Этот выпуск - самый маленький в истории архива - всего три небольшие пьески. Впрочем, ценность этого выпуска я не измерял бы таким образом - публикуется музыка достойная внимания. В нотах этот цикл обозначен «3 эскиза». На самом деле, если судить по его содержанию, вполне возможно, что это лишь избранные пьесы из более крупного цикла. Но так как более точных сведений по этому вопросу у меня нет, будем рассматривать его пока как самостоятельное циклическое произведение сюитного типа...
Я несколько слукавил, сказав, что это самый маленький выпуск. Это справедливо лишь по отношению к midi-файлам. Но кроме них в этом выпуске публикуется еще три довольно объемистые статьи, весьма интересные, на мой взгляд. Тем не менее, по традиции, обзор новых поступлений начну с музыки...
И. Ильин. 3 эскиза. Достаточно прочитать названия пьес цикла, чтобы получить представление если и не о творческом замысле композитора, то о его конструктивной составляющей:
В этом плане придумать что-то новое довольно сложно. А вот само использование интервалов, как элементов музыкального языка, может весьма отличаться. Именно с этой точки зрения я и попытаюсь дать характеристику пьес этого цикла...
Этот фрагмент дает нам подсказку, что же все-таки имел ввиду автор, называя эскиз
Обращает на себя частое употребление септаккордов в положении септимы, септима практически все время звучит между басом и верхним голосом, что и делает ее столь неброской и ненавязчивой. Тем не менее, эта характерная, хоть и смягченная «терпкость» септимы присутствует практически во всех гармонических вертикалях. Схематически гармонию первого раздела можно изобразить таким образом:
Бросается в глаза тенденция «на понижение» всех диссонирующих звуков аккордов. Иначе говоря, септимы практически всегда разрешаются в сексты. Кстати, в средней части и коде мы столкнемся с уже «полифоническим» разрешением септим:
Разрешение септимы можно усмотреть и в квинтольных фигурациях сопровождения:
Таким образом, септима в этой пьесе обыгрывается довольно традиционным способом, как диссонирующий интервал, требующий разрешения. Впрочем, можно усмотреть и некую двойственность в отношении к септиме автора, проявляющуюся, прежде всего, в эллиптическом характере разрешений диссонирующих гармоний. С этой же точки зрения, наверное, можно оценивать и «зависающие» кадансы, также основанные на созвучиях с септимой:
Кстати, вся пьеса заканчивается весьма «зыбким» созвучием, представляющим собой сочетание трех септим наслаивающихся на квинтовый бас:
И лишь только начало второй темы
После первой темы
Завершая тему гармонии
В заключение несколько слов о форме пьесы. Здесь возможно несколько трактовок рондальной или трехпятичастной формы, но как мне кажется, что автор имел ввиду концентрическую форму, которую схематически можно изобразить следующим образом:
Как видно из этой схемы, почти все повторы тем (кроме последнего) даны с изменениями. Если быть более точным, то эти изменения в большей степени имеют характер развития, чем простого варьирования. В связи с этим можно даже говорить о элементах сонатности формы, хоть и очень условных...
Нетрудно предположить, что и здесь мы встретимся с гармонической природой терций: сочетания нескольких терций образуют созвучия от трезвучий и секстаккордов до септ- и нонаккордов:
И все же, основным гармоническим элементом Эскиза следует признать септаккордовое созвучие, что видно из предыдущего примера. Интересно, что и форма пьесы отличается наибольшей традиционностью - простая трехчастная, причем, с очень четко очерченными каденциями границами формы...
Краткий обзор пьес цикла натолкнул на версию общего композиционного замысла, имеющую силу только в случае, если цикл представлен в издании целиком...
Как показал краткий анализ, все три пьесы имеют в своей гармонической основе септаккордовые созвучия, каждый раз, представленные в разном обличье. В связи с этим становится понятен выбор интервалов для конструктивных составляющих: терции, квинты и септимы. Именно эти интервалы и являются составляющими частями септаккордов. Таким образом, весь цикл - своеобразная «энциклопедия» септаккорда, как основного элемента новой гармонии (напоминаю, что автор родился в начале XX века). Причем, задача раскрытия этого явления гармонии не столько аналитическая, сколько поэтическая. Пьесы Ильина раскрывают не столько схематизм септаккорда, его структуру, сколько поэтику и выразительные возможности, символизируют становление новой эпохи в гармоническом музыкальном языке - эпохи диссонанса. В связи с этим необходимо отметить принципиальное отношение автора к этому явлению: композитор выявляет, прежде всего, его традиционные свойства, связь прошлого и современного, романтическую природу и выразительность, обусловленную историческим накоплением семантических свойств...
В заключение, несколько слов о новых статьях...
Арзаманов Ф. Современная музыка и Танеев. Само название статьи в достаточной мере раскрывает ее содержание. Статья, на мой взгляд, довольно содержательна, но несколько односторонняя. Автор в большей степени акцентирует внимание на связях современного и традиционного, упуская собственно элементы «современного» в научном и композиторском творчестве
Следующие две статьи посвящены
М. Бялик. Уроки мастера. Здесь акцент делается на анализе творческого стиля композитора. Некоторые идеи мне кажутся несколько натянутыми, но в целом статья довольно содержательная...
Гордейчук Н. Неутомимый строитель. Статья о жизненном и творческом пути композитора. Во главе проблемы - раннее творческое молчание автора, его причины...
Следующий выпуск будет в каком-то смысле «внеплановым». Дело в том, что к этому моменту у меня нет законченных циклов или крупных композиций. И нет уверенности, что через неделю будет что-то готово полностью. Поэтому я, покопавшись в недрах винчестера, наскреб несколько небольших пьес, большей частью из циклов, уже частично опубликованных. Пьесы довольно незначительные, поэтому не буду заранее представлять каждую из них, назову лишь только авторов:
Коротко скажу и о том, что в работе в данный момент, и что, соответственно, появится в архиве в ближайшее время...
Вслед за ней в сборнике идет еще одна небольшая одночастная Сонатина
Как только закончу с
Вот такие, вот, планы... Почаще заходите в архив...
В. Рыжков.