НОВОСТИ АРХИВА СОВРЕМЕННОЙ РУССКОЙ
ФОРТЕПИАННОЙ МУЗЫКИ
(Выпуск № 13)
Архив выпусков новостей: [1] ... [11] [12] 13 [14] [15] ... [последний]

Новости [Комментарии] [Планы]

       Вот и состоялось очередное, 13-е обновление архива. На самом деле, обновлений было значительно больше, но с того момента, когда обновления упорядочились и я стал считать их - это 13-е. И, надо сказать, число 13 оказалось знаковым. Нельзя сказать, что несчастливое, хотя и долгожданное, но именно так - знаковое: наконец-то преодолен магический рубеж в 1000 файлов! Чем не повод для небольших статистических подсчетов?
       Итак, 1000 файлов, много это или мало? С какой стороны посмотреть... У меня ушло на их создание приблизительно два года (с учетом того, что некоторую часть сделал В. Белунцов, А. Попов, а другую прислали мне сами авторы). Таким образом, получается, в среднем где-то по полтора файла в день. Это, конечно, очень усредненная оценка, так как здесь есть такие файлы, на которые у меня уходило по месяцу. Но я обычно работал параллельно над несколькими произведениями, среди которых обязательно были мелкие пьесы...
       С другой стороны, 1000 файлов - это пока только начало. Сколько удастся сделать в итоге, я не знаю, но хочется сделать побольше, благо, нотного материала у меня достаточно на 10 лет вперед. Скажу прямо, что я рассчитывал на большую активность любителей современной музыки, на большую помощь с их стороны. Но, видать, пока мне придется одному работать над содержимым архива. В сети и на дисках мне удалось найти несколько произведений соответствующей тематики, но большая их часть сделана либо просто некачественно, либо принципиально по иной технологии, что нарушает некоторое стилистическое единство архива. Да и использовать чужие файлы без разрешения авторов мне не хотелось бы, поэтому если я и буду их использовать, то обязательно в полностью переработанном виде...
       1000 файлов - это музыка 140 композиторов. 1000 файлов - по моим приблизительным подсчетам - это 37 часов 19 минут 39 секунд чистого звучания. Попробуйте представить, сколько фактического времени мне понадобилось на создание такого количества музыки. Я как-нибудь попробую посчитать - сколько времени уходит в среднем на одну минуту. Если прикинуть, что на минуту музыки в среднем уходит около часа (что, думаю, недалеко от истины), то общее время, затраченное на создание всех файлов равно... даже трудно это произнести вслух - 100 дням непрерывной работы. Сюда еще нужно добавить время, на создание кода сайта, поиск материала, набор статей и т д... Неужели это все сделал я?.. Надеюсь, Родина меня не забудет...
       От самовосхваления можно не спеша перейти и к содержанию архива. Понятное дело, что большую часть архива составляют довольно мелкие пьесы. Крупных пьес (размером больше 20 Kb) в архиве на данный момент около 120. Если попытаться рассортировать сочинения по жанрам, то здесь получается такая картина: больше всего в архиве прелюдий (175), поменьше этюдов (60). Вариационных циклов - 12, частей сонат - 86, частей сонатин - 27, других крупных форм - 20. Это довольно приблизительные подсчеты, более точно я пока не могу определить, так как в моем итоговом списке пьес перемешаны не только пьесы, которые уже помещены в архив, но и около 200 пьес, ждущих своей очереди. Впрочем, в следующем месяце я планировал заняться составлением алфавитного списка (точнее, списков), в котором можно будет сортировать композиции по разным параметрам.
       Похоже, что я уже достаточно утомил вас сухой статистикой. Пожалуй, можно перейти к комментариям к новым поступлениям...


[Новости] Комментарии [Планы]

       Я постарался сделать этот «юбилейный» выпуск максимально интересным. Что получилось, смотрите сами. Большую часть его составляют крупные сочинения - 3 сонаты, сонатина, цикл вариаций, масштабная Прелюдия и фуга, а также несколько мелких, но довольно интересных пьес. Помимо того добавлено 14 статей, часть из которых имеет прямое отношение к новым файлам. Но начать бы мне хотелось с новых авторов: Суслина, Оборина и Вилинского...
