НОВОСТИ АРХИВА СОВРЕМЕННОЙ РУССКОЙ
ФОРТЕПИАННОЙ МУЗЫКИ
(Выпуск № 50)
Архив выпусков новостей: [1] ... [48] [49] 50 [51] [52] ... [последний]

Новости [Комментарии] [Планы]

       Мой оптимизм оказался преждевременным - сервер снова тормозил, и файлы не грузились. Именно с этим и была связана некоторая задержка. Короче говоря, я решил поступать следующим образом - обновления делать своевременно, несмотря ни на что. Если в этот момент на сервере снова будут проблемы, то новые файлы я буду размещать на сайте newmuz.narod.ru. Сразу предупреждаю, что пока я не буду загружать туда все midi-файлы, ограничусь только новыми. По поводу этого сайта у меня есть одна идея, но пока не буду ничего говорить...
       Давненько в архиве не появлялись фотографии композиторов. На этот раз мне кое-что удалось раздобыть, а именно фотографии А. Бабаджаняна (он там довольно старый, но зато в цвете), С. Баласаняна, Р. Бунина, С. Людкевича, Г. Мушеля и Т. Николаевой. Кроме того, найти удалось кое-что о А. Немтине, в связи с чем обновился и этот раздел...
       И еще об изменениях: в разделах композиторов Н. Метнера, А. Мосолова, Н. Мясковского, Г. Попова, С. Рахманинова, Н. Рославца и А. Скрябина появились ссылки на ноты фортепианных произведений, выложенные на сайте «Русская академическая музыка». Сразу должен сказать, что помимо указанной ссылки на ноты А. Скрябина, там есть еще один раздел с нотами этого композитора. Делать две отдельные ссылки мне не захотелось - это как-то не эстетично смотрится...
       Ну, и самая главная новость - 5 новых midi-файлов...


[Новости] Комментарии [Планы]

