Как ни старался, все равно вовремя не успел. Очень длинный Финал сонаты Мясковского, а кроме того, куча «сопутствующих товаров» - статьи, нотные примеры... Спешка, нужно сказать, не пошла Сонате на пользу. Очень трудно делать незнакомую музыку такого объема и сложности. Почти месяц ушел на создание файла и, думаю, нужно еще недели две, чтобы довести его до полной кондиции...
Но есть и приятные новости...
Первая. Я обнаружил ошибку в новом коде и исправил ее. Код странным образом работает. Можете проверить, открыв страницы Дварионаса или
Вторая новость. Раздобыл три тома издания «Советские композиторы и музыковеды». Таким образом, по мере переделки разделов, я буду пополнять их почерпнутыми из этих книг сведениями. Там, конечно, представлены не все, но подавляющее большинство композиторов архива «найдет свою информацию». С другой стороны, это еще больше замедлит создание нового варианта, так как приходится не только переписывать код, но и добавлять новые сведения...
Третья новость. Очень скоро архив начнет пополняться большим количеством нот. Дело в том, что у меня довольно чужих сборников, и к тому моменту, как настало время их отдавать, меня со страшной силой стала «душить жаба». И придушила бы, если бы я в последний момент не вспомнил, что у меня есть такое чудо техники, как сканер. Благодаря этому самому «чуду», я сохраню ноты и для себя, и для всего мира...
Ну, и последнее. Собственно говоря, долгожданная Первая соната для фортепиано
Н. Мясковский. Соната № 1 ре минор, соч. 6. Нет особого смысла делать анализ этого сочинения, так как к этой публикации я приурочиваю публикацию некоторых материалов, касающихся именно этой Сонаты. Прежде всего необходимо сказать о монографии Е. Долинской «Фортепианное творчество
Очень любопытна небольшая статейка С. Прокофьева о Первой сонате Мясковского. Она почти полностью приводится в тексте монографии Долинской, но, как мне кажется, имеет вполне самостоятельную ценность и достойна отдельной публикации...
Еще более интересным представляется мне Письмо Прокьфьева Мясковскому, в котором он делится своими впечатлениями о Первой сонате. Особенно любопытны советы изменить то или иное место. В примечаниях к этому письму сказано, что Мясковский оставил все эти советы без внимания. Однако, если судить по тем нотам, по которым я делал MIDI-файл, то это не совсем так - некоторые места изложены почти точно по вариантам Прокофьева... В связи с этим осталось добавить, что к Письму Прокофьева я «прикрепил» ответ
Еще одна статья, не имеющая отношения к Первой сонате, принадлежит перу С. Рогового и имеет довольно вычурное название - «Мясковский: философия жизни?» Вычурно, на мой взгляд, и содержание статьи. Я так толком и не понял, о чем она. У меня сложилось впечатление, что автор больше хотел продемонстрировать свою эрудицию в области философии экзистенциалистов, нежели сообщить что-то конкретное по конкретному вопросу. Может быть я и не прав, решайте сами...
Ну, а теперь, все же, несколько слов о Сонате...
Н. Мясковский. Соната № 1, соч. 6, часть I. Фуга. Вообще-то, меня поначалу несколько удивило подобное начало сонатного цикла. Обычно этим жанром принято заканчивать, а тут все наоборот. Но потом, поразмыслив, я понял силу и логику этого замысла. Вся фишка в том, что соната по сути монотематична. Точнее говоря, она вся пронизана «лейттемой». Подобным решением в начале XX века удивить было сложно, но
Н. Мясковский. Соната № 1, соч. 6, часть II. Позволю себе еще раз высказать свое мнение - первые две части - лучшие в цикле. Возможно, так и нужно было бы оставить. Хотя, с другой стороны, при этом чего-то явно не хватало... Но то, что композитор добавил к этим частям, мне меньше нравится... Вторая часть - довольно традиционное сонатное Allegro. И так воспринимается, несмотря на очень замысловатую фактуру главной партии... Вообще, у меня эта музыка больше ассоциируется не столько с
Н. Мясковский. Соната № 1, соч. 6, часть III. А здесь куда больше вагнеровского - и в гамонии, и в мелодике, и в фактуре... Эту часть было сложнее всего делать - играть в медленном темпе постоянные полиритмические сочетания, а потом добиться, чтобы внятно звучало каноническое проведение мелодии на фоне очень замысловатых фигураций - задача весьма непростая, и как мне кажется, не очень то мне далась...
Н. Мясковский. Соната № 1, соч. 6, часть IV. Очень масштабный Финал - именно из-за него и произошла задержка выпуска. И здесь добиться стройного и цельного звучания формы оказалось очень сложно. Это какой-то невероятный калейдоскоп тем, фактур, ритмов. И в живую это исполнить очень сложно, а что уж говорить про синтезатор...
Ф. Блуменфельд. Этюд ми минор, соч. 3 № 2. Честно говоря, не знаю, как называется цикл, в нем, насколько мне известно, всего три этюда. Возможно, так и называется... Это одно из самых ранних его сочинений - вполне типичная романтическая пьеса, хотя в конце попадаются довольно изысканные гармонические обороты...
Ф. Блуменфельд. Этюд фа-диез мажор, соч. 54. А это - одно из его последних сочинений, если не самое последнее. Дата написания мне пока не известна, но чувствуется, что даже такого традиционалиста коснулись новые музыкальные веяния. Чуть-чуть, вскользь, но коснулись-таки... Зацепили... По крайней мере, мажоро-минорные сочетания звучат весьма свежо... Несколько топорным получилось исполнение, но во многом виноват и сам композитор - там все время указано forte. Хотя, как обычно бывает в таких случаях, сейчас бы, спустя некоторое время после создания файла, я многое бы переделал, но уже поздно...
А. Лядов. Этюд ля-бемоль мажор, соч. 5. А вот
Следующий выпуск планирую на 18 - 19 октября. Сейчас у меня довольно много срочной работы, поэтому некоторое время выпуски будут выходить раз через две недели, несмотря на то, что довольно много материала уже накоплено...
Что касается следующей сонаты
Вас снова ждет знакомство с крупным сочинением - Рапсодией
Кроме того, вас ждет знакомство с прелестным циклом из шести пьес В. Яглинга. Это все из того же пресловутого сборника «Детские альбомы советских композиторов, выпуск 12», но с этого момента каждое сочинение представляет и в самом деле большой интерес... Не верите? Тогда заходите и слушайте...
В. Рыжков.