НОВОСТИ АРХИВА СОВРЕМЕННОЙ РУССКОЙ
ФОРТЕПИАННОЙ МУЗЫКИ
(Выпуск № 5)
Архив выпусков новостей: [1] [2] [3] [45 [6] [7] [8] [9] ... [последний]

Новости [Комментарии] [Планы]

       Как-то незаметно прошло «важное» событие - в течении последнего месяца счетчик зафиксировал 30000-го посетителя! Была по этому поводу идея провести анализ посещаемости, на предмет того, «кто?» «когда?», «откуда?» и т. д., и выложить для обозрения полученную статистику, дабы все смотрели и «восхищались достигнутыми успехами, сопровождая восторг осыпанием лавров и воспеванием дифирамбов»... Однако, процедуру «купания в лучах славы» придется перенести на неопределенное время вперед - идея, быть может и неплохая, но времени на ее воплощение не было. Сами понимаете - конец учебного года - экзамены, зачеты, педсоветы и прочие малоприятные виды деятельности. Не удалось даже толком послушать выпускников композиторского отделения консерватории. Впрочем, все это не так важно... Важно, что обновление архива состоялось и очередные 30 файлов с нетерпением ждут своих слушателей...


[Новости] Комментарии [Планы]

       Из крупных форм вашему вниманию предлагаются только два файла... Но зато какие! В том смысле, что очень большие... Восторги же по поводу самой музыки оставляются на совести каждого в индивидуальном порядке...

       Ю. Буцко. Соната № 1 для двух фортепиано, I часть. Вот и побит рекорд самого «продолжительного» файла! Отныне его продолжительность равна 16-и минутам и 31-й секунде! Не думаю, что этот «рекорд» продержится очень долго. И побьет его сам же Буцко - большой любитель «божественных длиннот». На подходе 2-я соната для двух фортепиано. Она почти такая же большая как и 1-я, но при этом одночастная... Возвращаясь же к музыке представляемого сочинения, хочется отметить, что это весьма характерный образец зрелого стиля Буцко. Стиля очень серьезного, я бы даже сказал, сурового, и в то же время ярко экспрессивного. Вот это сочетание и явилось тем самым «камнем преткновения», из-за которого возникали наибольшие трудности в создании этого файла. Дело в том, что «сыграть» сонату для двух фортепиано на миди-клавиатуре практически невозможно, а если и возможно, то только при неразумно больших временных затратах на обработку. Приходится этот процесс доверять компьютеру. Поэтому все претензии по поводу исполнения прошу предъявлять «бесчувственному» ящику с микросхемами... И еще на последок хочу отметить большое число опечаток (или ошибок самого автора) в издании этой сонаты. Многие из них просто не поддаются разумному осмыслению - в том смысле, что невозможно понять, что же имел ввиду автор. В этих случаях я брал «творческую» инициативу на себя, и вовсе не факт, что мое понимание этих фрагментов совпало с авторской идеей. Консультироваться с автором, зная его довольно непредсказуемый характер, мне что-то не очень захотелось...
       Да, и еще одно... В этой сонате используется прием «щипка по струне», поэтому не забудьте загрузить семпл «гитара со стальными струнами», если вы пользуетесь «Гигасемплером» (№ 26 GM)...
       Н. Рославец. Соната № 1. Поразительно, но г-н Рославец умудрился впихнуть в шесть минут «двухручной» сонаты больше нот, чем Буцко в шестнадцать «четырехручной»! Одно только это дает мне право предположить, что исполнить эту сонату практически невозможно (не уверен, что и сам Рославец мог ее исполнить, особенно, если вспомнить, что он был скорее скрипачом, нежели пианистом). Я и не пытался этого сделать, а доверил ее исполнение, как и исполнение сонаты Буцко, компьютеру. Подобным же образом я поступил, кстати, и со всеми остальными сочинениями Рославца, в большей степени исходя из желания поддержать некое единство исполнительского «стиля», нежели по причине невозможности их исполнения. И думаю, что не очень сильно нарушил эстетические каноны, так как для музыкального языка Рославца важно не столько «живое» отношение исполнителя, сколько логика ладогармонических конструкций... Вот интересно, изобретал человек свои эти синтетаккорды, а в итоге получилась музыка, весьма напоминающая по стилю поздние сонаты Скрябина (аналогии с 7-й и 8-й сонатами последнего прослеживаются весьма четко)... Вся хитрость в том, что идея нового музыкального языка у Рославца осталась без фундамента соответствующей образности. Почти все фактурные и формообразующие идеи позаимствованы у Скрябина, что и сыграло решающую роль в восприятии этой музыки. Да и сама идея синтетаккордов, по сути, не так уж сильно отличается, что уж там греха таить, от гармонической идеи Скрябина позднего периода...
Небольшой «довесок» - небольшая статья М. Лобановой, позаимствованная мною из все того же издания «Наследие. Музыкальные собрания». Статья написана к конкретному исполнению произведений Н. Рославца, а отсюда и ее содержание, не имеющее прямого отношения к нашему архиву, но представляющее определенный интерес...
       Д. Кабалевский. 24 прелюдии, №№ 7 - 14. Оставляю без комментариев, приведу только эпиграф автора, который почему-то я забыл воспроизвести в прошлый раз:

       «...Если захочу вдаться в поэзию народную, то верно нигде больше не буду искать, как в русских песнях.»