       В. Суслин. Соната для фортепиано. Ноты мне одолжили на время. Издана соната «за бугром», где, собственно говоря, и проживает сейчас автор. Кажется, тем самым издательством, в котором он и работал... Суслин - один из представителей той самой волны, которая проявила себя в 60-х годах. К концу 60-х и относится эта соната, не принадлежащая, впрочем, к крайним авангардистским сочинениям автора. Соната написана во вполне «академичной» додекафонной технике... Ну, пару раз применил там нестандартные приемы звукоизвлечения, а во всем остальном соната воспринимается как очень «строгое», лишенное внешней эффектности сочинение...
       В. Суслин. Соната для фортепиано, I часть. Очень строгая, академичная музыка, ничего лишнего. Можно даже было бы назвать эту часть «суховатой», если бы не некоторое «оживление» в среднем эпизоде (не берусь судить сейчас без нот - в сонатной ли форме написана эта часть)...
       В. Суслин. Соната для фортепиано, II часть. Значительно боле масштабна. Что-то типа прелюдии и двойной фуги. В прелюдийной, импровизационной части автор позволил себе элементы ограниченной алеаторики и нетрадиционные формы звукоизвлечения. Фугированная часть состоит из трех разделов - фугато на 1-ю тему, фугато на 2-ю тему (которая, по сути, является ракоходной инверсией первой) и фугато на обе темы... Кульминация в коде вышла какая-то жиденькая. Но это, скорее, проблема исполнения, нежели дефект композиции...
       Л. Оборин. 3 пьесы, соч. 4. Слышали такое: ВЕЛИК ОБОРИН, ОН И РОБОК И ЛЕВ? Не помню, кто придумал, но это можно читать и задом наперед. Впрочем, то, что он Лев во всех смыслах, это я в курсе, а вот то, что он еще и композитор - об этом я узнал совсем недавно. По крайней мере, ни в одном справочнике об этом ничего не говорится. В принципе, можно копнуть поглубже и найти что-нибудь на эту тему, но на данный момент меня еще гложет червь сомнения - тот ли самый это Оборин? Впрочем, некоторые факты скорее подтверждают это, чем отрицают - дата создания сочинения, номер опуса и дата рождения. По всему сходится, что это раннее сочинение 20-летнего пианиста. Очень сомневаюсь, что в это время жил еще один Л. Оборин...
       Л. Оборин. 3 пьесы, соч. 4 № 1. Прелюдия. Стилистика пьес Оборина представляет собой что-то среднее между стилистикой Мосолова и раннего Шостаковича. Однако в этой Прелюдии больший вес имеет напевное, мелодическое начало, идущее от мелодики русской народной лирической песни. Возможно, что основная тема и есть переработанная народная мелодия, хотя утверждать я этого не могу. Синкопированные интонации в аккомпанементе ассоциируются с аналогичными в прелюдии «Шаги на снегу» Дебюсси...
       Л. Оборин. 3 пьесы, соч. 4 № 2. Интермеццо. Судя по этой пьесе, Оборин вполне мог бы стать одним из ярких представителей музыкального модернизма в России... Если бы родился чуть пораньше и побольше бы занимался композицией. Эту пьесу можно смело вставить в какую-нибудь сонату Мосолова - и вряд ли кто заметит подвох. Впрочем, и здесь нашлось место для напевной русской интонации, с трудом пробивающейся через фактурные нагромождения...
       Л. Оборин. 3 пьесы, соч. 4 № 3. Танец. Довольно виртуозная пьеса, в целом напоминающая предыдущую. Этакий «бешенный» танец, весьма модный в среде русских модернистов начала XX века... В коротенькой серединке снова звучат мелодичные интонации... Похоже, что автор последовательно проводит эту линию в цикле - противопоставление песенного начала и брутально-танцевальные...
