НОВОСТИ АРХИВА СОВРЕМЕННОЙ РУССКОЙ
ФОРТЕПИАННОЙ МУЗЫКИ
(Выпуск № 39)
Архив выпусков новостей: [1] ... [37] [38] 39 [40] [41] ... [последний]

Новости [Комментарии] [Планы]

       Этот выпуск - самый маленький в истории архива - всего три небольшие пьески. Впрочем, ценность этого выпуска я не измерял бы таким образом - публикуется музыка достойная внимания. В нотах этот цикл обозначен «3 эскиза». На самом деле, если судить по его содержанию, вполне возможно, что это лишь избранные пьесы из более крупного цикла. Но так как более точных сведений по этому вопросу у меня нет, будем рассматривать его пока как самостоятельное циклическое произведение сюитного типа...
       Я несколько слукавил, сказав, что это самый маленький выпуск. Это справедливо лишь по отношению к midi-файлам. Но кроме них в этом выпуске публикуется еще три довольно объемистые статьи, весьма интересные, на мой взгляд. Тем не менее, по традиции, обзор новых поступлений начну с музыки...


[Новости] Комментарии [Планы]

       И. Ильин. 3 эскиза. Достаточно прочитать названия пьес цикла, чтобы получить представление если и не о творческом замысле композитора, то о его конструктивной составляющей: «Септимы», «Квинты» и «Терции». Подход, на первый взгляд, не отличается особой оригинальностью. Попытки «оптимизировать» интонационный и гармонический язык предпринимались еще в глубокой древности. Думаю, не сильно ошибусь, если скажу, что самым последовательным и принципиальным «пропагандистом» подобного «конструктивизма» был Дебюсси. Так или иначе, он один из первым, кто взял за интонационно-гармоническую основу такую экзотику, как кварты, квинты и т. д. Весьма прижилась эта идея и на русской почве, достаточно вспомнить «эксперименты» Ребикова, Скрябина, Прокофьева и других авторов. Что касается более позднего времени, то и здесь мы можем встретить множество подобных композиций. Едва ли не каждый композитор своим долгом считает тем или иным образом приобщиться к «интервальному конструктивизму». Так что цикл Ильина - только капля в море «интервальной» музыки...
       В этом плане придумать что-то новое довольно сложно. А вот само использование интервалов, как элементов музыкального языка, может весьма отличаться. Именно с этой точки зрения я и попытаюсь дать характеристику пьес этого цикла...
       Септимы. Беглый просмотр пьесы обескураживает, сразу задаешься вопросом: а где, собственно говоря, обещанные септимы? В чистом виде, как они встречаются, скажем, в Этюде соч. 65 № 2 А. Скрябина, здесь мы не увидим. Нет здесь и мелодически интонированных септим, как это можно было бы предложить. И лишь единожды их можно встретить в фактурной гармонической фигурации:

Пример 1

       Этот фрагмент дает нам подсказку, что же все-таки имел ввиду автор, называя эскиз «Септимы». Более внимательный просмотр пьесы выявляет гармоническую и полифоническую «реализацию» септимы. Все септимы сосредоточенны в гармонических вертикалях или образуются в полифонических сочетаниях. Можно было бы предположить, что автор использует септаккордовую гармоническую основу, но на самом деле здесь применяется еще более радикальные решение - наряду с «обычными» септ- и нонаккордами очень большое значение имеют септаккорды с квартой и так называемые «квартаккорды», которые позволяют «сконцентрировать» в одном созвучии две септимы благодаря смешанному и широкому расположению:

Пример 2

       Обращает на себя частое употребление септаккордов в положении септимы, септима практически все время звучит между басом и верхним голосом, что и делает ее столь неброской и ненавязчивой. Тем не менее, эта характерная, хоть и смягченная «терпкость» септимы присутствует практически во всех гармонических вертикалях. Схематически гармонию первого раздела можно изобразить таким образом:

Пример 3

       Бросается в глаза тенденция «на понижение» всех диссонирующих звуков аккордов. Иначе говоря, септимы практически всегда разрешаются в сексты. Кстати, в средней части и коде мы столкнемся с уже «полифоническим» разрешением септим:

