НОВОСТИ АРХИВА СОВРЕМЕННОЙ РУССКОЙ
ФОРТЕПИАННОЙ МУЗЫКИ
(Выпуск № 41)
Архив выпусков новостей: [1] ... [39] [40] 41 [42] [43] ... [последний]

Новости [Комментарии] [Планы]

       Не так давно попытался сделать вылазку в нотный магазин на Неглинке, в котором не был уже почти полгода. Есть потребность время от времени пополнять коллекцию нот для архива, да и так, для работы кое-что нужно было... Каково же было мое удивление, когда магазина на месте не оказалось... Нет, само здание как стояло, так и стоит, но магазина «Ноты» там больше нет! Он переехал по адресу «Тверской бульвар, 9». Может, оно и к лучшему - рядом и консерватория, и академия... Это я на всякий случай, вдруг кто не в курсе... Так как визит в нотный магазин я затеял перед работой, то потеря времени не дала мне возможность основательно покопаться в стопках, тем более, что я не сразу разобрался, где там что находится. Улов оказался небольшим, но довольно интересным: Вариации, соч. 1 Б. Тищенко - студенческая работа автора, в которой, тем не менее, уже ясно чувствуется незаурядный талант композитора - и «Три сонатины» В. Шебалина соч. 12. Этот сборник, изданный в 1931 году, мне представляется еще более интересным. Кто-нибудь слышал фортепианную музыку Шебалина? Ау!!! То-то же... Что ж, скоро такая возможность представится. Сонатины совсем не детские, хотя и довольно коротенькие. Я бы не сказал, что это что-то из разряда «супер-пупер», но безумно обидно, что современный слушатель не имеет возможности услышать эту музыку. Не буду забегать вперед и рассказывать заранее об этом сочинении, но уверен, что знакомство с музыкой Шебалина поможет вам еще лучше представить музыкальную картину той эпохи...
       А вообще, мне нравятся старые издания. Мало того, что там указаны все данные по этому опусу, так на задней обложке там еще напечатан список всех написанных (и, думаю, изданных) к тому времени сочинений... А. Гедике! Этим грех не воспользоваться. Почему-то в современных изданиях стало чуть ли не правилом утаивать названия циклов, в случае, если пьесы издаются отдельно. В этом плане особенно показательна ситуация с Р. Глиэром - я не помню случая, чтобы хоть где-то было указано название хотя бы одного его цикла фортепианных пьес. Создается ощущение, что существует какая-то «тайная директива», возлагающая запрет на названия фортепианных циклов Глиэра. Я могу догадываться, что большинство его циклом имеют названия типа «217 пьес для фортепиано» или «199 прелюдий», и они не имеют особого художественного смысла. Тем не менее, такая ситуация меня огорчает - хочется, чтобы архив был источником точной и подробной информации, но осуществить это довольно сложно, тем более, что все приходится делать одному. И что-то пока никто мне реальную помощь не торопится предложить...
       Возвращаясь к списку сочинений А. Гедике, хочу еще раз сказать, что планирую воспользоваться этим «подарком» и в одном из ближайших выпусков не только обновить информацию в разделе, но и опубликовать еще довольно большое число его мелких пьес...
       Что касается этого выпуска, то помимо Сонатины Баласаняна, я публикую еще 4 статьи, о которых скажу подробней чуть позже. К двум из них прилагаются фотографии, которые теперь можно увидеть в соответствующих разделах: Г. Банщикова и М. Раухвергера.


[Новости] Комментарии [Планы]

