Уже устал придумывать «оправдания» по поводу задержек с очередными выпусками. Очень надеюсь, что скоро все наладится и выпуски будут выходить регулярно. Тем более, что файлов наделано достаточно - на полгода вперед, это уж точно. Чтобы хоть как-то компенсировать подобную задержку будем выкладывать некоторое время по 50 файлов в каждом выпуске (чуть не сказал, каждый месяц...).
По традиции начинаем с крупных сочинений, благо таковые имеются в достаточном количестве.
Ю. Буцко. Соната для двух фортепиано № 2 (в форме
Но вернемся к сонате. В качестве темы для вариаций взята латышская народная песня «За озером белые березы». По слухам, тему для вариаций Буцко подсунули «добрые старые товарищи», которым была посвящена первая соната - Нора Новик и Раффи Хараджанян. Они же, как мне известно, были и первыми ее исполнителями. Если продолжать сравнение с первой сонатой, то нужно сказать, что она весьма значительно отличается по стилистике в сторону «демократичности», если можно так выразиться. О стилистике достаточно красноречиво указывает ремарка автора - «памяти С. В. Рахманинова». Нельзя сказать, что это чистой воды
И последнее, на что хочется обратить внимание - на авторские метрономические указания. Они невыносимые! Соната звучала бы еще на пять минут дольше, если бы я придерживался их. А так пришлось ориентироваться на свои собственные слуховые воспоминание из «далекого детства», из того самого, когда я играл эту сонату вместе с
Г. Банщиков. Соната № 5. С 4-й сонатой этого незаурядного композитора вы уже могли познакомиться ранее. И если вы высоко оценили достоинства этой музыки, то можете отведать еще одно изысканное, хотя и не очень простое «блюдо». Думаю, разочарованы вы не будете.
Г. Банщиков. Соната № 5, I часть,
Г. Банщиков. Соната № 5, II часть,
Л. Лукомский. Сонатина ре мажор, соч. 8. Новый автор в нашем архиве. Сведений о нем пока никаких не обнаружено. Можно лишь с уверенностью утверждать, что он немалое внимание уделял детской музыке. И делал это весьма неплохо. Его детская музыка напрочь лишена вычурности, и в то же время звучит весьма свежо...
Л. Лукомский. Сонатина ре мажор, соч. 8,
Л. Лукомский. Сонатина ре мажор, соч. 8,
Л. Лукомский. Пьесы для фортепиано, соч. 12. В качестве довеска к сонатине несколько пьес этого же композитора. Название цикла и номера пьес мне неизвестны, но не сомневаюсь в том, что этот цикл представляет собой что-то вроде очередного «Детского альбома», коих композиторы насочиняли видимо-невидимо. Жаль будет, что среди них эти прелестные пьесы могут просто затеряться...
Л. Лукомский. Марш.
Л. Лукомский. Полька.
Л. Лукомский. Походная песня.
Л. Лукомский. Вальс.
А. Лядов. Баркарола, соч. 44. Эту пьесу вполне можно отнести к крупным сочинения... По меркам
А. Лядов. Багатель, соч. 53, № 2. В продолжение начатого раньше цикла лядовских багателей. Вполне типичная для Лядова музыка. Самое интересное в этом цикле то, что он написан уже в XX веке, хотя пока это мало заметно...
А. Лядов. Багатель, соч. 53, № 3. Самая «масштабная» из цикла багателей. Вполне могла быть и прелюдией. Вряд ли кто-нибудь сможет точно установить в чем жанровое различие этих пьес у
С. Ляпунов. Этюд, 6 маленьких пьес, № 5. Скажу прямо, эта пьеса оказалась в этом выпуске совершенно случайно. Когда я выбирал 50 файлов для выпуска, она туда попала в куче вместе с файлами
А. Балтин. Песенки без слов. Пьесы этого цикла призваны скрасить одиночество и без того
М. Чюрленис. Прелюдия, соч. 26
М. Чюрленис. Море (цикл пейзажей), соч. 28. Пожалуй, самое «авангардное» из сочинений композитора. Примечательно, что он полностью закончен автором. Цикл представляет собой малоконтрастную сюиту из 3-х частей, почти лишенных развитого тематизма и ладовой конкретности...
