НОВОСТИ АРХИВА СОВРЕМЕННОЙ РУССКОЙ
ФОРТЕПИАННОЙ МУЗЫКИ
(Выпуск № 10)
Архив выпусков новостей: [1] ... [8] [9] 10 [11] [12] ... [последний]

Новости [Комментарии] [Планы]

       Уже устал придумывать «оправдания» по поводу задержек с очередными выпусками. Очень надеюсь, что скоро все наладится и выпуски будут выходить регулярно. Тем более, что файлов наделано достаточно - на полгода вперед, это уж точно. Чтобы хоть как-то компенсировать подобную задержку будем выкладывать некоторое время по 50 файлов в каждом выпуске (чуть не сказал, каждый месяц...).


[Новости] Комментарии [Планы]

       По традиции начинаем с крупных сочинений, благо таковые имеются в достаточном количестве.
       Ю. Буцко. Соната для двух фортепиано № 2 (в форме вариаций)... Я вас несколько дезинформировал, сказав, что это крупное сочинение - это «гигантское» сочинение! Сейчас никого не удивить сонатой длительностью этак в полчасика. За примерами далеко ходить не нужно - достаточно вспомнить первую сонату для двух фортепиано того же самого Буцко. Разница лишь в том, что та соната в 3-х частях, а здесь почти такая же по длительность, но одночастная. Таким образом побиты почти все мыслимые и немыслимые рекорды (по размеру и длительности звучания файла). «Почти», так как не знаю, что там еще коллеги композиторы мне приготовили... От нашего брата и не такого ожидать можно... Так или иначе, но несколько «угрожающе увесистых» опусов у меня уже имеется...
       Но вернемся к сонате. В качестве темы для вариаций взята латышская народная песня «За озером белые березы». По слухам, тему для вариаций Буцко подсунули «добрые старые товарищи», которым была посвящена первая соната - Нора Новик и Раффи Хараджанян. Они же, как мне известно, были и первыми ее исполнителями. Если продолжать сравнение с первой сонатой, то нужно сказать, что она весьма значительно отличается по стилистике в сторону «демократичности», если можно так выразиться. О стилистике достаточно красноречиво указывает ремарка автора - «памяти С. В. Рахманинова». Нельзя сказать, что это чистой воды Рахманинов, но местами его «присутствие» весьма ощутимо. И не только в гармоническом плане, но и в манере развивать тему. Интересно, что сама тема легко упихивается в две строки нотного текста, а вариаций на нее не более десятка (точное их число установить не берусь). Не устаю удивляться умению Буцко по-рахманиновски широко мыслить фразы...
       И последнее, на что хочется обратить внимание - на авторские метрономические указания. Они невыносимые! Соната звучала бы еще на пять минут дольше, если бы я придерживался их. А так пришлось ориентироваться на свои собственные слуховые воспоминание из «далекого детства», из того самого, когда я играл эту сонату вместе с Л. Каревым. Тем, кто незнаком с этой музыкой, очень рекомендую ее послушать. Достойно всякого уважения, и слушается гораздо легче, чем можно было бы подумать...
       Г. Банщиков. Соната № 5. С 4-й сонатой этого незаурядного композитора вы уже могли познакомиться ранее. И если вы высоко оценили достоинства этой музыки, то можете отведать еще одно изысканное, хотя и не очень простое «блюдо». Думаю, разочарованы вы не будете.
       Г. Банщиков. Соната № 5, I часть, Toccata. Не совсем обычная токката, надо сказать. Виртуозность здесь не на первом месте. «Токкатное» начало здесь скорее в несколько тревожно-синкопированном пульсе, выдержанном почти на протяжении всей части. «Токкатность» непостижимым образом сочетается с изысканной, полифонизированной фактурой и выразительным тематизмом...
       Г. Банщиков. Соната № 5, II часть, Lamento. После 6-й симфонии Чайковского стало таким «хорошим тоном» заканчивать цикл не бравурным финалом, а чем-то медленным и филосовски-трагическим a-la Шостакович. Чаще всего это звучит еще более пошло, нежели бравурный финал. Это ни в коей мере не относится к этой части, завершающей сонату. Можно с уверенность утверждать, что эта часть - центральная в сонате. Первая часть теперь воспринимается скорее как своеобразное вступление к этой части, материал которого, кстати, здесь найдет свое неожиданное отражение в коде. И, конечно же, нельзя не отметить «фирменные» стилистические знаки композитора: особое пристрастие к терцовым созвучиям и мастерски выписанную «полифонию пластов»...