       А. Баласанян. Сонатина № 1, до мажор. Трехчастная композиция, которую я никак не могу назвать детской. И, хотя фактура Сонатины достаточно простая и ясная, временами могут возникнуть явно «недетские» технические трудности. Даже тот факт, что она опубликована в хрестоматии для 7-ого класса, а, следовательно, по замыслу редактора, предполагается для исполнения старшеклассниками, вовсе не означает, что эти самые старшеклассники способны с легкостью скакать по децимам и «перебирать» четырехзвучными аккордами. Да, и несколько «смурноватый» характер средней части вряд ли доступен «щенячьей» психике «среднестатистического» ребенка.
       Первая часть. Allegro moderato. Несмотря на внушительную протяженность (больше 5-и минут), самая доступная часть в цикле. Внушительные размеры обусловлены не стольо собственно размерами формы, сколько относительно умеренным темпом и традиционным повтором экспозиции. Ясная фактура, простые фигурации, мягкое звучание септаккордовых и нонаккордовых гармоний - одним словом, ничего такого, что могло бы помешать ей стать весьма «репертуарной». Из «изысков» можно отметить едва намеченные политональные эффекты, дорийский лад побочной партии и не очень убедительно звучащую каденцию со II низкой в коде. Да, и вообще, все каденции здесь немного «странные». Обычно, каденция призвана прояснить логику гармонического движения, здесь же автор словно специально старается ее «затуманить» необычными аккордами...
       Трудно представить, что композитор с фамилией на «-ян» обойдется в своей музыке без национальных элементов. Так и есть - побочная партия - типичный пример «восточной» музыки. Однако, отельные признаки пресловутого «востока» можно уловить уже и в главной партии. Вообще, композиторы с фамилией на «-ян» почему-то относятся к своим национальным корням куда более трепетно, чем композиторы с фамилией на «-ов» или «-ин»...
       Вторая часть. Moderato. Честно говоря, ждал от Второй части несколько иной музыки - горячей, страстной лирики, выразительной мелодии, красочной гармонии... Однако, она оказалась весьма неприветливой, встретив меня довольно холодно семью (!!!) бемолями при ключе, очень скупой фактурой, весьма жесткими гармониями и скорбной мелодией не то в ля миноре, не то во фригийском ми-бемоль миноре. И лишь в среднем разделе (Poco agitato) музыка несколько оживает. Но и здесь развитие не приводит к мало-мальски приличной кульминации, а сразу как-то сникает, не успев толком взбудоражить общественность. Да, и вообще, не уверен, что этот раздел можно назвать полноценной серединкой, так как то, что следует за ним - 14-тактовая реприза, больше походит на коду... Автор даже не удосужился вернуть на место те самые семь ключевых бемолей...
       Третья часть. Vivace. Эта рондоподобная композиция, пожалуй, в наибольшей степени соответствует тому, что мы привыкли подразумевать под сонатинами. И это не смотря на то, что в техническом отношении - это самая сложная часть цикла. Рефрен - типичная веселая, бодрая, я бы даже сказал, заводная музыка, аналогов которой в творчестве Советских композиторов можно найти множество. А вот рефрены, особенно первый из них, снова уводят нас в колоритный мир восточной музыки.
       В этой части можно обнаружить некоторые интонационные реминисценции из Первой части, в частности, второй эпизод своим восходящим квартовым запевом ассоциируется с темой главной партии из Первой части, а переход (доминантовый предыкт) к первому эпизоду интонационно и гармонически восходит к аналогичному эпизоду перед побочной партией...
       Можно еще довольно долго разбирать все нюансы и подробности композиции этой Сонатины, но при всех своих достоинствах, ничего глобально-концептуального в ней нет, поэтому ограничусь лишь таким кратким обзором...
       Несколько слов о новых статьях, коих в этом выпуске публикуется четыре...
       С. Фролов. К счастью, мне не приходится меняться... Большая статья в жанре беседы с композитором. В данном случае - с Г. Банщиковым. Несмотря на очень такой дружественный тон беседы, особых откровений вы здесь не встретите, Банщиков что-то не очень спешит допускать нас в свою творческую лабораторию. Но не смотря на это, здесь есть что почитать...
       Г. Фрид. Он смотрел на мир добрыми глазами. Эта статья, написанная на смерть М. Раухвергера, коротко, но очень емко рассказывает о его творческом и жизненном пути. В частности, здесь раскрывается тайна происхождения этой фамилии. Моя версия, высказанная как-то ранее, оказалась не верна... Впрочем, моя версия фамилии касается лишь косвенно...
       М. Ростропович. Мой друг - Андрей Эшпай. Эта и последующая статья представляют собой как бы двухчастный цикл. В первой статье есть небольшое предисловие, объясняющее проблематику. Проблематика, в сущности, прямого отношения к тематике архива не имеет, а поэтому я адресую к этим статьям любителей творчества А. Эшпая. Как не трудно догадаться, речь идет о его виолончельном концерте...
       А. Эшпай. Рад, что выполнил свое обещание. Продолжение предыдущей статьи. Точнее говоря, затронутой в ней истории создания виолончельного концерта, созданного по просьбе М. Ростроповича...


[Новости] [Комментарии] Планы

       То, что я обещал в ближайшем будущем опубликовать кучу мелких пьес Гедике, вовсе не значит, что я сделаю это в следующий раз. В следующий раз я буду публиковать кучу пьес Ю. Буцко, а точнее, его большой цикл фортепианных пьес «Пасторали». Я принял-таки решение опубликовать сразу все 26 пьес. Уверяю вас, что это очень серьезная музыка, и, как мне кажется, сам автор вложил в этот цикл больше сокровенного смысла, чем в иную симфонию...
       Жду вас в архиве через неделю... Да, чуть не забыл, следующий выпуск может выйти с опозданием.

В. Рыжков.


[Об архиве]  [Как добавить MIDI-файл]
Используются технологии uCoz