М. Чюрленис. Море, соч. 28, I часть.
М. Чюрленис. Море, соч. 28, II часть.
М. Чюрленис. Море, соч. 28, III часть.
М. Чюрленис. 2 фугетты, соч. 29. А вот эти пьесы звучат довольно «живенько»... Мне вообще кажется, что полифонические жанры у композитора получаются естественней, нежели гомофоно-гармонические. Впрочем, по большому счету, большинство его прелюдий с трудом можно отнести в гомофоно-гармоническому складу письма.
М. Чюрленис. Фугетта ля минор, соч. 29, № 1.
М. Чюрленис. Фугетта ре минор, соч. 29, № 2.
М. Чюрленис. Прелюдия, соч. 30,
М. Чюрленис. Прелюдия, соч. 31,
М. Чюрленис. Прелюдия, соч. 33,
М. Чюрленис. Прелюдия, соч. 33,
М. Чюрленис. Фуга, соч. 34. Очень большая фуга. Почти на пять минут. Полифонически и интонационно тоже все не просто. Интонационный стиль чем-то напоминает полифонию из современных учебников. Вполне может служить наглядным пособием и образцом для полифонических задач для теоретиков и композиторов. На мой взгляд - самое значительное из представленных сочинений. Кажется, что стилистические поиски наконец-то нашли свое законченное воплощение именно в этой фуге...
Традиционным довеском служит вступительная статья В. Ландсбергера «Фортепианная музыка
И еще один «довесок» - «Комментарии к произведениям
Р. Глиэр. Песня, соч. 34, № 9. В последнее время я накопал довольно много новой музыки
Р. Глиэр. Вроде менуэта, соч. 34, № 20. Не очень удачная попытка «закосить» под «неоклассика». Более симпатичным на общем фоне кажется трио менуэта...
Р. Глиэр. Пастораль, соч. 34, № 22. Приятное исключение из правила. Вовсе не случайно эта пьеса завоевала популярность, свидетельством которой могут служить различные переложения, в частности, приходилось сталкиваться со скрипичным вариантом (или оригиналом?)...
Е. Голубев. Розы, соч. 27, № 16. Пьеса из цикла «Детский альбом». Пьесу
Е. Голубев. Светлячки, соч. 27, № 17. Своеобразная, и весьма облегченная версия «Блуждающих огней» Листа. Ну, очень облегченная... Впрочем, это лишь только ассоциация, музыка же вполне оригинальная и не лишенная очарования...
В. Косенко. Пастораль, соч. 15, № 11. Цикл называется «24 детские пьесы для фортепиано». Опубликованные раннее пьесы также являются частями этого цикла. Нужно признать, что
В. Косенко. Этюд. соч. 15, № 16. А вот этюд мне лично нравится гораздо больше. Могу с уверенностью утверждать, что это тот самый случай, когда детская музыка написана для детей, и дети ее играют... Мало того, получают от нее удовольствие...
М. Осокин. Фуга ре минор. Простая полифоническая пьеса. Тот самый случай, когда вспоминают о «русской подголосочной полифонии»...
А. Скрябин. Прелюдия, соч. 2, № 2. Как это часто у меня бывает, попалась в сборнике. Не хватало одной пьесы до пятидесяти, глаз упал на этот файл... Вот, собственно говоря, и вся история...
К скрябинской прелюдии прилагается «довесок», явно превосходящий по своей значимости и размерам то, к чему он «довесок» - интересная, хотя не имеющая отношения к фортепианной музыке Скрябина статья Н. Поспеловой «Скрябин и Вячеслав Иванов»...
Г. Зингер. Старинная французская мелодия. Еще один новый композитор, сведения о котором обнаружить не удалось... Поначалу, должен признать, я даже не стал делать эти пьесы, так как не был уверен, что он «наш». Но потом откуда-то из глубин подсознания всплыло, что у меня есть еще сборник этого автора. Причем, в том случае было точно известно, что это «наш» композитор, поскольку я приобрел его в том месте, где продавались исключительно «наши» сочинения - на втором фестивале музыки для 2-х фортепиано...
Г. Зингер. Желтеют листья. Если честно, ни первую пьесу, ни эту я толком не понял. Нет, я конечно понял, но что-то они меня не убедили. Впрочем, этот как раз то случай, когда я всю ответственность готов взять на себя...
