НОВОСТИ АРХИВА СОВРЕМЕННОЙ РУССКОЙ
ФОРТЕПИАННОЙ МУЗЫКИ
(Выпуск № 6)
Архив выпусков новостей: [1] [2] [3] [4] [56 [7] [8] [9] ... [последний]

Итоги [Новости] [Комментарии] [Планы]

       Вот и кончилось лето, время отпусков и каникул. Начинаются трудовые будни. Кончились каникулы и у нашего архива... Но, если быть более точным, каникулы были только для посетителей, у нас же работа кипела как никогда. Результатом дружной беготни пальцами по различного рода клавиатурам стало более 100 новых MIDI-файлов и порядком-таки обновленный архив. Причем, большая часть работы никогда не будет видна постороннему взгляду. Впрочем, о новых возможностях архива более подробно вам расскажет Валерий Белунцов - ему и слово:


[Итоги] Новости [Комментарии] [Планы]


[Итоги] [Новости] Комментарии [Планы]

       Нет, все файлы сразу мы выкладывать не будем. Это и технически сложно сделать, да и вам столько сразу будет трудно переварить. Однако, в качестве некой компенсации за отсутствие обновлений мы выложим несколько больше, чем обычно. Итак, вашему вниманию представляются 50 новых MIDI-файлов...
       Ю. Буцко. Соната № 1 для 2-х фортепиано, II часть. Между двумя 15-минутными «гигантами» эта часть смотрится каким-то «карликом». Но значимость и «яркость» материала вовсе не соответствуют ее размерам. Необычная «колокольная» остинатность чередуется с эпизодами на тему Dies Irae... И вообще, вся часть звучит очень динамично, в какой-то момент, сдержанный до всяческих внешних эффектов, Буцко даже позволяет себе октавное glissando у двух роялей одновременно. И будь концовка у этой части «поярче», она вполне могла бы претендовать на эффектный концертный номер...
       Ю. Буцко. Соната № 1 для 2-х фортепиано, III часть. Лишь несколько секунд не хватило этой части, чтобы побить «рекорд» длительности звучания первой... Проблема, впрочем, не в «рекорде», а в «длительности»... В консерватории почему-то не очень любили, когда студенты сочиняли «длинные» произведения, даже если это по определению - крупная форма. Я всегда в эти моменты думал про себя: они что - музыку не любят, если хотят, чтобы она побыстрей «замолкла»? И можно сколько угодно говорить про «размытость формы», про «несбалансированность разделов», но мне почему-то кажется, что здесь дело куда проще - в самой что ни на есть обычной лени - лени напрячься, сосредоточиться и внимательно прослушать...
       Р. Щедрин. Соната, II часть. Ну, вот... Наконец-то мы и дождались, когда Валерий доделает сонату Щедрина - именно этой части и не хватало «для полного счастья»... А делов-то всего на 8 Kb! Однако Щедрин при полном попустительстве В. Белунцова умудрился растянуть эти 8 Kb аж на шесть с лишним минут!..
       А. Глазунов. Легкая соната. К крупным сочинения это произведение отнести довольно трудно. Это даже и не соната вовсе, а так - сонатинка. Одно из ранних (если не сказать - юношеских) произведений Глазунова. Впрочем, благодаря этой сонате нам удалось «опустить» нижнюю границу XX века лет этак на 20... Думаю, что там она (граница) пока и останется... До тех пор, пока мы не переименуем наш архив в «Архив русской музыки»...
       А. Хачатурян. Токката. Эта пьеса куда больше заслуживает называться «крупной», нежели предыдущая. Впрочем, сочинение достаточно известное, в комментариях не нуждающееся. Отмечу лишь, что исполнил ее В. Белунцов - давненько мы что-то от него не получали музыки в таком количестве...
       Д. Кабалевский. 24 прелюдии, соч. 38. С удовлетворением отмечаю, что очередной цикл из «24-х» завершен! Боюсь, что теперь не скоро решусь на еще один подобный шаг - уж больно это утомительное дело, делать 24 прелюдии (хорошо что, хоть, еще без фуг). А ту еще Кабалевский свинью под конец подбросил в виде прелюдии страниц этак на 7... Короче говоря, отныне делаю только небольшие циклы, а пока последние 10 прелюдий Кабалевского:

       Т. Хренников. 3 пьесы, соч. 5. А вот и «маленький» цикл... Правда, сделал его а не я, а В. Белунцов. И это естественно - он у Хренникова учился, ему и флаг в руки. Кстати, только сейчас сообразил - этим ранним циклом Т. Хренников «дебютирует» в нашем архиве:        А. Самонов. 3 русские песни. Поскольку у Самонова занимался я, то и этот цикл «пришлось» играть мне. Так уж получилось (чисто случайно), эти два цикла чем-то похожи. И пусть вас не смущает привязка к народным темам - обработаны они довольно «смело», а посему звучат вполне оригинально и интересно:        Р. Щедрин. Девичий хоровод (из балета «Конек-горбунок»). Эта пьеса - единственная отсутствующая до этого момента в цикле «4 пьесы из балета "Конек-горбунок"». Щедрин - это по валериной части. И, надо сказать, он у него получается всегда очень хорошо... Ну, или почти всегда...
       М. Чулаки. В гостях у пионеров (эпизоды из лагерной жизни). Еще одно «новое» лицо в нашей галереи Советских композиторов. Хотелось бы, конечно, чтобы первое знакомство состоялось с более «серьезной» музыкой. Но за неимением подобной придется для начала послушать две пьесы из цикла со столь «зловещим» названием. Художественная ценность первой пьесы («Эхо») со скоростью света стремится к нулю, а вот вторая («Эстафета») - весьма «живенькая» и «симпатичненькая»...
       А. Глазунов. Гавот, соч. 49 № 3. Ну, очень большой Гавот... И довольно скучный... Но есть в нем одна «изюминка» - в том месте, где должен быть мюзет, неожиданно звучит что-то очень родное, наше, русское...
       Е. Голубев. Колыбельная (из цикла «5 пьес на стихи М. Лермонтова»). Пьеса хоть незатейливая в своей простоте, но дает вполне адекватное представление о стиле музыки этого известного композитора. Думаю, что очень скоро мы познакомим вас и с более значительными его сочинениями, как-никак он является автором довольно большого числа фортепианных сонат...
       А. Ильинский. Волчок, соч. 19 № 3. Как и полагается всяким там «волчкам», «прялкам», полетам «шмелей» и прочей живности - все эти пьесы представляют собой своего рода хроматизированные этюды и этюдики... По большому счету, и Ильинский не предлагает чего-то особо оригинального - вполне типичный «волчок»...
       И. Ильин. Этюд соль минор. А вот пьеса от «первой половины» Ильинского мне показалась поинтересней, несмотря на довольно традиционный романтический стиль и форму. И если первый оборот поражает своей тривиальностью, то впоследствии не устаешь удивляться гармонической изобретательности автора...
       В. Косенко. Токкатина, соч. 15. Еще одна «этюдоподобная» пьеса. Как и две предыдущие - сочинение Мастера, вполне традиционное, но со своими «изюминками», оригинальными находками...
       В. Куприянов. Музыкальный момент № 1. С этим автором мы уже могли познакомиться по его Сюите. Тем интересней было узнать, что еще интересненького лежит в «столе» композитора. И вот - вашему вниманию предлагается два музыкальных момента в авторском исполнении. Несмотря на то, что они датированы раньше сюиты, в них чувствуется единство и законченность стиля - сдержанного в средствах, но в то же время, выразительного...
       В. Куприянов. Музыкальный момент № 2. Нельзя сказать, что он сильно контрастирует первому: та же аккордовая фактура, тот же умеренный темп... Но, видно, автор и не ставил перед собой такой задачи...
       В. Лобанов. Скерцино ре мажор. На фоне Второй сонаты эта непритязательная пьеса как-то не смотрится... Да и не слушается... Но не сонатами же едиными...
       А. Лядов. Прелюдия ре-бемоль мажор, соч. 10 № 1. Люблю я делать Лядова... Он почему-то всегда получается хорошо... И не случайно в последнее время его музыка рекой потекла в архив. И, должен предупредить, эта река не скоро пересохнет. Тем более, что у него есть очень интересные пьесы, если рассматривать его творчество именно в контексте XX века. Но это чуть позже...