Пример 4

       Разрешение септимы можно усмотреть и в квинтольных фигурациях сопровождения:

Пример 5

       Таким образом, септима в этой пьесе обыгрывается довольно традиционным способом, как диссонирующий интервал, требующий разрешения. Впрочем, можно усмотреть и некую двойственность в отношении к септиме автора, проявляющуюся, прежде всего, в эллиптическом характере разрешений диссонирующих гармоний. С этой же точки зрения, наверное, можно оценивать и «зависающие» кадансы, также основанные на созвучиях с септимой:

Пример 6

       Кстати, вся пьеса заканчивается весьма «зыбким» созвучием, представляющим собой сочетание трех септим наслаивающихся на квинтовый бас:

Пример 7

       Квинты. Здесь уже никаких сомнений в соответствии названия и конструктивного содержания не возникает. Вся пьеса пронизана квинтами вдоль и поперек. Впрочем, нетрудно заметить, что квинты здесь, как и в предыдущей пьесе, имеют гармоническую природу, являясь частью одновременно звучащих аккордов или гармонической фигурации. Гармоническую природу квинт подтверждает тот факт, что все без исключения (!!!) гармонии имеют в своей основе басовую квинту. Характерным примером может служить первая тема пьесы (A):

Пример 8

       И лишь только начало второй темы (B) выявляет мелодической интонирование квинты. Интересно, что именно эта тема и в первом, и во втором случаях сопровождается квинтовыми гармоническими фигурациями:

Пример 9

       После первой темы (A) материал второй (B) можно в некоторой степени расценивать как «интонационное разрушение» квинты. Третья тема (C) в этом смысле представляет собой еще одну стадию «разрушения» квинты. В этом примере она становится участником цепочки приготовленных хроматических задержаний, превращающий ее в тритон:

Пример 10

       Завершая тему гармонии Эскиза, стоит отметить, что помимо септ- и нонакордовых гармоний особое значение в этой пьесе имеют цепочки квинтсекстаккордов в смешанном расположении:

Пример 11

       В заключение несколько слов о форме пьесы. Здесь возможно несколько трактовок рондальной или трехпятичастной формы, но как мне кажется, что автор имел ввиду концентрическую форму, которую схематически можно изобразить следующим образом:

A - B - C - A1 - C1 - B1 - A

       Как видно из этой схемы, почти все повторы тем (кроме последнего) даны с изменениями. Если быть более точным, то эти изменения в большей степени имеют характер развития, чем простого варьирования. В связи с этим можно даже говорить о элементах сонатности формы, хоть и очень условных...
       Терции. Самая традиционная пьеса цикла. И это не удивительно, так как в основе терция - один из самых традиционных интервалов музыкального языка. Эскиз написан в духе терцовых этюдов. Причем, терции здесь и гармонические и мелодические (ломанные), и, зачастую в одновременном звучании:

Пример 12

       Нетрудно предположить, что и здесь мы встретимся с гармонической природой терций: сочетания нескольких терций образуют созвучия от трезвучий и секстаккордов до септ- и нонаккордов:

Пример 13

       И все же, основным гармоническим элементом Эскиза следует признать септаккордовое созвучие, что видно из предыдущего примера. Интересно, что и форма пьесы отличается наибольшей традиционностью - простая трехчастная, причем, с очень четко очерченными каденциями границами формы...
       Краткий обзор пьес цикла натолкнул на версию общего композиционного замысла, имеющую силу только в случае, если цикл представлен в издании целиком...
       Как показал краткий анализ, все три пьесы имеют в своей гармонической основе септаккордовые созвучия, каждый раз, представленные в разном обличье. В связи с этим становится понятен выбор интервалов для конструктивных составляющих: терции, квинты и септимы. Именно эти интервалы и являются составляющими частями септаккордов. Таким образом, весь цикл - своеобразная «энциклопедия» септаккорда, как основного элемента новой гармонии (напоминаю, что автор родился в начале XX века). Причем, задача раскрытия этого явления гармонии не столько аналитическая, сколько поэтическая. Пьесы Ильина раскрывают не столько схематизм септаккорда, его структуру, сколько поэтику и выразительные возможности, символизируют становление новой эпохи в гармоническом музыкальном языке - эпохи диссонанса. В связи с этим необходимо отметить принципиальное отношение автора к этому явлению: композитор выявляет, прежде всего, его традиционные свойства, связь прошлого и современного, романтическую природу и выразительность, обусловленную историческим накоплением семантических свойств...
       В заключение, несколько слов о новых статьях...
       Арзаманов Ф. Современная музыка и Танеев. Само название статьи в достаточной мере раскрывает ее содержание. Статья, на мой взгляд, довольно содержательна, но несколько односторонняя. Автор в большей степени акцентирует внимание на связях современного и традиционного, упуская собственно элементы «современного» в научном и композиторском творчестве Танеева...
       Следующие две статьи посвящены Л. Ревуцкому. Там довольно много пересечений, но в целом, задачи несколько отличны...
       М. Бялик. Уроки мастера. Здесь акцент делается на анализе творческого стиля композитора. Некоторые идеи мне кажутся несколько натянутыми, но в целом статья довольно содержательная...
       Гордейчук Н. Неутомимый строитель. Статья о жизненном и творческом пути композитора. Во главе проблемы - раннее творческое молчание автора, его причины...


[Новости] [Комментарии] Планы

       Следующий выпуск будет в каком-то смысле «внеплановым». Дело в том, что к этому моменту у меня нет законченных циклов или крупных композиций. И нет уверенности, что через неделю будет что-то готово полностью. Поэтому я, покопавшись в недрах винчестера, наскреб несколько небольших пьес, большей частью из циклов, уже частично опубликованных. Пьесы довольно незначительные, поэтому не буду заранее представлять каждую из них, назову лишь только авторов: Александров, Фрид, Голубев, Гольденвейзер и Ревуцкий - пьесы и этюды этих авторов, общим числом 7, появятся в архиве спустя неделю...
       Коротко скажу и о том, что в работе в данный момент, и что, соответственно, появится в архиве в ближайшее время...
       С. Баласанян. Сонатина № 1, до мажор. Довольно крупная и сложная композиция. В заключительной стадии работа над Третьей частью. В принципе, мог бы сделать к следующему выпуску, но не хочу рисковать. Да и мелочи тоже публиковать нужно...
       Вслед за ней в сборнике идет еще одна небольшая одночастная Сонатина И. Захарова, займусь ей, как только закончу с Баласаняном...
       Д. Кабалевский. Соната № 3 соч. 46. Почти закончена Первая часть - работы на один присест, подредактировать мастертрек... Там еще пятнадцатистраничный финал, так что с публикацией придется подождать. Впрочем, не исключена возможность публикации по частям, хотя не думаю, что до этого дойдет дело. В этом сборнике, который мне нужно будет отдать, есть еще отсутствующая у меня Прелюдия из соч. 5, которую тоже придется сделать сразу, как только...
       Ю. Буцко. Пасторали. Большой цикл из 26-и пьес. Двадцать из них уже готовы. Две - стараниями В. Белунцова (они лежат у меня с незапамятных времен, поджидая своих «одноцикликов»). У автора весь цикл разделен на тетради, причем, довольно неравномерно. Осталось сделать, по существу, последнюю. Еще не знаю, решусь ли я публиковать его целиком. Возможно, по частям, тем более, что сам автор допускает такой вариант исполнения...
       Как только закончу с Буцко, примусь за сборник пьес Б. Печерского. Честно говоря, не очень тянет заниматься эти автором. Ничего личного, просто в интернете мне попался сайт, где есть довольно много его музыки, я предпочел бы работать с менее известными сочинениями. Однако, сборника мне дали на время, придется делать... Впрочем, музыка довольно остроумная, архива не испортит...
       Вот такие, вот, планы... Почаще заходите в архив...

В. Рыжков.


[Об архиве]  [Как добавить MIDI-файл]
Используются технологии uCoz