       Л. Лукомский. Сонатина ре мажор, соч. 8. Новый автор в нашем архиве. Сведений о нем пока никаких не обнаружено. Можно лишь с уверенностью утверждать, что он немалое внимание уделял детской музыке. И делал это весьма неплохо. Его детская музыка напрочь лишена вычурности, и в то же время звучит весьма свежо...
       Л. Лукомский. Сонатина ре мажор, соч. 8, I часть. Все сказанное выше можно полностью отнести и к этой части, которая своими корнями уходит глубоко в русские пасторальные традиции. Вся часть проникнута мелодизмом, проста и в то же время не примитивна...
       Л. Лукомский. Сонатина ре мажор, соч. 8, II часть. По характеру скорее скерцо, чем финал. Пятидольный размер скорее подтверждает это, нежели опровергает. Не удивлюсь, если рано или поздно обнаружится продолжение в виде еще пары частей. Как бы то ни было, окончание в си-миноре заставляет усомниться в том, что эта часть последняя...
Л. Лукомский. Пьесы для фортепиано, соч. 12. В качестве довеска к сонатине несколько пьес этого же композитора. Название цикла и номера пьес мне неизвестны, но не сомневаюсь в том, что этот цикл представляет собой что-то вроде очередного «Детского альбома», коих композиторы насочиняли видимо-невидимо. Жаль будет, что среди них эти прелестные пьесы могут просто затеряться...
       Л. Лукомский. Марш.
       Л. Лукомский. Полька.
       Л. Лукомский. Походная песня.
       Л. Лукомский. Вальс.
       А. Лядов. Баркарола, соч. 44. Эту пьесу вполне можно отнести к крупным сочинения... По меркам Лядова, не отличавшегося, как известно тяготением к крупным формам. Пьеса насыщена изощренными мелодическими и гармоническими фигурациями, что делает ее довольно сложной для исполнения. Такое ощущение, что Лядов задался целью переплюнуть в этом плане Шопена. И это ему вполне удалось. Удалось ему также при этом не потерять чувство меры. Что, впрочем, не удивительно - что-что, а профессионализма Лядову не занимать...
       А. Лядов. Багатель, соч. 53, № 2. В продолжение начатого раньше цикла лядовских багателей. Вполне типичная для Лядова музыка. Самое интересное в этом цикле то, что он написан уже в XX веке, хотя пока это мало заметно...
       А. Лядов. Багатель, соч. 53, № 3. Самая «масштабная» из цикла багателей. Вполне могла быть и прелюдией. Вряд ли кто-нибудь сможет точно установить в чем жанровое различие этих пьес у Лядова. Не факт, что и сам Лядов смог бы на это ответить. Возможно, что в начале века, когда музыка стала постепенно приобщаться к иным проблемам, к более сложному музыкальному и внемузыкальному содержанию, жанр прелюдии выглядит уже более концептуально, нежели то, что получилось у Лядова. В этом отношении очень интересен самый поздний цикл композитора, который мы обязательно предложим вашему вниманию, и из-за которого, собственно говоря, я и затеял публикацию пьес Лядова...
       С. Ляпунов. Этюд, 6 маленьких пьес, № 5. Скажу прямо, эта пьеса оказалась в этом выпуске совершенно случайно. Когда я выбирал 50 файлов для выпуска, она туда попала в куче вместе с файлами Лядова. Я же планировал набрать несколько пьес этого автора, прежде чем публиковать их. Тем более, что этот этюд сам по себе не представляет особого интереса. Мало того, он совершенно не характерен для стиля Ляпунова. Такой этюд вполне мог написать какой-нибудь Черни или Бертини...
       А. Балтин. Песенки без слов. Пьесы этого цикла призваны скрасить одиночество и без того одноголосной сонатины. Никаких особо выдающихся качеств, о которых стоило бы говорить отдельно, за этими пьесами мной обнаружено не было. Вполне профессиональная и добротная музыка. Не думаю, что дети придут в восторг, если какой-нибудь садистски настроенный педагог, задаст им эти пьесы. Это детская музыка не для детей... Это «детская музыка» для взрослых... Чего греха таить, подобной музыки написано «для детей» немало. К ней и нужно соответствующим образом относится...
       А. Балтин. Песенки без слов, № 6. Веселый разговор.