       Н. Вилинский. 2 пьесы, соч. 7 № 1. Грезы. Этот автор, один из многих представителей «малороссийской» линии в музыке начала XX века. На примере этой красивой пьесы видно, насколько велико оказалось влияние Скрябина на развитие композиторской школы на Украине. Уверяю вас, что это далеко не единичные пример. К сожалению, синтезатор не дал мне возможности передать все тончайшие нюансы этой поэтичной пьесы, но общее представление, думаю, получить можно...
       Н. Вилинский. 2 пьесы, соч. 7 № 2. Размышление. Мне почему-то кажется, что кто-то перепутал названия этих пьес. Лично у меня название первой пьесы больше ассоциируется со второй, и наоборот, второй - с первой. Что-то уж больно недолгим получается размышление: то ли повода для рефлексии не оказалось подходящего, то ли скудность разума развернуться не дает...
       Г. Банщиков. Соната № 2, I часть. Я уже столько раз высказывался о музыке этого автора в восторженных тонах, что даже и не знаю, что еще тут можно добавить. Каждая новая часть очередной сонаты только лишь подтверждает, что ее автор - мастер высочайшего уровня, умеющий показать, что и в современной музыке, где, казалось бы все возможно, есть место и для проявления композиторского мастерства...
       Г. Банщиков. Соната № 2, II часть. Очень развернутая живописная композиция. Именно так - «живописная». Это качество несколько выделяет эту часть среди других. Она вся наполнена какой-то чистой пасторальностью и пантеистичностью. Очень свежо и эффектно звучат «флейтоподобные» диатонические рулады, постепенно переходящие в виртуозные пассажи...
       Г. Банщиков. Соната № 2, III часть. ...Короче говоря, жмите на ссылку и слушайте... Если вы, конечно, интересуетесь качественной современной музыкой... Не пожалеете...
       Д. Кабалевский. Соната № 2, I часть. Еще одна «вторая» соната, но, скажем прямо, не совсем похожая на предыдущую... Хотя, при более пристальном рассмотрении, некоторые сходные черты обнаружить можно. Впрочем, не это существенно в данном случае. Во-первых, это, пожалуй, самое крупное сочинение Кабалевского для фортепиано соло. Во всяком случае и Первая соната, и Третья по своим масштабам явно уступают второй. Причина того, что я начал с нее, конечно не в этом, а просто так совпало - эти ноты мне тоже одолжили знакомые, и я обязан заниматься сейчас большей частью произведениями из чужих нотных библиотек. И это при том, что своих лежат целые горы... Так вот, отличительное качество этой сонаты - ее грандиозный масштаб. До Буцко тут, конечно, еще очень далеко, но тем не менее... В принципе, насколько я понял, Кабалевский больше тяготеет к более компактным формам. Но ради такого случая, он не пожадничал и размахнулся от души. О каком случае я говорю, станет ясно, если посмотреть на дату создания сонаты - 1945 год! Это во многом и объясняет приподнятый мажорный, ликующий характер сонаты. Не без коллизий, конечно...
       Д. Кабалевский. Соната № 2, II часть. Программность прослеживается и в этой части. Все вполне «традиционно». Если Первая часть отражает «победные» настроения, добытые в трудной борьбе, то Вторую часть можно назвать своеобразные Реквиемом, плачем по жертвам трагедии. Вся ткань сонаты пронизана «ламентозными», но при этом лишенными всяческой сентиментальности, интонациями. Надо сказать, что Кабалевскому здесь очень удалось найти то самое сочетание скорбного, трагического и одновременно просветленно-возвышенного...
       Д. Кабалевский. Соната № 2, III часть. Этот финал мне казался бесконечным... Даже более длинным, чем сонаты Буцко. Делаешь страницу за страницей, а конца все не видать. Семь с половиной минут в темпе Presto - это вам не шутка... И никаких медленных серединок. Контрастного материала много, но почти весь он идет без особых замедлений. Финал - самая демократичная часть в цикле, слушается на одном дыхании. Если в первой части были какие-то полигармонические или политональные приемы, «осовременившие» довольно простую музыку, то здесь все еще проще, но при этом очень эффектно...
