НОВОСТИ АРХИВА СОВРЕМЕННОЙ РУССКОЙ
ФОРТЕПИАННОЙ МУЗЫКИ
(Выпуск № 12)
Архив выпусков новостей: [1] ... [10] [11] 12 [13] [14] ... [последний]

Новости [Комментарии] [Планы]

       Вот и свершилось!.. Откровенно говоря, а думал, что «новогодний» выпуск будет несколько иным. Планировалось, к примеру, преодоление заветной планки в 1000 файлов, но судьба распорядилась иначе. В связи с тем, что Московский музыкальный вестник прекратил активную деятельность, пришлось поменять место дислакации. Переместить почти две тысячи файлов оказалось делом весьма непростым. Но это только одна сторона проблемы. Вторая заключается в том, что по различным причинам мне пришлось отказаться от помощи моего коллеги В. Белунцова, и теперь коллектив разработчиков архива состоит из одного только человека - меня самого. В этом есть свои «плюсы» и «минусы».
       Конечно, немного обидно терять такого хорошего специалиста, который мне много помог в свое время с воплощением моей идеи в жизнь. Помог, прежде всего, в организационном плане и как программист (предыдущий вариант архива - целиком и полностью сделам им). Кроме того, всегда приятно было получить «на халяву» какой-нибудь MIDI-файл его производства или авторства. Теперь же мне придется, по-видимому, пытаться охватить необъятное самому. Задача, конечно, очень непростая, но файлов тридцать в месяц я вполне могу себе позволить. В принципе, у меня уже сейчас накопилось достаточно музыки, и, быть может, в какие-то выпуски я буду перевыполнять «норму».
       Пришлось мне отказаться и от дизайна предыдущего варианта. Во-первых, я недостаточно силен в программировании, а во-вторых, мне в принципе он не очень нравился. Новый вариант, конечно, весьма аскетичен, но для меня внешний вид архива не имеет особого значения - важно, чтобы вы могли познакомиться с музыкой и что-то узнать об авторах и их сочинениях. Все остальное - излишества. Нет, я не против «улучшений», мало того, кое-что мне и самому хотелось бы организовать иначе, но я не обладаю для этого достаточными знаниями, а заниматься изучением этих вопросов мне сейчас недосуг. В связи с этим рекомендую воздержаться от нападок на дизайн - я ничего менять не буду. А вот если вдруг у кого-то возникнет желание мне в этом деле помочь, то я только рад буду...
       Другое дело, если будут замечены какие-то ошибки и неточности (думаю, что их первое время будет предостаточно), то замечания по этому поводу я охотно приму и постараюсь их учесть. Чего греха таить, в предыдущем варианте далеко не все работало, что было задумано и так как было задумано. Преимуществами нового варианта должны стать большая надежность и оперативность. Очень надеюсь, что теперь не будет и таких перерывов в обновлениях, как это случалось ранее. Единственное, с чем придется некоторое время подождать - это с алфавитным списком сочинений и прочими «удобствами», типа Гостевой книги. Со временем, надеюсь эти проблемы решить...
       А сейчас я предлагаю вам познакомиться с последними добавлениями в архив. Их, конечно, могло быть больше, но я решил выложить сейчас только то, что подготовил еще к запланированному ноябрьскому выпуску. В связи с этим, предупреждаю, что могут быть некоторые выражения в комментариях, слегка, так сказать, отставшие от жизни...


[Новости] Комментарии [Планы]

