НОВОСТИ АРХИВА СОВРЕМЕННОЙ РУССКОЙ
ФОРТЕПИАННОЙ МУЗЫКИ
(Выпуск № 4)
Архив выпусков новостей: [1] [2] [34 [5] [6] [7] [8] [9] ... [последний]

Новости [Комментарии] [Планы]

       Как ни старался закончить все к началу месяца, ничего из этого не вышло. И это при том, что MIDI-файлы были уже давно готовы. По различным причинам не удалось вовремя написать комментарии к новым поступлениям. Отныне девизом будет изречение: «краткость - сестра таланта». Ну а пока вам придется, хотите вы этого или нет, немного потерпеть мое многословие... Возможно, в последний раз. Впрочем, вы можете все это и не читать, а сразу «давить» на ссылки...


[Новости] Комментарии [Планы]

       А. Мосолов. Соната № 5, соч. 12. Этим сочинением завершается работа над сочинениями Мосолова. Нет, я не имею ничего против него, просто сборник его фортепианных сочинений, изданный в 1991 году, «сконвертирован» в формат MIDI от корки до корки... На сколько мне известно, существует еще несколько сохранившихся сочинений Мосолова, в частности, Вторая соната, 2 ноктюрна (см. список сочинений в статье Ю. Холопова). Подозреваю, что что-то доступно и в виде нот. По крайней мере, на виниловом диске, выпущенном в том же 1991 году с записями фортепианных сочинений в исполнении Русудан Хунцария помимо сочинений, имеющихся в нашем архиве, имеются также Два ноктюрна (соч. 15). Не знаю, изданы эти сочинения, или нет, но у меня их пока нет. Однако, как только они попадутся в поле моего зрения, я обязательно восполню этот пробел. Очень уж заманчиво обладать полным собранием записей этого автора (пусть и компьютерных)...
       А. Мосолов. Соната № 5, соч. 12, I часть. 5 соната - самое монументальное сочинение в нашем архиве в нашем архиве этого автора. Скорее, в силу многочастности, чем силу размеров самих частей. По идее, последняя соната композитора должна подводить определенный творческий этого, но к этой сонате подобное определение не относится. Она не только не несет «итоговой» функции, но и вообще не демонстрирует какого-либо существенного стилевого прорыва в творческом развитии. Сравнивая все фортепианные сонаты можно подумать, что автор творчески не развивался. Но это обманчивое впечатление. Вся хитрость здесь в том, что все сонаты по существу - ранние сочинения, написанные в один период. Поэтому, приступая к прослушиванию I части, отбросьте надежду услышать нечто принципиально новое. Эта соната интересна, прежде всего, решением проблемы многочастности (Первая и Четвертая сонаты, как известно, одночастные). Вот именно на это и нужно обращать внимание при прослушивании Пятой сонаты Мосолова... Да, еще можно, конечно, попытаться получить удовольствие от музыки...
       А. Мосолов. Соната № 5, соч. 12, II часть. «Элегия», так сказать... Вот здесь-то и начинается самое интересное! В чем проблема Мосолова? В контрасте! Точнее, в его отсутствии. Впрочем, это проблема не только Мосолова, но и многих «ищущих» композиторов. И связана она , как это не парадоксально, обилием этого самого контраста. Эффект «монотонии роскоши». За счет чего создавать контраст между частями, если сами части пресыщены им? Для решения этой проблемы, Мосолову не пришлось особо отказываться от манеры изложения Сонатного Allegro в I-й части, решение проблемы перенесено во II-ю. Здесь-то Мосолов и решается на совершенно нетипичный для себя, но довольно оригинальный стиль изложения и формообразования - предельно ясная трехчастность, не брезгующая простейшей гомофонно-гармоническй фактуры. Шутка ли, вся первая часть трехчастной формы выдержана в одном движении!
       А. Мосолов. Соната № 5, соч. 12, III часть, Скерцо. Еще одна попытка организовать междучастный контраст. Решение гениально в своей простоте - достаточно оказалось вернуться к первоначальному «клочковатому» стилю изложения материала.
       А Мосолов. Соната № 5, соч. 12, IV часть. Уже по первым трем частям вырисовывается определенная картина того, как решается проблема контраста Мосоловым - чередованием различных типов формообразования: «рыхлого» и «твердого». Финал только подтверждает это предположение: после калейдоскопичного Скерцо - монументально Adagio, поражающее не столько своей «монументальностью», сколько просто-таки издевательским отношением к фортепиано. Мне еще не приходилось встречать пьесы, в которой с таким упорством и упоением используется нижний регистр! Причем не просто нижний, а самый нижний. И большей частью на повышенных тонах. И еще один примечательный момент - использование инородного материала. В результате формируется не только еще одна большая зона единого движения, но и зона ярко выраженного латотонального наклонения...