Д. Смирнов. Сюита в старинном стиле, соч. 28а. Пора вернуться на грешную землю, к нынешним реалиям. Заявленная «старинность» стиля, скажем прямо, здесь присутствует в очень ограниченном количестве. По большому счету, можно с достоверностью утверждать, что только в первой пьесе имеется тональность. Все прочие выглядят совершенно современно... Судя по букве «а» в нумерации опуса, можно предположить, что он изначально сочинен для другого состава...
Д. Смирнов. Сюита в старинном стиле, соч. 28а, № 1. Менуэт.
Д. Смирнов. Сюита в старинном стиле, соч. 28а, № 2. Сарабанда.
Д. Смирнов. Сюита в старинном стиле, соч. 28а, № 3. Ригодон.
Д. Смирнов. Сюита в старинном стиле, соч. 28а, № 4. Хорал.
Н. Раков. Акварели (9 пьес для фортепиано). Ну, вот добрались и до десерта. С одной из пьес этого цикла знаком всякий мало-мальски образованный музыкант. Я имею ввиду опубликованной ранее
Н. Раков. Акварели. № 1 Акварель. Пьеса, по названию которой дано название всему циклу. Содержание также вполне соответствует общему настроению. Здесь есть что-то одновременно и от «Времен года» Чайковского и от прелюдий
Н. Раков. Акварели. № 2 Мазурка. Пьесы созерцательного и повествовательного жанров чередуются в этом цикле с танцевальными жанрами. В этом отношении этот цикл сильно перекликается и «Новелеттами», ранее опубликованными в архиве. Кстати, если сравнить содержание циклов, то можно обнаружить довольно много сходств...
Н. Раков. Акварели. № 3 Багатель. Не такая «куцая», как у
Н. Раков. Акварели. № 4 Легенда. Самая значительная по размерам и содержанию пьеса цикла. Ее часто издают в различных сборниках. Почти «рахманиновкий» пафос и размах, в сочетании с пианистическим удобством и естественностью фактуры делают ее довольно популярной в педагогической практике...
Н. Раков. Акварели. № 5 Интермеццо. Довольно сложно дать характеристику этой пьесе. Попробуйте как-нибудь на досуге, и, быть может, вы поймете, насколько неблагодарное это занятие, писать комментарии к сотням и сотням пьес...
Н. Раков. Акварели. № 6 Менуэт. Меня всегда удивляет желание современных композиторов сочинять менуэты. И что за блажь такая? Будем честны перед собой - назовите мне хоть один современный шедевр в жанре менуэта? Мало того, вы не вспомните не просто шедевра, но и хотя бы мало-мальски популярной пьесы... Видать, время этого жанра уже прошло... Вот лично я не сочинил ни одного менуэта... И вполне доволен собой... Ну, это шутка... Но к сожалению,
Н. Раков. Акварели. № 8 Новелла. Эта пьеса тоже не принадлежит к числу самых ярких страниц музыки
Н. Раков. Акварели. № 9 Вальс. А вот время вальсов еще не вышло, и, думается, не скоро еще выйдет. Да и как-то ближе они нам, роднее, традиционнее, что ли. Или быть может, сама ритмическая структура вальса делает его более «живым», одухотворенным...
[Новости] [Комментарии] Планы
Более ста пятидесяти файлов ждут в настоящий момент своей очереди. Что именно пойдет в следующий выпуск, я сказать точно не смогу. Вернее, сказать смогу, но потом забуду и выложу что-нибудь другое. Назову лишь только несколько наиболее интересных крупных сочинений и циклов, которые готовятся к публикации в ближайшее время.
Прежде всего хочу предложить несколько сочинений Г. Дмитриева, музыка которого еще не появлялась в нашем архиве. На данный момент готовы 1-я соната и Рапсодия на три русские темы.
Кажется в прошлый раз я грозился появлением сонатины
Планируется пополнение и в списке произведений
Закончена работа над сборником пьес
Отдельно хочу отметить Этюд
Кто-нибудь слышал первый опус
Как я уже говорил, сборник пьес
Почаще заходите в наш архив...
В. Рыжков.