       С. Прокофьев. Сонатина ми минор, соч. 54 № 1, I часть. Слушая это, не часто звучащее в концертной практике сочинение, начинаешь понимать, куда тянутся «корни» Банщикова, и ему подобных мастеров XX века. Именно в таких, не получивших широкой известности произведениях, по-настоящему становится заметно мастерство Прокофьева. Здесь нет внешней броскости, программности, эффектной виртуозности, за которой можно спрятать отсутствие настоящего профессионализма. Фактура и форма отточены до последней ноты. Да, эту пьесу нельзя отнести к выдающимся произведениям Прокофьева, но показательно, как автор серьезно относился к самому, казалось бы незначительному замыслу, как тщательно отбирал и развивает тематизм, оттачивает фактуру и форму...
       С. Прокофьев. Сонатина ми минор, соч. 54 № 1, II часть. Подобные части очень трудно делать на синтезаторе. Здесь нужна особая тонкость агогических и динамических оттенков. Специфика же создания MIDI-файлов такова, что смоделировать эти оттенки практически очень сложно... Тем не менее, я считаю, что этот файл у меня получился... С учетов сложности задачи... Немного воображения, и перед вами откроется удивительные мир неповторимой прокофьевской лирики «среднего» периода...
       С. Прокофьев. Сонатина ми минор, соч. 54 № 1, III часть. Все сказанное о Первой части, можно смело отнести и к финалу. Особо только хочется отметить умение Прокофьева подобрать тематический материал к каждой части, умение двумя-тремя штрихами создать «атмосферу жанра»...
       А. Шнитке. Прелюдия и фуга. Нечасто обновляется у нас раздел этого весьма примечательного автора. К сожалению, Шнитке мало сочинял для фортепиано соло. На данный момент почти все его сочинения присутствуют в архиве. Осталось раздобыть только Импровизацию и фугу и небольшой цикл детских пьес. Насколько мне известно, больше Шнитке ничего для фортепиано не писал. Хотя, быть может в последние свои годы что-то и успел сделать в перерывах между симфониями, но мине об этом пока ничего не известно. Что касается Прелюдии и фуги, то это одно из первых сочинений композитора для фортепиано, написанное в начале богатых на творческие поиски 60-х годах. И оно целиком и полностью соответствует той эпохе поиска и экспериментов. В данном случае, это эксперименты с додекафонией. Да и кто в то время не экспериментировал с этой самой додекафонией. Это сочинение - один из образцов соединения додекафонии и полифонией. Такое соединение напрашивается само собой, поскольку додекафония по своему существу полифонична. Другое дело, что сами «первооснователи» додекафонии почему-то обошли стороной типичные полифонические жанры и формы. Вот и приходится нашим доблестным композиторам восполнять это досадное упущение. Нужно сказать, что это сочинение лишь с некоторой натяжкой можно считать чисто полифоническим. Значение Прелюдии здесь больше, а сама Фуга - это не столько фуга, сколько фугато... Это яркое концертное произведение, со всеми атрибутами виртуозности. Полифония здесь достаточно условна, главное здесь - попытка внести некое классическое прояснение в додекафонию, сделать ее более доступной, соединив с ярким пианизмом и четкой формой...
       А. Шнитке. Вариации на один аккорд. Вариации по своим масштабам явно уступают Прелюдии и фуге. Да и в самом деле, чего там наварьируешь на один аккорд? Не могу не отметить тот факт, что Шнитке «наварьировать» кое-что удалось. Пусть и не очень много, но какие-то рамки разнообразия сохранились. Кстати, забыл сказать, что оба произведения делал по рукописям самого Шнитке. Не могу сказать, что сильно трепетал, держа в руках эти сильно пожелтевшие листочки, но зато могу теперь похвастаться тем, что знаю, как они выглядят... Довольно аккуратно, почти без ошибок...
