Не так давно попытался сделать вылазку в нотный магазин на Неглинке, в котором не был уже почти полгода. Есть потребность время от времени пополнять коллекцию нот для архива, да и так, для работы кое-что нужно было... Каково же было мое удивление, когда магазина на месте не оказалось... Нет, само здание как стояло, так и стоит, но магазина «Ноты» там больше нет! Он переехал по адресу «Тверской бульвар, 9». Может, оно и к лучшему - рядом и консерватория, и академия... Это я на всякий случай, вдруг кто не в курсе... Так как визит в нотный магазин я затеял перед работой, то потеря времени не дала мне возможность основательно покопаться в стопках, тем более, что я не сразу разобрался, где там что находится. Улов оказался небольшим, но довольно интересным: Вариации, соч. 1
А вообще, мне нравятся старые издания. Мало того, что там указаны все данные по этому опусу, так на задней обложке там еще напечатан список всех написанных (и, думаю, изданных) к тому времени сочинений...
Возвращаясь к списку сочинений
Что касается этого выпуска, то помимо Сонатины
А. Баласанян. Сонатина № 1, до мажор. Трехчастная композиция, которую я никак не могу назвать детской. И, хотя фактура Сонатины достаточно простая и ясная, временами могут возникнуть явно «недетские» технические трудности. Даже тот факт, что она опубликована в хрестоматии для 7-ого класса, а, следовательно, по замыслу редактора, предполагается для исполнения старшеклассниками, вовсе не означает, что эти самые старшеклассники способны с легкостью скакать по децимам и «перебирать» четырехзвучными аккордами. Да, и несколько «смурноватый» характер средней части вряд ли доступен «щенячьей» психике «среднестатистического» ребенка.
Первая часть. Allegro moderato. Несмотря на внушительную протяженность (больше 5-и минут), самая доступная часть в цикле. Внушительные размеры обусловлены не стольо собственно размерами формы, сколько относительно умеренным темпом и традиционным повтором экспозиции. Ясная фактура, простые фигурации, мягкое звучание септаккордовых и нонаккордовых гармоний - одним словом, ничего такого, что могло бы помешать ей стать весьма «репертуарной». Из «изысков» можно отметить едва намеченные политональные эффекты, дорийский лад побочной партии и не очень убедительно звучащую каденцию со II низкой в коде. Да, и вообще, все каденции здесь немного «странные». Обычно, каденция призвана прояснить логику гармонического движения, здесь же автор словно специально старается ее «затуманить» необычными аккордами...
Трудно представить, что композитор с фамилией на «-ян» обойдется в своей музыке без национальных элементов. Так и есть - побочная партия - типичный пример «восточной» музыки. Однако, отельные признаки пресловутого «востока» можно уловить уже и в главной партии. Вообще, композиторы с фамилией на «-ян» почему-то относятся к своим национальным корням куда более трепетно, чем композиторы с фамилией на «-ов» или «-ин»...
Вторая часть. Moderato. Честно говоря, ждал от Второй части несколько иной музыки - горячей, страстной лирики, выразительной мелодии, красочной гармонии... Однако, она оказалась весьма неприветливой, встретив меня довольно холодно семью (!!!) бемолями при ключе, очень скупой фактурой, весьма жесткими гармониями и скорбной мелодией не то в ля миноре, не то во фригийском ми-бемоль миноре. И лишь в среднем разделе (Poco agitato) музыка несколько оживает. Но и здесь развитие не приводит к мало-мальски приличной кульминации, а сразу как-то сникает, не успев толком взбудоражить общественность. Да, и вообще, не уверен, что этот раздел можно назвать полноценной серединкой, так как то, что следует за ним - 14-тактовая реприза, больше походит на коду... Автор даже не удосужился вернуть на место те самые семь ключевых бемолей...
Третья часть. Vivace. Эта рондоподобная композиция, пожалуй, в наибольшей степени соответствует тому, что мы привыкли подразумевать под сонатинами. И это не смотря на то, что в техническом отношении - это самая сложная часть цикла. Рефрен - типичная веселая, бодрая, я бы даже сказал, заводная музыка, аналогов которой в творчестве Советских композиторов можно найти множество. А вот рефрены, особенно первый из них, снова уводят нас в колоритный мир восточной музыки.
В этой части можно обнаружить некоторые интонационные реминисценции из
Можно еще довольно долго разбирать все нюансы и подробности композиции этой Сонатины, но при всех своих достоинствах, ничего глобально-концептуального в ней нет, поэтому ограничусь лишь таким кратким обзором...
Несколько слов о новых статьях, коих в этом выпуске публикуется четыре...
С. Фролов. К счастью, мне не приходится меняться... Большая статья в жанре беседы с композитором. В данном случае - с
Г. Фрид. Он смотрел на мир добрыми глазами. Эта статья, написанная на смерть
М. Ростропович. Мой друг - Андрей Эшпай. Эта и последующая статья представляют собой как бы двухчастный цикл. В первой статье есть небольшое предисловие, объясняющее проблематику. Проблематика, в сущности, прямого отношения к тематике архива не имеет, а поэтому я адресую к этим статьям любителей творчества
А. Эшпай. Рад, что выполнил свое обещание. Продолжение предыдущей статьи. Точнее говоря, затронутой в ней истории создания виолончельного концерта, созданного по просьбе М. Ростроповича...
То, что я обещал в ближайшем будущем опубликовать кучу мелких пьес
Жду вас в архиве через неделю... Да, чуть не забыл, следующий выпуск может выйти с опозданием.
В. Рыжков.