       А. Лядов. Музыкальная табакерка (вальс-шутка). Как-то зашел на какой-то французский миди-архив, посмотреть, что там есть по нашей тематике... Результатом поиска оказалась эта самая «Табакерка»,.. исполненная почему-то на челесте... Послушал я, послушал - и прослезился... От жалости... Я, конечно, понимаю - Automaticamente, но не до такой же степени! И, дабы хоть как-то реабилитировать Лядова в ушах потенциальных посетителей того архива сделал свой вариант... для нашего архива...
       С. Людкевич. Песня без слов. Очень странная пьеса... Я, честно говоря, так и не понял, как ее нужно исполнять. Воспринимайте результат, как творческий поиск... Но что в самом деле вызывает неподдельное уважение, так это даты жизни!
       Н. Метнер. Этюд соль-диез минор, соч. 4 № 1. Одно из самых первых сочинений Метнера. Но разве такое можно предположить, прослушав эту пьесу? Все то же гармоническое и фактурное богатство, все та же ритмическая изысканность... Короче говоря, вполне зрелое сочинение профессионального композитора...
       Н. Метнер. Траурный марш, соч. 31 № 2. Неожиданно по-«модернистски» звучит эта пьеса, если не сказать, по-«экспрессионистски», у автора, известного своей неприязнью ко всевозможным «измам». Но жанр диктует свои законы, достаточно вспомнить «Погребальное шествие» Ф. Листа, также отличающееся повышенной эмоциональной напряженностью. Почти вся пьеса построена на чередовании двух «колоколоподобных» гармоний, что не мешает автору осуществить развитие материала и достичь необходимой завершенности формы...
       Н. Мясковский. Пожелтевшие страницы, соч. 31 № 2. Просто какая-то мистика совпадений: тот же опус, тот же номер, такая же скорбная безысходность настроения. Мясковский, правда, более последователен и оригинален в развертывании формы. Здесь нет никакой кульминационной патетики, настроение выдержанно от начала до конца... Чувствуется более «современный», концептуальный подход...
       Н. Николаев. Осенью. Название пьесы навевает ассоциации на всевозможные «осенние», «унылотоскующие» мотивы a la «Октябрь» П. И Чайковского... Ничего подобного здесь, тем не менее, нет. За таким безобидным названием кроется виртуозная и эффектная романтическая пьеса. Жаль вот только, что об «очередном» Николаеве (и далеко не последнем) нет никаких сведений...
       С. Рахманинов. Баркарола, соч. 10 № 3. Еще один «дебютант» в нашем архиве. В принципе, их в этом выпуске было довольно много, но появление такого значительного автора нельзя было не отметить особым образом. Впрочем, появление его в нашем архиве скорее случайно, нежели запланировано. Точнее говоря, я планировал заняться его музыкой, ориентируясь, прежде всего на малоизвестные сочинения. Эту же пьесу я обнаружил в сети, но основательно ее переработал, так как там было довольно много неточностей, ошибок и, просто неудачно сыгранных мест...
       В. Ребиков. Песня без слов. Пьеса, не входящая ни в какой цикл и, даже лишенная чести быть «опусом». При этом язык не повернется сказать, а пальцы не согнутся напечатать, что она «хуже» других его ранних произведений...
       Л. Ревуцкий. Вальс си-бемоль мажор. Вполне салонный вальс, напоминающий вальсы Чайковского и Шуберта одновременно...
       Н. Сильванский. Ноктюрн ре мажор. Не без претензии на гармоническую оригинальность, но, по сути, ничего выдающегося...
       А. Скрябин. 24 прелюдии, соч. 11. Небольшое пополнение в «рядах прелюдий» от В. Белунцова:        К. Сорокин. Концертный этюд си-бемоль мажор. Думаю, что произведения этого интересного автора будут регулярно появляться в нашем архиве. Подтверждением «интересности» автора может послужить и эта небольшая, но очень оригинальная пьеса...
       К. Сорокин. Концертный этюд фа минор. Как выясняется, автор не только очень интересный, но и довольно «разнообразный». По крайней мере, этот этюд совсем не похож на предыдущий, он, скорее, в традициях «небыстрых» этюдов русских композиторов, нежели «умеренно модерновой» музыки советских авторов...
       Г. Свиридов. Дождик. А завершаем обзор новых поступлений этой эффектной пьеской. Вполне достойное сочинение (хоть и небольшое) для финала...