       Должен сказать, что выпуск получился довольно интересным и содержательным. Практически нет «проходных» файлов, сделанных как бы в общем потоке. Если мне попадается какой-нибудь сборник произведений русских композиторов XX века, то я его обычно делаю «от корки до корки». Я и сейчас так делаю, но в этот раз выкладываю в самом деле только интересные файлы... Хотя, это кому как. Предполагаю, что кто-то окажется разочарованным... Но, как известно, все угодить невозможно, а конкретных «заявок» пока не поступало... Впрочем, вру... Просили тут на днях Вальс Грибоедова и Полонез Огиньского... Боюсь, что эту заявку я выполнить не в силах... Взамен могу посоветовать, скажем, С. Губайдулину или Г.Дмитриева. Тем более, что последний до сих пор не был представлен в нашем архиве ни единой миниатюркой. Вот с него-то и начнем...
       Г. Дмитриев. Соната № 1. Этого композитора нельзя отнести, наверное, к самым «ярким» авторам второй половины XX века. Его нельзя отнести ни к крайним «авангардистам», ни к «традиционалистам». Первая соната, написанная в 1963 году - году, в котором создавались «классические» образцы отечественного авангарда, выдержана в довольно «сдержанных» тонах... В меру диссонантна, в меру ритмически изысканна, без особых «излишеств», ясная форма и четко очерченная фактура. Это скорее сочинение «традиционалистическое», нежели экспериментальное. При желании можно услышать «шостаковичизмы» и «прокофьевизмы», но стоит ли это делать в сочинении еще не сложившегося автора?
       Г. Дмитриев. Соната № 1, I часть. Эту часть можно назвать очень типичной академичной Первой частью сонаты второй половины XX века. До недавнего времени подобным образом написанная Первая часть почти гарантировала вам поступление в МГК на композиторское отделение. Сейчас я бы такой гарантии не дал... Вроде бы все грамотно, все по делу, все на месте, а уху зацепиться не за что. Нет яркости, нет размаха, нет интересной звуковой идеи... Если вы послушаете для сравнения Первую часть Первой сонаты Тищенко, то поймете, о чем это я говорю... Впрочем, и не стоит ждать это этого сочинения, написанного, судя по дате, в студенческие годы, чего-то особенного. «Шедевры» обычно сочиняются уже после окончания учебы...
       Г. Дмитриев. Соната № 1, II часть. Эту часть наравне с Первой можно было бы назвать типичным образцом медленной части сонаты с вполне характерными «мрачностями», если бы не яркий эмоциональный всплеск в кульминации, разрушающий тотальный академизм этого сочинения... Впрочем, на сравнение с Первой сонатой Тищенко и эта часть не тянет... Но, думаю, что эту сонату вообще не очень логично сравнивать с сонатами Тищенко, гораздо больше общего по стилистике и эмоциональной содержательности, на мой взгляд, с сонатами Г. Банщикова...
       Г. Дмитриев. Соната № 1, III часть. Пожалуй, самая яркая часть в Сонате. Но, как ни странно, при этом самая несамостоятельная. Похоже, что пока композитор не найдет «своего пути», яркие сочинения он может создать только следую пройденными дорожками. Думаю, что «дорожка» здесь просматривается достаточно отчетливо - Финал 7-й сонаты С. Прокофьева...
       Г. Дмитриев. Рапсодия на три русские темы. Сочинение, написанное годом позже Первой сонаты, на мой взгляд, куда интересней. Понятное дело, народные темы, проверенные веками, яркий концертный жанр... Все это, понятно, способствует благоприятному впечатлению от прослушивания этого сочинения... Но ведь надо было еще до этого додуматься! Нет, конечно в XX веке немало образцов музыки на народные темы, но такая «20-я Рапсодия Листа» в современной интерпретации встречается не так часто...
       Да, чуть опять не забыл. Сочинения Дмитриева сопровождаются довольно большой статьей, представляющей собой интервью, взятое у него в тот момент, когда он только что стал Председателем правления Союза композиторов Москвы. К сожалению, речь идет здесь не столько о музыке, сколько о его новом виде деятельности, тем не менее, интервью довольно интересное и может дать некоторое представление о личности композитора...
       С. Танеев. Прелюдия и фуга соль-диез минор, соч. 29. Автор в нашем архиве новый, но в то же время и «старый». Впрочем, никаких сомнений в том, что это музыка XX века быть не должно... Уверяю вас, что это весьма «продвинутое» для своего времени сочинение. Безумной сложности пьеса. Но у меня до сих пор свежи в памяти впечатления о том, как играл ее на конкурсе Березовский. У него это выходило, пожалуй, даже виртуозней, чем у компьютера... А уж про тончайшую звукопись прелюдии и говорить нечего... Я, честно говоря, и не очень пытался, зная безнадежность попыток, достичь чего либо подобного... Хотя порой, возникает желание снова сесть за эту пьесу, и довести ее до приличного состояния...