М. Лермонтов. «Записки»

       Для тех, кто не в курсе, поясню, что во всех прелюдиях Кабалевский использовал материал русских народных песен...

       Р. Глиэр. Эскиз ля минор, соч. 34 № 12. В свое время я заявил, что больше у меня Глиэра нет, но «чисто случайно» обнаружил еще пару пьесок. Первая из них - весьма известный Эскиз - и представляется вашему вниманию...
       Р. Глиэр. Мазурка соль минор, соч. 43 № 3. Вторая пьеска чуть менее известна (хотя, кому как). Вообще, почему всегда очень трудно даются простые жанровые пьесы, типа вальсов и мазурок. Как ни пытаешься сделать аккомпанемент мягким и ненавязчивым, он все равно так и норовит вылезти на первый план...
       А. Глазунов. Пастораль ре мажор, соч. 42 № 1. Новый автор в нашем архиве. Подавляющее большинство пьес написано им до 1900 года (к их числу относятся и эти две пьесы), но есть сочинения, написанные им уже и в XX веке, в частности обе фортепианные сонаты, до которых рано или поздно я доберусь, но пока для «разминочки» немного «раннего» Глазунова (но, вполне зрелого). Согласитесь, чудная музыка...
       А. Глазунов. Вальс ре мажор, соч. 42 № 3. Вполне салонный, на первый взгляд, вальс. Но неожиданное развитие материала в коде выдает профессионала высочайшей пробы...
       Е. Голубев. Игра в мяч, соч. 27 № 13. Еще один «новый» автор. Со временем, надеюсь, он будет представлен и более серьезными сочинениями, но пока ограничимся пьесами из «детского» репертуара. Пьеса, собственно говоря, одна, другие последуют чуть позже, но зато есть небольшая статья А. Головина «Монолог о Е. К. Голубеве»...
       А. Гречанинов. Облака плывут, соч. 118, № 12. Поначалу я хотел сделать что-нибудь более «существенное» из наследия этого автора (кстати, тоже нового в нашем архиве), но сначала «пришлось» сделать несколько пьес, попадавшихся мне в различных сборниках. Пьес я сделал довольно много, но хочется выложить их целыми циклами, которые пока не готовы полностью. Но чтобы не заставлять долго ждать обещанного, предлагаю две наиболее интересные пьески, из имеющихся у меня...
       А. Гречанинов. За работой, соч. 152, № 2. Довольно необычная пьеса для русской музыки. В ней есть что-то «барочное»... Впрочем, можно вспомнить довольно известный прообраз настроения - «Жатва» Чайковского. Но больше всего меня умиляет число, указывающее на номер сочинения... Сколько интересной и неизвестной музыки таится за этими цифрами! Хотя, до К. Черни Гречанинову далековато... Я даже в глубине души порадовался, что архив посвящен только русской музыке... Да что там Черни... Хотя бы В. Белунцова догнать для начала...
       Да, чуть не забыл - статья М. Рахмановой...
       А. Ильинский. Колыбельная си-бемоль мажор, соч. 19 № 23. Пьес этого композитора сделано мною тоже достаточно, но чести быть опубликованной в архиве удостоилась пока только эта Колыбельная. Ничего личного. Просто так получилось. Со временем появятся и остальные...
       А. Лядов. Вальс фа-диез минор, соч. 9 № 1. Одно из ранних произведений Лядова, почти Шопеновское по выразительности, но уже проглядываются индивидуальные черты автора.
       А. Лядов. Пастораль си мажор, соч. 17 № 2. А это уже «чистокровный» Лядов - изысканный и утонченный, и при этом уже слегка «вляпавшийся» в «Могучую кучку», вполне положительно, впрочем, повлиявшую на него...
       А. Лядов. Багатель си мажор, соч. 53 № 1. Вот и добрались до XX века. Уже совсем похоже на Скрябина, вполне можно и перепутать, если не знать. Хотя, очень сложно достоверно утверждать, кто на кого больше влиял - Скрябин на Лядова, или Лядов на Скрябина...
       С. Прокофьев. Фея зимы, соч. 97 № 4. Что-то нечасто стали появляться пьесы «Классика» русской музыки XX века в нашем архиве... Но, рано или поздно, я вернусь к нему и наверстаю упущенное...
       В. Ребиков. Грустная песенка, соч. 8 № 1. Вообще-то, цикл называется «Осенние грезы», но это стало мне известно уже после того, как были приготовлены пьесы для отправки в архив...
       В. Ребиков. Дервиш, соч. 9 № 17. И у этого цикла есть название - «Вокруг света» (не путать с одноименным журналом). И это тоже еще не «модернизм». Кстати, несколько «модерновых» пьес Ребикова у меня есть - скажу прямо, ни на Мосолова, ни на Рославца это совсем не похоже... Я бы даже сказал, что и на «модернизм» это не очень похоже...
       И. Сац. Вальс ля минор. В детстве я очень часто слышал про Саца и «Синюю птицу», но так толком и не мог понять - композитор это, или режиссер, или еще что-то иное?.. Не могу однозначно ответить на этот вопрос и сейчас. Нет, я конечно знаю, чем занимался Сац, но уж больно двойственное впечатление оставляет его музыка. Лично у меня все время возникает ощущение, что это писал не профессионал (по большому счету, он им так и не стал, насколько мне известно). Впрочем, творчество Саца стало уже историей, а наша задача не «замазать» ее фрагменты, а напротив, сделать их всеобщим достоянием...
       А. Скрябин. Прелюдия ля-бемоль мажор, соч. 11 № 17. Попалась в сборнике... У меня, конечно, есть все прелюдии Скрябина и этот цикл в частности, но довольно трудно браться за очередные «24... во всех тональностях», а так я уже как бы и начал - проще будет и продолжить...
       Г. Свиридов. Музыкальный момент. Даже не знаю, чтоб этакого сказать... Короче, слушайте и наслаждайтесь...
       Г. Свиридов. Зима. Все сказанное выше можно отнести и к этой пьесе... Хотя сказано было ровным счетом ничего... Но музыка хорошая...
       Ну, и «на десерт» две пьесы одного из создателей архива - В. Белунцова. Надо же когда-нибудь и о себе «любимом» позаботиться - не все же время других авторов «раскручивать», должна же быть и отдача, наконец - бескорыстие нынче не в моде...
       В. Белунцов. Jazz Extra, соч. 47, пьеса № 11. Не подумайте ничего «такого» - «на десерт» эти пьесы попали лишь по одной причине - Валерий прислал их мне в самый последний момент, когда все остальное уже было готово и подвергнуто «безжалостной критике».
       В. Белунцов. Jazz Extra, соч. 47, пьеса № 12. Впрочем, вполне возможно, что эти пьесы могли бы оказаться в «десертной» части и по другим причинам. Право судить об этом предоставлю вам, а сам скажу лишь, что они абсолютно непохожи на все остальное, что было до этого...