       Э. Денисов. Скерцо. Это что-то из «раннего». А вот откуда именно, этого я сказать не могу. Про это Скерцо я не нашел в книгах о Денисове ни одного слова, ни одного намека. Из ранних пьес у меня осталась еще «Классическая сюита», а вот после нее можно будет приняться за «серьезные» сочинения...
       С. Рахманинов. Салонные пьесы, соч. 10 № 6. Романс. В том, что Рахманинов представлен в архиве так скромно, виноват... он сам. Уж кого-кого, а его музыку играют в достаточной мере. В особой пропаганде она не нуждается... Даже обидно... Тем не менее, я все-таки планирую сделать несколько пьес, звучащих относительно редко. Романс - это одна из них...
       Напоследок остались пьесы Ребикова, из довольно толстого сборника. Те, что я не успел сделать ранее. Теперь этот сборник полностью закончен. К сожалению, в нем почти не оказалось пьес, в которых Ребиков проявил себя как модернист. Кстати, в этом сборнике указано, что это выпуск 1. Можно предположить, что во втором-то выпуске и сосредоточенны все модерновые произведения Ребикова. Но у меня второго выпуска пока нет. Зато недавно вышел в печати другой «толстый» сборник произведений Ребикова. Часть пьес из него уже есть в нашем архиве, но браться за него я сейчас не буду - нужно сделать небольшой перерывчик. Есть еще много авторов, ждущих своей очереди. К тому же мне нужно срочно доделывать те произведения, которые я одолжил у знакомых. К счастью, среди них есть много интересной музыки, так что скучать вам в отсутствие Ребикова сильно не придется...
       А теперь коротко о новых пьесах Ребикова:
       В. Ребиков. Вальс из оперы «Елка», соч. 21. Самое известное сочинение Ребикова. Никаких намеков на модернизм...
       В. Ребиков. Пастушеские сцены, соч. 28. В другой версии - Буколические сцены. Единственный цикл, представленный в нашем архиве полностью. Здесь уже опытный слух может заметить те самые ростки русского модернизма, хотя вся музыка звучит очень просто и естественно. Привожу список пяти пьес, входящих в состав цикла:
       1. В виноградниках
       2. Пастораль
       3. Танец пастушек
       4. Танец пастухов
       5. Хоровод эльфов
       Для тех кто не в курсе, поясняю, модернизм нужно искать в Пасторали и Хороводе эльфов. Первая из этих пьес отличается своеобразной гармонизацией септаккордами и нонакордами, без консонирующего тонического созвучия. Вторая пьеса и вовсе на 90 % гармонизована уменьшенным септаккордом. Интересные ладогармонические элементы есть и в других пьесах, но наиболее ярко гармонические поиски проявились именно в этих пьесах...
       В. Ребиков. Осенние листья, соч. 29, № 3. В другом месте этот цикл обозначен «Листки из альбома». Эта пьеса, вполне традиционная, на мой взгляд, одна из самых лучших в творчестве Ребикова. Здесь ему в какой-то степени удалось возвысится над салонной слащавостью, и достичь немалой силы выражения в духе «Осенней песни» Чайковского...
       В. Ребиков. Осенние листья, соч. 29, № 6. Тоже очень серьезная пьеса. Однако здесь весьма ощутимы поиски новизны. Пьеса почти атональна, если память мне не изменяет, Ребиков там даже ключевые знаки не ставит. Тональность, конечно, там присутствует достаточно явно, но автор всячески старается избежать разрешения в тонику, в результате она так и завершается, зависнув на неустойчивом созвучии...
       Теперь несколько слов о новых статьях. Их довольно много, и есть среди них довольно большие. Некоторые очень рекомендую почитать...
       А. Тевосян. Откровение и благовествование Алемдара Караманова. Большая статья, которую я забыл выложить в одном из предыдущих выпусков. Посвящена в основном религиозным мотивам в симфоническом творчестве Караманова. А поскольку творчество Караманова в принципе религиозно, то имеет смысл с ней познакомится...
       И. Нестьев. Возвращение. Посвящена проблеме эмиграции и возвращения на Родину С. Прокофьева. Есть довольно интересные рассуждения и фактический материал на эту тему...