       Я не планирую обычно делать здесь теоретические анализы и «разборки», но хотелось, заканчиваю работу над фортепианными сочинениями Мосолова, подвести некий итог, поставить жирную точку. Я лишь позволил себе поделиться некоторыми соображениями по поводу его музыки. С более подробным анализом 5-й сонаты Мосолова можно познакомиться в имеющихся в архиве статьях (ссылки даны на соответствующие разделы статей) Ю. Холопова, И. Барсовой и В. Беляева...
       В заключении еще одно замечание. Я тут сравнил хронометраж 4-й и 5-й сонат Мосолова с теми записями, которые у меня есть. Расхождение составило считанные секунды. Мелочь, а приятно...
       В. Лобанов. Соната № 2. Композитор довольно хорошо известен... в узких кругах знатоков современной русской музыки. А жаль, быть может, он заслуживает известности не меньшей, чем более прославленные мастера русской музыки XX века. Соната представляет собой своего рода квинтэссенцию современного авангарда и поставангарда. Здесь самым неожиданным образом сочетаются концептуализм Шнитке, утонченность Денисова, элементы полистилистики, минимализма и алеаторики. И при этом, соната воспринимается как цельное и очень значительное сочинение. Ее вполне можно было бы поставить в один ряд по значимости с, скажем, сонатой Шнитке... Если бы не одно «но»... Похожей проблемы я уже касался в связи с анонсированием сочинений Александрова. Попробуем подойти к этой проблеме немного с другой стороны. В чем, собственно говоря, можно упрекнуть Лобанова? Только в том, по большому счету, что используемые им средства выразительности и содержание концепций (в чисто музыкальном аспекте) - в некотором смысле «б/у» не первой свежести. Он, по большому счету, не придумал ничего нового, и не сказал ничего нового. Получается своего рода «авангард без авангардизма». «Плохо» это или «хорошо»? С позиции ортодоксального авангарда - плохо! Но, может быть, Лобанов вовсе не «авангардист»? Может быть он этот самый... как его там... «поставангардист»? Благо, никто толком не знает, что это такое... Впрочем, если сравнить авангард и поставангард применяя несколько условную и не претендующую на полноту дефиницию: то, что для авангарда цель, для поставангарда - средство, то в такую концепцию творчество Лобанова вполне вписывается. Но тогда и Шнитке, и Денисова, и многих других известных представителей «русского авангарда» логичней отнести к поставангарду. Я бы рискнул сказать, что «русского авангарда» в ортодоксальном смысле слова нет вообще, поскольку никто ничего нового у нас не придумывал. В подавляющем большинстве случаев русские композиторы действуют по заветам Глинки: «перелопачивать западное на русский лад». И дело здесь вовсе не в принципиальном отставании России «в технологиях», - дело, скорее, в менталитете. Ну, не приемлет русская душа «чистого технологизма» западного авангарда! Нам «духовность» подавай, глубину чувств! А отсюда и постоянное желание воссоединить технологию западного авангарда с философской концептуальностью, психологическим драматизмом и эмоциональностью. Почти весь западный авангард -существует ради самого авангарда! В своем роде, он «чист»! Если там и решаются какие-либо проблемы, то, по большей частью, чисто музыкальные. В русской музыке авангард обрастает всевозможными дополнительными пластами смысла, не имеющих к музыке прямого отношения, расширяя тем самым пределы музыкального искусства до крайних границ... А иногда и за его пределы...
       Павленко. Соната № 1. Еще один «авангардист». На этот раз из той самой пачки «за 170 рублей». Если Лобанов ближе к «шнитковскому» направлению, то Павленко явно тяготеет к Денисову (что, впрочем, не удивительно)... Относительная «вторичность новизны» стиля компенсируется эмоциональной содержательностью. Для «додекафоноподобного» языка соната чрезвычайно ясна по форме, что приятно радует. Подобная ясность достигается не столько интонационными средствами, сколько контрастом типов движения и фактуры. О фактуре хочется сказать отдельно. На фоне «перегруженных» сонат Мосолова и некоторых других сочинений композиторов XX века, соната Павленко выделяется своей ясностью и прозрачностью. Впрочем, в кульминации автор не удержался и основательно «погромыхал» кластерами...
       С. Павленко. Соната № 2 (fantazia quasi una sonata). Я решил сделать сразу обе имеющиеся у меня сонаты этого интересного композитора. Хотя бы для того, чтобы можно было сразу сравнить и оценить степень прогресса (или регресса - бывает и такое). Итак, что же изменилось за 5 с лишним лет? Первое, что бросается в глаза - исчезли тактовые черты. Вот только необходимости в этом я никакой не обнаружил, а вот исполнителю дополнительная головная боль. И хотя автор не изменил ясному и прозрачному стилю, малейшая опечатка делает понимание ритмического замысла весьма затруднительным... Ну, ладно, это мелочь. Теперь о более существенных изменениях. Мода на полистилистику и использование материала и цитат из классических сочинений коснулись и композиторов «денисовской» школы. На этот раз, как можно догадаться из названия сонаты, «экзекуции» подвергся Бетховен, но не «лунная» соната, как можно было предположить, а I-я часть 17-й, точнее, самое ее начало. Похоже, что прикосновение к гению Бетховена заставило автора построже относиться и к своему творчеству. Больше нет внешних эффектов, «стеносотресающих» кластеров, «игры локтями», glissando по всей клавиатуре и тому подобного. Но, с другой стороны, «модная» тема «диалога эпох» как-то не очень свежо воспринимается (печальная судьба всего модного), и все созданное в этом направлении уж больно похоже одно на другое...