       А. Балтин. Песенки без слов, № 7. Осенний мотив.
       А. Балтин. Песенки без слов, № 12. Песенка барда.
       М. Чюрленис. Прелюдия, соч. 26 № 3. Свершилось! Сборник пьес Чюрлениса завершен! И сейчас мы публикуем последнюю, весьма приличную порцию пьес из этого сборника. Что касается, данной прелюдии, то это одна из самых длинных, заунывных и хроматизированных пьес композитора. Хотя, с другой стороны, минорный лад очень отчетливо здесь выявляется, что не так часто встречается в позднем творчестве Чюрлениса...
       М. Чюрленис. Море (цикл пейзажей), соч. 28. Пожалуй, самое «авангардное» из сочинений композитора. Примечательно, что он полностью закончен автором. Цикл представляет собой малоконтрастную сюиту из 3-х частей, почти лишенных развитого тематизма и ладовой конкретности...
       М. Чюрленис. Море, соч. 28, I часть.
       М. Чюрленис. Море, соч. 28, II часть.
       М. Чюрленис. Море, соч. 28, III часть.
       М. Чюрленис. 2 фугетты, соч. 29. А вот эти пьесы звучат довольно «живенько»... Мне вообще кажется, что полифонические жанры у композитора получаются естественней, нежели гомофоно-гармонические. Впрочем, по большому счету, большинство его прелюдий с трудом можно отнести в гомофоно-гармоническому складу письма.
       М. Чюрленис. Фугетта ля минор, соч. 29, № 1.
       М. Чюрленис. Фугетта ре минор, соч. 29, № 2.
       М. Чюрленис. Прелюдия, соч. 30, № 2. Одна из самых «неудобных» и «корявых» прелюдий автора. Пришлось немало попотеть, пока сделал этот файл. Результатом, как бывает в таких случаях, не очень доволен. Звучит неубедительно. Только вот не могу понять, кто в этом больше виноват, я или композитор?..
       М. Чюрленис. Прелюдия, соч. 31, № 1. Прелюдия выдержана в не часто встречающимся в пьесах Чюрлениса хоральном складе фактуры. Хотя по сути, это вариации на остинатную тему...
       М. Чюрленис. Прелюдия, соч. 33, № 3. Возможно, что я взял несколько замедленный темп, хотя мне кажется, что в более подвижном темпе исполнить ее довольно сложно...
       М. Чюрленис. Прелюдия, соч. 33, № 4. Еще одна «непонятная» пьеса. Несмотря на компактность, характер музыки все время ускользает от моего понимания... Что ж... Готов принять свое поражение в борьбе в музыкой Чюрлениса. Видать, не судьба...
       М. Чюрленис. Фуга, соч. 34. Очень большая фуга. Почти на пять минут. Полифонически и интонационно тоже все не просто. Интонационный стиль чем-то напоминает полифонию из современных учебников. Вполне может служить наглядным пособием и образцом для полифонических задач для теоретиков и композиторов. На мой взгляд - самое значительное из представленных сочинений. Кажется, что стилистические поиски наконец-то нашли свое законченное воплощение именно в этой фуге...
       Традиционным довеском служит вступительная статья В. Ландсбергера «Фортепианная музыка М. К. Чюрлениса» из сборника.
       И еще один «довесок» - «Комментарии к произведениям М. К. Чюрлениса». Эти комментарии я составил большей часть для того, чтобы определить различия в изданных пьесах по сравнению с оригиналами и получить доступ к файлам, содержащим только авторский текст...
       Р. Глиэр. Песня, соч. 34, № 9. В последнее время я накопал довольно много новой музыки Глиэра, и несколько пьес, не самых удачных на мой взгляд, публикую сейчас...
       Р. Глиэр. Вроде менуэта, соч. 34, № 20. Не очень удачная попытка «закосить» под «неоклассика». Более симпатичным на общем фоне кажется трио менуэта...
       Р. Глиэр. Пастораль, соч. 34, № 22. Приятное исключение из правила. Вовсе не случайно эта пьеса завоевала популярность, свидетельством которой могут служить различные переложения, в частности, приходилось сталкиваться со скрипичным вариантом (или оригиналом?)...
       Е. Голубев. Розы, соч. 27, № 16. Пьеса из цикла «Детский альбом». Пьесу «Игра в мяч» я добавил в этот цикл чисто из интуитивных соображений...