       И. Стравинский. Piano-Rag-Music. Это оригинальное сочинение для фортепиано, написанное в 1919 году - всего год спустя после Регтайма. И несмотря на это, между ними больше различий, чем общего. Если в Регтайме Стравинский пытается каким-то образом смоделировать ритмику, тематизм и фактуру жанра, то стилистические истоки пьесы Piano-Rag-Music значительно сложней. Эту пьесу можно назвать своеобразным манифестом творческой свободы, свободы от классических устоявшихся музыкальных форм, методов развития материала, традиционной фактуры. Впрочем, методы, применяемые Стравинским, уже были им опробованы ранее в других сочинениях, в частности, в «Петрушке». Методы развития материала в чем-то сходны с «Масляницей» из балета. В основе - различные виды остинатного движения, сменяющееся с калейдоскопической частотой, производящей впечатление некой сумбурности. В отличие от «Масляницы», здесь все более компактно, более сжато. Фразы и фактурные формулы сменяются гораздо чаще, все время перебиваясь аккордовыми «ударами». Но самое важное отличие - характер тематизма. Если в «Маслянице» Стравинский использует только материал русских песен, или похожий на них, то здесь откровенный национальный колорит появляется лишь в самом конце. Основу же композиции составляют синкопированные фразы и темы, которые с некоторой натяжкой можно сравнивать с тематизмом Регтайма. Обращают на себя внимание и довольно неожиданные пентатонические попевки в разделе, который можно условно назвать средней частью. В сущности, здесь можно увидеть зачатки полистилистики, выраженные очень мягко и осторожно. Автор вовсе не противопоставляет различные стили, скорее, наоборот - скорее выявляет их общность, общность не только интонационную, но и ритмическую.
       О ритме этой пьесы можно написать целую книгу. Кажущаяся сумбурность музыки - это, на самом деле, результат очень точного расчета и большой изобретательности. Этот результат во многом обусловлен ритмикой фактуры и тематизма, их взаимодействием. Эти сочетания настолько сложны, что в какой-то момент автор перестает выставлять тактовые черты...
       И еще, на что стоит обратить внимание - это на своеобразный пианизм пьесы. Пьеса очень сложна технически, но при этом ее нельзя назвать произведением виртуозным, в традиционном смысле этого слова. Чувствуется, что автор пытается создать виртуозность нового типа, виртуозность, практически лишенную общих форм движения...
       А. Александров. Зульхиза. Пьеса из цикла «Башкирские мелодии». Ни номер опуса, ни номер пьесы не указан. Одна из многочисленных пьес на народные темы. Благо, наша страна многонациональна и мелодий хватило на всех. Думаю, что и еще осталось предостаточно. Обработка, должен сказать, сделана очень красиво. Очень часто подобные обработки делают в очень облегченном изложении, предполагая, что на этом материале нужно воспитывать будущих музыкантов. Здесь же особой технической упрощенности не чувствуется - эта короткая пьеска доступна только уже довольно «продвинутым» пианистам, хотя и на писана довольно удобно пианистически. Но эти квинтольные фигурации...
       А Александров. Танец девушек. Еще одна пьеса из этого цикла. Еще более короткая, но не менее сложная технически. Нет, это, конечно, далеко не «Исламей», но, скажем так, уровень старших классов обычной музыкальной школы. Стоит снова отметить очень красивую аранжировку простой пентатоничекой мелодии...
       А. Гольденвейзер. Контрапунктические эскизы, соч. 12 № 1, Прелюдия. До сих пор мы знакомились исключительно с простыми пьесами для самых начинающих. Здесь же мы можем слегка прикоснуться к «серьезному» творчеству композитора. Впрочем, и здесь нужны оговорки. Складывается ощущение, что композитор сознательно работал только в сфере педагогического репертуара, преимущественно полифонического толка. На днях мне попался еще один сборник «15 фугетт», что лишь подтверждает мое предположение. Что же касается «Контрапунктических эскизов», то этот цикл явно предназначается для уже основательно подкованных музыкантов. Пьесы и технически и полифонически довольно сложны, да и в интонационно-гармонической сфере попадаются некоторые изыски...
       А. Гольденвейзер. Контрапунктические эскизы, соч. 12 № 2, Фуга. Если Прелюдия написана в тональности до мажор, то Фуга - в одноименном миноре. Других пьес из этого цикла у меня нет, но нет и никаких сомнений в том, что их довольно много. На первый взгляд, Фуга довольно проста, но дальнейшее развитие опровергает это предположение. Сложность этого цикла можно условно сравнивать с прелюдиями и фугами из ХТК И. С. Баха...


[Новости] [Комментарии] Планы

       Следующий выпуск, выход которого предварительно запланирован на 8 февраля будет посвящен в основном одному сочинению: Второй польской сюите Ф. Блуменфельда. Я довольно долго думал над вопросом, стоит ли заниматься публикацией сочинений этого композитора, но поиграв это сочинение окончательно решил, что стоит. Да, эта музыка стилистически в веке XIX. Но формально, композитор прожил в веке XX тридцать лет, и часть его сочинений хронологически принадлежит этому веку. Вторая причина - малая известность его музыки. Изредка играют его этюды, хотя осмелюсь утверждать, что самое интересное написано им в других жанрах. Ну, и в конце-концов, это очень красивая музыка...
       Цикл, который будет представлен вашему вниманию - довольно крупное сочинение, состоящее из четырех частей, общей длительностью более 15 минут. Это виртуозные сочинения, стилистически очень напоминающие Шопена, но не без индивидуального своеобразия. Если вы любите романтическую музыку, то обязательно послушайте - не пожалеете...
       А дальше - вышеупомянутая «Петрушка» Стравинского - произведение, в комментариях не нуждающееся...
       Заходите к нам, и ничего не пропустите...

В. Рыжков.


[Об архиве]  [Как добавить MIDI-файл]
Используются технологии uCoz