[Новости] [Комментарии] Планы

       Начну с заявления: возможно, что следующий выпуск появится только в начале учебного года - в сентябре. Это не факт, но если так вдруг получится, то моя совесть будет чиста. Но этот вовсе не значит, что я не буду ничего делать... Напротив, сейчас закончу срочные заказы и сразу за скрупулезную работу...
       Итак, в планах:
       Ю. Буцко. II и III части 1-й сонаты для двух фортепиано. Очень интересное продолжение ««монстра». II часть относительно «короткая» (по масштабам Буцко), а вот III может поспорить с первой. Впрочем, меня сейчас больше беспокоит проблема решения аллеаторических блоков. Есть там и такое...
       Н. Рославец. Соната № 2. Одночастная, как и первая. Похоже, что Рославец взялся за ум и стал немного сдерживать свою фантазию. Так или иначе, но фактура сонаты выглядит немного более пристойно. По крайней мере, чисто зрительно... Похоже, что здесь опять не обошлось без влияния Скрябина, но теперь уже более поздних сонат - 9-й и 10-й...
       Д. Кабалевский. 24 прелюдии. Не обещаю, но постараюсь доделать этот цикл до конца...
       Из новых замыслов - Колыбельная Корндорфа для 2-х фортепиано. У нас пока нет Пярта, но это вполне адекватная альтернатива...
       Все остальное покрыто мраком тумана... Понятно, что это будут всевозможные мелочи, не исключено, что сделаю пару небольших циклов. Вполне возможно, что пришел час Чюрлениса, обещанного мною чуть ли не в прошлом веке...
       И последнее. Объявляется новая программа под кодовым названием «чистка белых пятен»! Все лето буду копаться в бумагах и искать всевозможные сведения, отсутствующие пока в нашем архиве: названия циклов, даты создания, информацию о композиторах и тому подобное, а то, что-то даже неудобно как-то...
       Ждем ваших откликов и предложений. Заходите к нам почаще...

В. Рыжков


[Об архиве]  [Как добавить MIDI-файл]
Используются технологии uCoz