       Е. Голубев. Светлячки, соч. 27, № 17. Своеобразная, и весьма облегченная версия «Блуждающих огней» Листа. Ну, очень облегченная... Впрочем, это лишь только ассоциация, музыка же вполне оригинальная и не лишенная очарования...
       В. Косенко. Пастораль, соч. 15, № 11. Цикл называется «24 детские пьесы для фортепиано». Опубликованные раннее пьесы также являются частями этого цикла. Нужно признать, что «Пастораль», в отличие от «Пасторали» Глиэра, не относится к самым удачным пьесам цикла...
       В. Косенко. Этюд. соч. 15, № 16. А вот этюд мне лично нравится гораздо больше. Могу с уверенностью утверждать, что это тот самый случай, когда детская музыка написана для детей, и дети ее играют... Мало того, получают от нее удовольствие...
       М. Осокин. Фуга ре минор. Простая полифоническая пьеса. Тот самый случай, когда вспоминают о «русской подголосочной полифонии»...
       А. Скрябин. Прелюдия, соч. 2, № 2. Как это часто у меня бывает, попалась в сборнике. Не хватало одной пьесы до пятидесяти, глаз упал на этот файл... Вот, собственно говоря, и вся история...
       К скрябинской прелюдии прилагается «довесок», явно превосходящий по своей значимости и размерам то, к чему он «довесок» - интересная, хотя не имеющая отношения к фортепианной музыке Скрябина статья Н. Поспеловой «Скрябин и Вячеслав Иванов»...
       Г. Зингер. Старинная французская мелодия. Еще один новый композитор, сведения о котором обнаружить не удалось... Поначалу, должен признать, я даже не стал делать эти пьесы, так как не был уверен, что он «наш». Но потом откуда-то из глубин подсознания всплыло, что у меня есть еще сборник этого автора. Причем, в том случае было точно известно, что это «наш» композитор, поскольку я приобрел его в том месте, где продавались исключительно «наши» сочинения - на втором фестивале музыки для 2-х фортепиано...
       Г. Зингер. Желтеют листья. Если честно, ни первую пьесу, ни эту я толком не понял. Нет, я конечно понял, но что-то они меня не убедили. Впрочем, этот как раз то случай, когда я всю ответственность готов взять на себя...
       Д. Смирнов. Сюита в старинном стиле, соч. 28а. Пора вернуться на грешную землю, к нынешним реалиям. Заявленная «старинность» стиля, скажем прямо, здесь присутствует в очень ограниченном количестве. По большому счету, можно с достоверностью утверждать, что только в первой пьесе имеется тональность. Все прочие выглядят совершенно современно... Судя по букве «а» в нумерации опуса, можно предположить, что он изначально сочинен для другого состава...
       Д. Смирнов. Сюита в старинном стиле, соч. 28а, № 1. Менуэт.
       Д. Смирнов. Сюита в старинном стиле, соч. 28а, № 2. Сарабанда.
       Д. Смирнов. Сюита в старинном стиле, соч. 28а, № 3. Ригодон.
       Д. Смирнов. Сюита в старинном стиле, соч. 28а, № 4. Хорал.
       Н. Раков. Акварели (9 пьес для фортепиано). Ну, вот добрались и до десерта. С одной из пьес этого цикла знаком всякий мало-мальски образованный музыкант. Я имею ввиду опубликованной ранее «Скерцино». Должен сразу предупредить, что если вы рассчитываете, что и другие пьесы будут в том же духе, то вы ошибаетесь, эта пьеса единственная в своем роде. Все остальные в той или иной степени отличаются стилистически в сторону большей сложности и изысканности. Однако, уверяю вас, что это ничуть не умаляет их достоинств...
       Н. Раков. Акварели. № 1 Акварель. Пьеса, по названию которой дано название всему циклу. Содержание также вполне соответствует общему настроению. Здесь есть что-то одновременно и от «Времен года» Чайковского и от прелюдий Лядова, но, естественно, на более современный манер...
       Н. Раков. Акварели. № 2 Мазурка. Пьесы созерцательного и повествовательного жанров чередуются в этом цикле с танцевальными жанрами. В этом отношении этот цикл сильно перекликается и «Новелеттами», ранее опубликованными в архиве. Кстати, если сравнить содержание циклов, то можно обнаружить довольно много сходств...
       Н. Раков. Акварели. № 3 Багатель. Не такая «куцая», как у Лядова, но столь же утонченная, хрупкая и нежная...