       А. Караманов. Вариации си-минор. Музыка для «истинных» гурманов. Не так много композиторов осталось, которые искренне продолжают писать музыку, более характерную для эпохи Рахманинова, Метнера, Глиэра... Иногда это происходит от творческого бессилия, иногда это форма эпатажа. Насколько мне известно, Караманов пришел к этой «простоте» в течении долгого творческого пути, нашел «свое» и не особо отягощает себя надуманной проблемой соответствия моде. Итак, если вы не ищете экстравагантных изысков, вычурных форм и шокирующих способов звукоизвлечения, а просто хотите послушать возвышенную и одухотворенную музыку, то это для вас... Да и остальным не возбраняется...
       Н. Метнер. 4 сказки соч. 26. Меня всегда поражало отношение исполнителей к «Имени». Вот будут мучаться, страдать, но обязательно выучат все 24 прелюдии Рахманинова (хотя далеко не все из них заслуживают таких жертв, прямо скажем), а рядом будут пылятся полузабытые шедевры того же Метнера, которые могли бы украсить любой «клавирабенд»! Нет, пора положить конец такой несправедливости! И Метнер - среди первых предпочтений. И вы еще удивитесь, как много чудной музыки утаивала от вас «цензура» исполнителей! Впрочем, это касается не только Метнера, но и большинства произведений, представленных в архиве. Похоже, что в защите свободы нуждается не только «слово», но и «звук»... Нет, я вовсе не против Рахманинова. И то, что его пьес пока нет в архиве - это временное явление. К тому же, кое-что можно найти в других архивах. Есть даже, насколько мне известно, целый сайт, посвященный Рахманинову. А на любом рынке можно приобрести за 70-80 рублей диск с почти полным собранием сочинений в MP3. Наша же первостепенная задача - закрыть «белые пятна» на «карте истории русской музыки»...
       Н. Метнер. 4 сказки, соч. 26, № 1, Сказка ми-бемоль мажор. Несмотря на кажущуюся простоту и изящный светло-песторальный характер сказки, она способна доставить немало проблем исполнителю. Над некоторыми местами мне пришлось основательно попотеть. Это касается, прежде всего ритмики. Представьте себе «гремучую смесь»: синкопированная трель с форшлагом в полиритмическом сочетании с гармонической фигурацией!..
       Н. Метнер. 4 сказки, соч. 26, № 2, Сказка ми-бемоль мажор. Надо было обладать немалой смелостью, чтобы поставить в цикле рядом две пьесы в одной тональности! Но, похоже, жизнерадостный свет ми-бемоль мажора так захватил автора, что ограничиться одной пьесой он уже не мог... Даже не хочется комментировать эту пьесу - все равно подходящих слов найти не удастся. Скажу только, что готов слушать ее по несколько раз в день... даже в исполнении синтезатора...
       Н. Метнер. 4 сказки, соч. 26, № 3, Сказка фа минор. Одна из самых известных пьес Метнера, в принципе, тоже особо не нуждающаяся в рекламе. К сожалению, мне не удалось передать всю глубину и утонченность эмоциональных оттенков этой удивительно выразительной пьесы. Но если вы еще по какой-то причине не знаете этой музыки, то вполне сможете получить о ней хоть частичное представление...
       Н. Метнер. 4 сказки, соч. 26, № 4, Сказка фа-диез минор. Последняя, и, пожалуй, самая «заковыристая» в цикле. Неисчерпаема фантазия Метнера в придумывании различных ритмических трудностей. Если посмотреть в ноты, можно подумать, что она даже чрезмерна. Но когда все выучено, записано в MIDI-файл, оказывается, что звучит довольно непринужденно и естественно...
       Д. Кабалевский. 24 прелюдии, соч. 38. Очередные «24 во всех...» тональностях. Я уже как-то обещал, что займусь Кабалевским вплотную, а вот теперь и настал момент «расплаты» за неосторожно брошенные слова. Непростое это дело делать «24 во всех...». Поначалу я даже хотел сделать какую-нибудь сонату, но в итоге выбор пал на этот цикл, и в ближайшее время нещадному «истреплению» (не путать с «истреблением») подлежит довольно пухлый сборник 24-х прелюдий. Цикл давно стал классикой русской музыки XX века - о нем все всё знают, но, как всегда, мало кто может похвастаться тем, что слышал все 24 прелюдии. А поэтому комментировать каждую прелюдии в отдельности не буду, да и придумывать комментарии к 24 прелюдиям одного автора пожалуй не легче, чем сочинить сами прелюдии. Итак, вашему вниманию предлагается первая порция из 6-и прелюдий:

       Д. Шостакович. 3 фантастических танца. К этому небольшому циклу я питаю «особые чувства», несмотря на то, что Шостакович не принадлежит к моим «любимым» композиторам. С этого цикла началось мое знакомство с так называемой «Советской музыкой». Была такая «фишка» в те времена - при поступлении в музыкальное училище необходимо было иметь в программе сочинение этого самого «Советского композитора». И не важно - играешь ли ты его в самом деле, или это фикция - этот номер программы звучал крайне редко. Вот и у меня стоял в программе «Фантастический танец № 1». Но совесть моя была чиста - я его и в самом деле знал. Помню, ругался, чертыхался, «успокаивался» на этюдах Листа и Шопена, но этот Танец все-таки «осилил». И все время задавал себе один вопрос: «и чего это люди всякую чушь пишут? Есть же "нормальная" музыка!» И кто бы мог подумать, что всего через год я сам начну потихоньку «пачкать» нотную бумагу и современная музыка окажется в центре моего внимания! И кто знает, может быть именно благодаря этому Танцу существует наш архив? Так или иначе, но я счел своим «священным» долгом сделать эти пьесы для нашего архива:        А это - «довесок» - небольшая подборка материалов «Из выступления на собрании композиторов и музыковедов г. Москвы», никакого отношения, впрочем, к Фантастическим танцам не имеющая. Воспринимайте это просто как исторический документ.