       М. Рыцарева. Паломничество к Рахманинову. Небольшая и не особо интересная статья... Да и не столько о Рахманинове, сколько об одном американском почитателе и исследователе творчества Рахманинова... Сделал на всякий случай, чтобы не пропала...
       Р. Берберов. В. Ребиков. Сочетание автора и названия статьи можно употреблять как скороговорку... Эта большая статья была напечатана в том самом сборнике пьес Ребикова, который я к этому моменту уже закончил. Она явно выходит за рамки обычной аннотации, там есть очень интересный, и, как мне кажется, верный эстетический анализ (не побоюсь этого громкого слова) творчества Ребикова...
       Далее идут три статьи-аннотации, не имеющие особого отношения к содержанию архива, но кто хочет копнуть чуть шире, может с ними познакомиться:
       Е. Чигарева. А. Шнитке. Концерт для фортепиано и струнного оркестра.
       А. Ивашкин. Альфред Шнитке. Пассакалия.
       С. Савенко. Альфред Шнитке. Концерт № 3 для скрипки и камерного оркестра.
       Еще несколько статей, посвященных творчеству А. Шнитке. Это довольно большие статьи, и, должен сказать, весьма содержательные:
       Альфред Шнитке: о музыке, своей работе и о себе. Большое интервью с Г. Цыпиным. Можно сказать, информация из первых рук.
       С. Савенко. Все симфонии Альфреда Шнитке. Большая аннотация к циклу концертов, в которых исполнились первые пять симфоний Шнитке. Этот цикл концертов состоялся более 10 лет назад (тогда у Шнитке было всего пять симфоний). Мне удалось побывать почти на всех (кроме первого)...
       А. Михайлов. Цикл симфоний Альфреда Шнитке. Не трудно догадаться, что статья посвящена тому же событию, что и предыдущая. В свое время она на меня произвела очень сильное впечатление. Сейчас, спустя много лет, я нахожу там много вычурного, но и понял по настоящему многое я только сейчас...
       И еще три статьи, имеющие непосредственное отношение к произведениям Шнитке (кроме Импровизации), представленным в архиве. Вообще-то, это не и статьи, а фрагменты монографии В. Холоповой и Е. Чигаревой, которую я не вижу особого смысла набирать целиком:
       Импровизация и фуга для фортепиано.
       Вариации на один аккорд.
       Посвящение Стравинскому, Прокофьеву и Шостаковичу.
       И последняя на сегодня статья - аннотация В. Екимовского к концерту, в котором исполнялась Соната для виолончели соло. Про сонату там, впрочем, совсем немного, больше информации о самом В. Суслине.


[Новости] [Комментарии] Планы

       Очень хочется отдохнуть от архива... Мне кажется, что я заслужил небольшой «отпуск». В принципе, мне на время придется приостановить работу над MIDI-файлами, так как нужно выполнить несколько срочных заказов. Приятная же новость заключается в том, что на работе самого архива это мало отразится, так как у меня наделано файлов вперед на полгода. Там остались, правда, большей частью мелкие сочинения, но зато довольно много интересных новых авторов, так что скучать не придется...
       Это первое. В течении следующего месяца я планирую заняться так называемым алфавитным списком, который пока у мен не действует. По сути, он будет представлять собой несколько списков всех файлов, отсортированных по разным параметрам: названию пьес, названию циклов, номеру сочинения и дате сочинения. Возможно, еще по времени звучания и объему файла. Со временем планируется создание и тематического каталога...
       И самое важное! Со следующего месяца архив будет обновляться не раз в месяц, а каждую неделю. Число добавляемых файлов я не регламентирую, но, думаю, их будет не меньше десяти в каждом выпуске. В списке же новых поступлений будут содержаться все файлы, добавленные за месяц. В данный момент я решил оставить в списке новых поступлений все файлы, добавленные в январе...
       Почаще заходите в архив...

В. Рыжков.


[Об архиве]  [Как добавить MIDI-файл]
Используются технологии uCoz