       Н. Раков. Акварели. № 4 Легенда. Самая значительная по размерам и содержанию пьеса цикла. Ее часто издают в различных сборниках. Почти «рахманиновкий» пафос и размах, в сочетании с пианистическим удобством и естественностью фактуры делают ее довольно популярной в педагогической практике...
       Н. Раков. Акварели. № 5 Интермеццо. Довольно сложно дать характеристику этой пьесе. Попробуйте как-нибудь на досуге, и, быть может, вы поймете, насколько неблагодарное это занятие, писать комментарии к сотням и сотням пьес...
       Н. Раков. Акварели. № 6 Менуэт. Меня всегда удивляет желание современных композиторов сочинять менуэты. И что за блажь такая? Будем честны перед собой - назовите мне хоть один современный шедевр в жанре менуэта? Мало того, вы не вспомните не просто шедевра, но и хотя бы мало-мальски популярной пьесы... Видать, время этого жанра уже прошло... Вот лично я не сочинил ни одного менуэта... И вполне доволен собой... Ну, это шутка... Но к сожалению, Менуэт Ракова тоже не избежал участи своих сотоварищей по несчастью... Похоже, что это самая неинтересная пьеса в цикле... Что-то изначально в этом жанре есть высперенное и надутое...
       Н. Раков. Акварели. № 8 Новелла. Эта пьеса тоже не принадлежит к числу самых ярких страниц музыки Ракова. Но сам жанр позволяет раскрыться даже не самой удачной мысли, да и воспринимается оно все как-то по иному...
       Н. Раков. Акварели. № 9 Вальс. А вот время вальсов еще не вышло, и, думается, не скоро еще выйдет. Да и как-то ближе они нам, роднее, традиционнее, что ли. Или быть может, сама ритмическая структура вальса делает его более «живым», одухотворенным...


[Новости] [Комментарии] Планы

       Более ста пятидесяти файлов ждут в настоящий момент своей очереди. Что именно пойдет в следующий выпуск, я сказать точно не смогу. Вернее, сказать смогу, но потом забуду и выложу что-нибудь другое. Назову лишь только несколько наиболее интересных крупных сочинений и циклов, которые готовятся к публикации в ближайшее время.
       Прежде всего хочу предложить несколько сочинений Г. Дмитриева, музыка которого еще не появлялась в нашем архиве. На данный момент готовы 1-я соната и Рапсодия на три русские темы. В. Белунцов начал работу над 2-й сонатой, но когда он ее закончит, не известно даже ему самому...
       Кажется в прошлый раз я грозился появлением сонатины Эшпая. Вот про это я и позабыл, когда готовил выпуск. А файлы между тем лежат и терпеливо ждут своего часа...
       Планируется пополнение и в списке произведений Н. Метнера. Не так часто звучащие 2 сказки соч. 20. И если первую из них время от времени исполняют, то вторая, очень необычная, уверяю вас, основательно подзабыта пианистами...
       Закончена работа над сборником пьес Д. Смирнова. Последний цикл, который будет представлен вашему вниманию «Растекшееся время». Весьма «современное» сочинение, не без влияния всяких там Соколовых и тому подобных...
       Отдельно хочу отметить Этюд Станчинского. Этот автор представлен у нас пока только одной прелюдией. В принципе, я хотел опубликовать его уже в этом выпуске, но когда вспомнил об этом, то было уже поздно... Этюд весьма значителен по размерам и замыслу и может дать большее представление о музыке композитора, нежели пресловутая прелюдия...
       Кто-нибудь слышал первый опус С. Прокофьева? Уверен, что не каждый сходу и вспомнит, что это такое. А между тем, это 1-я соната для фортепиано. К сожалению, меня не очень устраивает получившийся файл, тем не менее, я обязательно познакомлю вас с этой очень интересной музыкой...
       Как я уже говорил, сборник пьес М. К. Чюрлениса полностью завершен. Но, как говорится, свято место пусто не бывает. Его место занял на этот момент не менее толстый сборник пьес В. Ребикова. Конечно, роль этого композитора в истории русской музыки не столь значительна, тем не менее, делать его пьесы гораздо приятней. Большинство из них - откровенное подражание Чайковскому, но в последних пьесах есть довольно интересные образцы русской модерновой музыки...
       Почаще заходите в наш архив...

В. Рыжков.


[Об архиве]  [Как добавить MIDI-файл]
Используются технологии uCoz