       Ну, и на последок, несколько мелочей композиторов, которых с таким же правом, если не большим, можно отнести и к XIX веку. Но все они успели немного «потворить» и в XX веке, а поэтому закрывать глаза и уши на их творчество было бы несправедливо, тем более, что оказавшись в расцвете творческих сил на «переломе веков», они не только осуществили в своем творчестве «связь времен», но так или иначе повлиять на развитие русского музыкального искусства в XX веке.

       А. Лядов. Канон соль мажор, соч. 34. Дата создания мне пока неизвестна. Да, честно говоря, я еще не занимался всерьез музыковедческими изысканиями - отложим этот процесс до лета. Но в том, что он написан до начала XX века лет на 5-10 - в этом нет никаких сомнений. Но коль уж попался под руку - будь добр, полезай в архив...
       А. Лядов. Прелюдия до минор, соч. 39 № 2. И это еще не XX век, но обратите внимание на сходство с соль-бемоль мажорной прелюдией Скрябина из соч. 11! Вот она - «связь времен» - в наглядном проявлении...
       С. Ляпунов. Allegretto соль мажор. Ни чем особым непримечательная пьеса. Да и автор, впрочем, тоже. Больше всего известен как продолжатель творческого дела Балакирева и автор виртуозных этюдов, благополучно забытых исполнителями... Если Лядов в какой-то мере открывает дверь в XX век, то Ляпунов - закрывает ее за XIX... Причем, с некоторым опозданием... Однако, я не стал бы утверждать, что дело Ляпунова не имело никакого смысла. Композиторы, подобные ему формировали определенную культурную среду - среду традиций, среду высокого профессионализма, что так или иначе вынуждало авторов прогрессивного направления поддерживать высоко поднятую планку...
       В. Ребиков. Мазурка ля минор, соч. 8 № 9. «Пустоцвет русского модернизма» - такую уничижительную характеристику дал Ребикову Асафьев. Никакого модернизма, однако, вы здесь не услышите... Как, впрочем, и «пустоцветности» - вполне добропорядочная салонная мазурка, по стилю мало отличающаяся от знаменитого Вальса из «Елки»... Разве что не столь слезливая. Да и чего ждать от «раннего» сочинения? Модернизм будет позже. А вот «пустоцветный» или нет - можно будет судить, когда такие «модерновые» пьесы Ребикова появятся в архиве...
       А. Скрябин. Мазурка фа-диез мажор, соч. 40 № 2. А это уже самый что ни на есть XX век... Хоть и самое его начало... В сети уже есть MIDI-файл этой мазурки. Любопытно сравнить: там - запись живого исполнения в MIDI-формате, у меня - запись отредактированная. И хотя о вкусах, как говорится, не спорят, мне кажется, что в стремлении добиться максимально «живого» звучания MIDI-файла нужно знать определенную меру: то, что в живом исполнении воспринимается как изысканное rubato, в исполнении синтезатора - небрежность и неаккуратность...


[Новости] [Комментарии] Планы

       Вот наобещал в прошлый раз и Чюрлениса, и Черепнина, и Гречанинова... И где оно все? Нету... Кое-что на самом деле есть, но мало, и не совсем то, что планировал. Но рано или поздно вы все это услышите, а я в свою очередь, постараюсь больше не разбрасываться опрометчиво обещаниями, а ориентироваться большей частью на то, что действительно находится в работе. А в работе сейчас находятся 3 крупных проекта, с одним из которых вы уже начали свое знакомство. Речь идет, как вы уже догадались, о 24 прелюдиях Кабалевского, очередную порцию которых я готовлю к следующему выпуску...
       Второй проект - 2 первые сонаты Рославца. Это последние произведения композитора, имеющиеся в моем распоряжении, и я очень настроен покончить с этим автором. В данный момент синтезатор «кипит» от Первой сонаты. Никаких шансов на концертную жизнь у нее нет, но замысел! Замысел! Это как раз тот самый случай, когда в стремлении создать «нечто», автор совершенно теряет ощущение реальных возможностей исполнителя... Тем принципиальней появление этого произведения в нашем архиве...
       Третий проект - это настоящий «монстр». Думаю, он побьет немало рекордов нашего архива, по длительности звучания - это уж точно... Речь идет о Первой сонате для двух фортепиано Ю. Буцко, музыка которого представлена в нашем архиве непростительно мало. Я уже начал работать над ней, и понял, что крупно влип... Хорошо, если удастся к следующему выпуску доделать только I часть...
       Ну, и конечно же - куча всяких мелочей. Что именно - пока не знаю, а конкретных заявок в последнее время не поступало...
       Да, и еще, Валерий Белунцов обещал всерьез заняться своими непосредственными обязанностями, так что, возможно, в самом скором времени мы увидим в действии все те разделы нашего архива, которые пока представлены никуда не ведущими гиперссылками...
       Ждем ваших откликов и предложений. Заходите к нам почаще...

В. Рыжков


[Об архиве]  [Как добавить MIDI-файл]
Используются технологии uCoz