Так, что-то из жанра «это любопытно»... Зато есть косвенное отношение к теме нашего архива... Чуть не забыл - речь идет о Н. Метнере...
       О. Горгина, М. Шинкарева, А. Баева. Право на эксперимент. Целая «бригада» авторов. Причина приблизительно та же самая, что и в случае с балетом К. Караева... Это всего лишь фрагмент статьи, посвященный постановке оперы А. Мосолова «Герой» в театре «Композитор». Сюда же я добавил вступительную часть общей статьи...
       Е. Польдяева. Александр Мосолов - о судьбе и творчестве. В разделе этого композитора теперь будут появляться разве что только статьи, посвященные его творчеству. Почти вся его фортепианная музыка уже опубликована. Эта довольно большая статья посвящена непростой истории отношений композитора Мосолова и безжалостной машиной государственного аппарата... «Машина» победила...
       А. Иконников. Николай Мясковский (1881-1950). Аннотация к концерту в Большом зале консерватории, представляющая собой, по сути, фрагмент книги этого автора. Фрагмент, нужно сказать, подобран в соответствии с темой - краткая характеристика 26-й симфонии... Вообще-то, у меня есть довольно подробный материал именно о фортепианном творчестве этого композитора, но пока не разберусь с журналами, не хочу отвлекаться... Да и хотелось бы сначала подобрать побольше музыкального материала...
       А. Шнитке. О серьезном и несерьезном. Пора познакомиться с композитором и с этой стороны. Можно сказать, что субъект и объект поменялись местами... Шнитке рассказывает о... Г. Рождественском... Есть довольно интересные подробности...
       А. Кузнецов. Крупицы истории. Несколько «побочных» фактов вокруг смерти А. Скрябина...
       А. Мамикоян. Вечер фортепианной музыки. Фрагмент рецензии на концерт Кастельского, в котором исполнялись произведения Скрябина...
       Б. Шлёцер. «Живу только одним будущим...» Скрябинскую трилогию завершает большая статья брата жены композиторы. Этот факт делает материал чрезвычайно интересным. Много интересных подробностей о религиозной и эстетической позиции композитора. Статье предшествует небольшое вступление А. Москвиной...
       Л. Михеева. Игорь Стравинский. Симфония в трех частях. Аннотация к концерту. Прямого отношения, как это видно из названия статьи, к тематике архива не имеет, но на всякий случай публикую...
       Г. Рождественский. Весна священная. Еще одна аннотация. Одна из знаменитых «преамбул» дирижера...
       Дирижирование? Нет ничего труднее. Большое интервью, взятое Г. Цыпиным у Е. Светланова. Понятно, что речь идет в большей степени о дирижировании, но тем не менее, очень рекомендую прочитать его. Уж больно личность масштабная...
       Диалог о Свиридове. Диалог ведут композитор В. Рубин и музыковед А. Тевосян. Всегда интересно послушать рассказы о великих из уст их знавших. Это тот самый случай...
       А. Журбин. Как мой мюзикл ставился в Америке. В архиве опубликована лишь одна незначительная пьеса этого композитора, но мы все знаем, что он - автор большого числа мюзиклов и музыки к театральным постановкам. Об этом и речь. К сожалению, окончание статьи оказалось в утерянном журнале, но и этот материал будет чрезвычайно интересен для тех, кто хочет узнать, как все происходит «у них там»... Это, чтобы не прельщались...


[Новости] [Комментарии] Планы

       Коротко только о том, что будет в следующем выпуске, который выйдет предположительно 10 августа...
       Как я уже сообщал, я сейчас работаю над сборником пьес В. П. Задерацкого. Это, насколько я понимаю, отец известного музыковеда В. В. Задерацкого. Музыка композитора, которая опубликована в этом сборнике, написана где-то на переломе 20-х и 30-х годов и вовсе не лишена новаторских поисков, лежащих в довольно редкой для нас плоскости - импрессионизма. Мне эта музыка кажется довольно странной, поэтому я решил публиковать не все сразу пьесы (это слишком сложное для меня испытание), а по циклам. В этот раз я предложу вашему вниманию самый маленький из них - «Фарфоровые чашки»...
       Вторую часть выпуска составят пьесы А. Гречанинова. Эта музыка частый гость детского репертуара, так что ничего особенного обещать не могу...
       В нагрузочку - вышеупомянутый Этюд соль мажор Ан. Александрова - очень симпатичная пьеса, образец позднего стиля композитора...
       Кроме вышеперечисленного - около десятка статей, анонсировать которые заранее не буду...
       Почаще заходите в архив...

В. Рыжков.


[Об архиве]  [Как добавить MIDI-файл]
Используются технологии uCoz