       Э. Капп. Вариации на тему М. Глинки. Претензий на «рахманиновский» размах предостаточно, благодаря, большей частью, довольно протяженной теме. Результат же, на мой взгляд, не соответствует затраченным усилиям. Длинноты избранной темы сыграли дурную шутку с циклом - наблюдается явный дефицит динамического развития. Очень много «топтания на месте», что особенно заметно становится в «кульминационных вариациях», превращая их обширные области статичного пафоса. Стилистика предельно традиционна. Местами создается ощущение, что решается задача по гармонии. Свежие гармонии, надо быть справедливым, иногда проскальзывают... А вообще, очень интересное, произведение, не столько, на мой взгляд с точки зрения музыкальной ценности, сколько исторической... Имейте ввиду, что этот цикл написан в 1957 году... И еще один факт, к которому мы обязательно вернемся чуть позже - тема М. Глинки оказалась основой не только этого цикла, но и еще одного, пожалуй даже более интересного цикла вариаций. Имеется ввиду коллективное сочинение - изданный в том же году цикл вариаций на эту тему. Цикла, надо сказать, презабавнейший... Представьте себе в одной компании Шебалина, Эшпая (его вариация, нужно сказать, до боли что-то напоминает...), Щедрина, Свиридова, Левитина, Шостаковича и... Каппа. Ему принадлежит, кстати, первая вариация этого цикла, которая, нужно сказать, нота в ноту повторяет первую вариацию из представляемого цикла... Да, кстати, чуть не забыл сказать, темы, собственно говоря, ни в том ни в другом цикле нет, они оба сразу начинаются с вариации...
       Е. Гудков. Токката. Очень симпатичная виртуозная пьеса. Вам не придется сильно напрягаться, слушая ее. Могла бы стать эффектным бисовым номером, будь наши пианисты полюбознательней. Жаль, что у меня на этот момент нет никаких сведений об авторе... Единственная пьеса, в этом выпуске, сделанная не мной, а моим коллегой - В. Белунцовым. Он умеет такие вещи делать...
       А. Караманов. Пролог, мысль и эпилог. Представляю, как сейчас встрепенулись сердца почитателей творчества этого композитора! Не спешите! Одумайтесь! Ничего общего с представленными ранее Вариациями этот цикл не имеет! Точнее говоря, общее только одно - талант автора. Но этот совсем не тот Караманов, которого так любят многие почитатели его творчества. Подозреваю, что вы будете жестоко разочарованны. А зря... Это очень талантливое сочинение, написанное автором в эпоху расцвета русского авангарда, в том самом 1963 году... И это одно из самых авангардный сочинений той эпохи. В это, быть может, верить трудно, но Караманов был «авангардистом»... Причем весьма радикальным...
       А. Караманов. Пролог. Наверное, стоило сделать этот цикл одним файлом... Впрочем, может и нет, иначе, не каждый сможет понять, где там «мысль», а где все, что к ней прилагается. Пролог же, ничем особым не выделяется - вполне типичная «авангардистская» музыка...
       А. Караманов. Мысль. Решение этой части гениально в своей простоте. Но прежде нужно сказать, что в оригинале она должна звучать чуть короче. Добиться точного временного ограничения мне не удалось. Да я и вообще не уверен, что играю эту пьесу правильно... Там нет ни одной ноты. Это практически полностью алеаторическая часть, предполагающая какие-то особые формы игры на фортепиано, точно понять какие - я не смог. А у автора, к сожалению, уже уточнить невозможно... Кстати, этот цикл я делал по рукописи, и не уверен, что он где либо издавался... Где взял рукопись - не скажу - секрет...
       А. Караманов. Эпилог. Вся гениальность идеи (несколько шутливой, нужно сказать) в том, что сама Мысль абсолютно лишена традиционной музыкальной мысли. Музыкальная же мысль сосредоточенна в Прологе и, особенно, в Эпилоге, который, несомненно, представляет собой самую оригинальную в музыкальном отношении часть. В разделе о Караманове есть небольшая статья, опубликованная мною раньше. Собственно говоря, это даже не статья, а фрагмент аннотация концерта, в котором исполнялось это сочинение. Играл, если мне память не изменяет, А. Любимов...
       А теперь немного «раннего» Метнера. Тем более, что там есть пара довольно крупных пьес. Скажем прямо, я ожидал от этих пьес большего... Но все по порядку...