       Впрочем, это еще не совсем финал, есть также несколько новых небольших статей...
Т. Масловская. Николай Метнер. Это небольшое дополнение к новым пьесам этого автора. Статья общего характера, не имеет особого отношения к тематике архива, но в качестве краткой характеристики творчества вполне сойдет...
       А. А. Шеншин. Авторство этой статьи мне неизвестно, возможно М. Лобанова. Впрочем, это даже и не статья, а, скорее, аннотация к исполнению музыки композитора в концерте...
       Ольга Томпакова. Леонид Сабанеев. Еще одна статья общего характера о композиторе, который был представлен в нашем архиве одним из первых. К сожалению, об этих композиторах очень мало написано, поэтому для нас ценна любая информация...
       Евгений Косякин. Артур Лурье. Статья чуть более развернутая и, на мой субъективный взгляд, интереснее предыдущих. Есть довольно любопытные сведения об эпизодах жизни композитора в послереволюционную эпоху...


[Итоги] [Новости] [Комментарии] Планы

       Как обещал, буду говорить только о том, что уже готово и ждет своего часа, или находится в работе:
       Н. Рославец. Соната № 2. Еще не готова... Впечатление, что она проще второй, оказалось обманчивым. Впрочем, сейчас она находится на такой стадии, что с уверенностью можно утверждать - последнее сочинение Рославца будет в архиве! И будет она в ближайшем выпуске!
       В. Белунцов. Рапсодия на две английские темы, соч. 75. Еще одно крупное сочинение, томящееся на моем жестком диске. Листу тут ловить нечего...
       В. Блок. Утренняя увертюра (для 2-х фортепиано). Композитор с «поэтической» фамилией оказался автором простой, но очень симпатичной пьесы...
       М. Бурштин. Бурлеска (для 2-х фортепиано). Еще одна «двухрояльная» пьеса от В. Белунцова. Более изысканная, нежели предыдущая - оба рояля никогда не играют в одной тональности, но звучит все очень «забавно»...
       Р. Щедрин. В подражание Альбенису. Известное произведение, тем не менее его наличие в нашем архиве только ему (архиву) на пользу...
       А. Гречанинов. Сонатина № 2 в 3-х частях, соч. 110. Одно из самых «модерновых» сочинений Гречанинова, каким-то образом, почему-то оказавшееся в школьном репертуаре... Что-то я не слышал, чтоб кто-то из школьников когда-либо играл, к примеру, финал этой сонатины - он и для профессионального исполнителя может представить немалую трудность...
       В. Кикта. Сонатина, соч. 1. Еще один ожидаемый «дебют» известного композитора... И дебютирует он, как и полагается в таких случаях, первым опусом...
       С. Прокофьев. 10 пьес из балета «Золушка». Пьес, точнее говоря, будет всего 9 - одна уже есть в архиве. А теперь мы сможем познакомиться с полным его вариантом, тем более, что эта музыка не часто звучит в концертах...
       Это лишь неполный список... Есть еще довольно много отдельных пьес, общим числом более 60-ти. Кстати, уже появились первые пьесы из наследия Чюрлениса, обещаниями по поводу которого я кормлю вас уже почти полгода... Ждем ваших откликов и предложений.

В. Рыжков.


[Об архиве]  [Как добавить MIDI-файл]
Используются технологии uCoz