       Н. Метнер. 8 картин настроений, соч. 1 № 2. Собственно говоря, фраза «я ожидал большего» относится к пьесам этого цикла. Хотя, с другой стороны, это всего-навсего соч. 1... К тому же, мне сейчас кажется, что эту пьесу можно было сделать немного в более подвижном темпе... Возможно, то критиковать нужно меня, а не Метнера?..
       Н. Метнер. 8 картин настроений, соч.1 № 6. И все-таки это еще не «тот» Метнер, какого мы знаем, хотя отдельные моменты указывают на то, что он им рано или поздно станет... И опять должен констатировать факт, что «мидюк» у меня не получился...
       Н. Метнер. 3 импровизации, соч. 2 № 1. Русалка. В другом месте эта пьеса обозначилась как «Ундина». Думаю, что так вернее... И дело не только в немецких традициях... Драматургия этой пьесы ну уж очень напоминает драматургию Ундин Равеля и Дебюсси. Я бы поставил ее все же «повыше» варианта Дебюсси. Уж больно тот формально подошел к этому сюжету... Нужно сказать, что самым странным образом, ундиновский сюжет пробудил импрессионистскую «жилку» и в Метнере... Но это «масштабный импрессионизм» Равеля, а не утонченный «миниатюризм» Дебюсси. Пьеса и в самом деле написана со впечатляющим размахом. Вкупе с виртуозным пианизмом и ярким тематизмом это должно было сделать ее популярным концертным номером. Но почему-то этого не произошло... Вообще, я все чаще склоняюсь к мысли, что причина малой популярности Метнера в том, что он... сочинил очень много хорошей музыки. Пианисты просто не знают на чем остановить свой выбор...
       Н. Метнер. 3 импровизации, соч. 2 № 2. Воспоминание о бале. Понятное дело - вальс. А с чем еще, собственно говоря, мог ассоциироваться бал в те времена? У меня же эта пьеса ассоциируется уже не столько с импрессионистами, хотя импрессионистское начало можно отметить и здесь, а с транскрипциями Годовского... Хотя в «навороченности» и сложности она им заметно уступает... Жаль, что у меня не оказалось третьей пьесы этого цикла - Адское скерцо. Название интригует...
       Н. Метнер. 3. арабески, соч. 7 № 1. Идиллия. Ну, а на закусочку, небольшая, но очень симпатичная пьеска. Вообще, слушая «раннего» Метнера, отмечаешь, что он не всегда был этаким «русским не то Брамсом, не то Шуманом»... Поначалу он больше походил на самого что ни на есть «немецкого не то Брамса, не то Шумана»...
       А. Александров. Маленькая сюита, соч. 33. Ну, это Анатолий поскромничал, не такая уж эта сюита и маленькая - целых 6 пьес. Пьесы и в самом деле не большие, но очень содержательные...
       А. Александров. Маленькая сюита, соч. 33 № 1. Колыбельная. Довольно «сумрачная», надо сказать, Колыбельная, гармонизована весьма зыбкими гармониями. Некое прояснение наблюдается в красивой коде на органном пункте, но концовка пьесы опять уводит в «сумеречную зону»...
       А. Александров. Маленькая сюита, соч. 33 № 2. Этюд. Довольно часто публикуется отдельно в различных сборниках педагогического репертуара. Но что-то я не припомню, что кто-то его когда-то играл. Как и предыдущая пьеса, очень изыскано гармонизован - в конце с удивлением обнаруживаешь, что этюд оказывается «минорный»!..
       А. Александров. Маленькая сюита, соч. 33 № 3. Мелодия. Лирический центр цикла. Отдаленно напоминает некоторые лирические страницы Рахманинова... А вообще, очень красивая, без всяких скидок, пьеса. И куда только пианисты смотрят?..
       А. Александров. Маленькая сюита, соч. 33 № 4. Танец (Rag-time). Атональность, однако... Нет, конечно, тональность, несмотря на «кривоватый» лад здесь присутствует, просто автор не счел возможность поставить ключевые знаки... Не могу только понять, почему композитор обозначил этот Танец как Рэг-тайм? Какое-то странное у академических композиторов представление об «альтернативной» музыке...
       А. Александров. Маленькая сюита, соч. 33 № 5. Фуга. Как это ни странно, Фуга произвела на меня довольно сильное впечатление. Не так часто встречаются у современных композиторов интересные фуги. Да и какая может быть полифония, если «все возможно»? Полифония ценна ограничениями... Это можно отнести и ко всей музыке, искусству вообще... Можно долго спорить на эту тему, но Фуга мне все равно понравилась. И во многом благодаря тому, что написана «правильно» и в то же время очень выразительна...
       А. Александров. Маленькая сюита, соч. 33 № 6. Шутка. Довольно типичная «классическая модернистская» пьеса... Впрочем, драматургия ее весьма неожиданна. Но не буду раскрывать все секреты - слушайте сами...
       А теперь довольно приличная порция пьес Ребикова. Это все еще пока ранние пьесы, не имеющие особого отношения к пресловутому модернизму, хотя отдельные намеки на него можно и здесь услышать, поэтому ограничусь только перечислением новых пьес:

       С. Губайдулина. Музыкальные игрушки. Последний цикл в этом выпуске. 14 пьес, позиционируемых как музыка для детей, можно назвать настоящей творческой лабораторией композитора. И никаких скидок на возраст... Достаточно сказать, что часть пьес написана в додекафонной технике. Впрочем, Губайдулина не ограничивала себя никакими конкретными технологиями, здесь можно встретить самую разную музыку. Нет здесь только неинтересной - должен это признать, несмотря на то, что не являюсь поклонником ее творчества... Пьесы очень небольшие и их довольно много, поэтому ограничусь лишь их списком:        К. Сорокин. Маленькая фуга. Вполне традиционная фуга, без каких либо излишеств. Написана очень грамотно, звучит приятно - вполне достаточно условий, чтобы использовать ее в детском педагогическом репертуаре. Очень рекомендую педагогам обратить на нее внимание...
       К. Сорокин. Веселая игра. Это тоже фуга... И тоже маленькая... Но подвижная... Еще один образец мастерски написанной полифонии для детей. В конце концов, сколько же можно мусолить не очень-то удобные инвенции Баха?..
       К. Сорокин. Пасторальная сонатина, соч. 101 № 1. А это уже крупная форма. Гармонический язык более изощренный, но никогда не переходящий в «грязь». Для сонатины крупновата. Одно только оправдание - одночастна. Не думаю, что много шансов для закрепления в педагогическом репертуаре. Помимо объемистого текста, довольно сложна технически, но самая большая сложность заключается в изысканной стилистике. Дети такую музыку, при всех ее достоинствах, просто не понимают... Хотя, есть и такие, которым все равно - сколько играть, и что играть...
       А. Лядов. Багатель ре-бемоль мажор, соч. 30. Очень красивая пьеса с хорошим развитием формы - даром что багатель... Да и «мидюк» по традиции получился вполне приличным. Слушайтесь и наслаждайтесь...


[Новости] [Комментарии] Планы

       Как я уже сказал, следующий выпуск будет юбилейным. Юбилейным не столько по времени, сколько по содержанию - будет, наконец, преодолена магическая планка в 1000 файлов. Обещаю, что выпуск, хоть и будет содержать только тридцать файлов, но будет очень интересная и очень редкая музыка, и несколько новых, совершенно у нас неизвестных композиторов. Не буду заранее все называть, пусть это станет сюрпризом для наших постоянных слушателей...

В. Рыжков.


[Об архиве]  [Как добавить MIDI-файл]
Используются технологии uCoz